Словарь Ожегова: Разногласие – отсутствие согласия из-за несходства во взглядах, мнениях и убеждениях. Словарь синонимов: Разногласие – несогласие, разномыслие, разноречие, разноголосица, диссонанс, какофония.
I. РАЗНОГЛАСИЯ РАЗНОГЛАСИЯМ – РОЗНЬ
Мы знаем, что разногласия между людьми возникают по совершенно разным поводам: по важным и неважным, по принципиальным и непринципиальным вопросам. Они возникают как между друзьями, так и между врагами, как между близкими, так и незнакомыми людьми, как между верующими, так и между неверующими. Это объясняется тем, что у каждого из нас есть своё мнение, своё мировоззрение, свои привычки и предпочтения. Поэтому-то и существует народная поговорка: «на вкус и цвет товарищей нет».
Читая Библию, мы обнаруживаем нечто интересное. Согласно учения Нового Завета, разногласия, во-первых, являются признаком недостаточной духовности: 1Коринфянам 3:3-11 «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».
Во-вторых, в отличии от плодов Святого Духа, разногласия названы в Библии делами плоти: Галатам 5:19-21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
Означает ли это, что любое разногласие является признаком бездуховности?
Скорее всего, нет, потому что другое место Священного Писания утверждает, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Коринфянам 11:19).
Выходит, что разногласия разногласиям – рознь. А если это так, то возникает вопрос: какие именно разногласия Библия называет делами плоти? Это не совсем простой вопрос. Но, тем не менее, мы постараемся на него ответить.
II. КАКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕЛАМИ ПЛОТИ?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к отрывку из Послания Галатам, где перечисляются дела плоти и плоды Духа: Галатам 5:19-26 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
Обратите внимание на дела плоти, которые сопровождают плотские разногласия, особенно на вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, ненависть и убийства. Оказывается у плотских разногласий очень интересная компания. И это неслучайно, потому что это как раз то, что сопровождает плотские разногласия.
Как это проявляется?
– Ересь порождает разногласия. – Возникают споры и распри. – Распри легко перерастают в ссору. – Не примирённая ссора перерастает в свою хроническую форму – вражду. – При этом враждующие стороны испытывают гнев, зависть, ненависть. – В конечном итоге всё это может завершиться убийством.
Таким образом, любое разногласие, которое сопровождается хотя бы одним из перечисленных симптомов, является плотским разногласием.
III. ПРИМЕРЫ РАЗНОГЛАСИЙ В БИБЛИИ
Библия даёт множество примеров разногласий разного рода, как тех, которые являются делами плоти, так и тех, которые ими не являются.
1. Примеры разногласий, которые являются делами плоти
А. Разногласия между фарисеями и саддукеями:
Как известно, саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духов. Фарисеи же во всё это верили. Апостол Павел в своё время мудро воспользовался этим разногласием во время суда: Деяния 23:6-10 «Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу. Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость». Этот пример наглядно демонстрирует, как разногласие переходит в распри, раздор и вражду.
Б. Между учениками Христа: Лука 22:24 «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Это разногласие относится к делам плоти, т.к. оно сопровождалось завистью. Но Иисус сразу же пресёк это разногласие, не дав ему перерасти в распрю, ссору или вражду: Лука 22:25-27 «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».
Обратите внимание на то, как Иисус объяснил ученикам, что подобного рода разногласия являются делами плоти: «цари господствуют над народами… а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший». Иными словами, Иисус сказал: «Вам не должно вести себя по-плотски, как ведут себя земные плотские цари… Ведите себя духовно: служа друг другу в кротости и любви».
В. Разногласие между Стефаном и фарисеями: Деяния 6:9 «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном». Подробно случившееся описывается в 6 и 7 главах. Это разногласие относится к делам плоти, т.к. оно сопровождалось гневом и ненавистью со стороны фарисеев, и завершилось убийством Стефана: Деяния 10:54 «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» и Деяния 10:57-58 «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями».
Фарисеи и законники проявили себя в этом конфликте с плотской стороны, показав свою бездуховность и дела плоти. Стефан же до последнего вздоха проявлял плод духа, умоляя Господа о прощении своих обидчиков и гонителей: Деяния 10:59-60 «…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил».
Г. Разногласия между Иисусом и фарисеями, Иисусом и саддукеями:
Все четыре Евангелия полны примеров разногласий, которые были у фарисеев и саддукеев с Иисусом. Читая о них, нетрудно заметить, что они сопровождались делами плоти со стороны фарисеев и саддукеев, которые постоянно хотели схватить Иисуса Христа и побить его камнями, осудить и предать смерти: Марка 3:6 «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». Марка 14:1 «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить». Матфея 26:59 «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти». Иоанна 11:53 «С этого дня положили убить Его».
Разногласия между Иисусом Христом и законниками и фарисеями переросли во вражду и достигли своего пика, когда Иисус был без вины осуждён ими и распят на кресте, как разбойник.
Такое поведение фарисеев и законников является примером дел плоти и полной их бездуховности.
2. Примеры разногласий, которые не являются делами плоти
А. Разногласие об обрезании уверовавших из язычников: Деяния 15:1-2 «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим». И далее до 31-го стиха рассказывается о том, как данное разногласие было решено мирным образом без проявлений дел плоти.
Б. Разногласие о Марке: Деяние 15:35-41 «Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви».
Кем был Иоанн Марк, и почему из-за него произошло разногласие?
Он был родственником Варнавы (Колоссянам 4:10 «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы – о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его»). Дом Марии, матери Марка, стал впоследствии местом собрания Иерусалимской церкви; куда после освобождения из темницы направился Петр (Деяния 12:12 «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились»).
Отправляясь в первое миссионерское путешествие, Варнава и Павел взяли с собой Иоанна Марка: Деяния 12:24-25 «Слово же Божие росло и распространялось. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком». Деяния 13:4-5 «Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения».
Однако он, не выдержав трудностей, вернулся из Пергии в Иерусалим: Деяния 13:13 «Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим». Несмотря на это, Варнава хотел взять Марка и во второе миссионерское путешествие, но этому воспротивился Павел, выбрав в спутники Силу. После этого Марк сопровождал Варнаву на его родину Кипр (Деяния 4:36 «Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин»).
Это разногласие не сопровождалось делами плоти и не переросло во вражду. Впоследствии между Павлом и Марком вновь установились добрые отношения:
Во время первого заключения Павла Марк находился при нём в Риме: Колоссянам 4:10 «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы – о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его»; Филимон 1:23-24 «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои». В последнем отрывке Павел называет Иоанна Марка своим сотрудником на ниве Божьей.
После второго ареста Павел настойчиво просил через Тимофея, чтобы Марк прибыл к нему: 2 Тимофею 4:11 «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения».
Позднее Марк стал сподвижником Петра, который называл его "своим сыном», что свидетельствует о том, что Марк был приведен к вере Петром: 1 Петра 5:13 «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». В последствии Иоанн Марк стал автором Евангелия от Марка.
Заключение:
Библия призывает нас не к разногласиям, а к согласию и взаимопониманию. Слово Божье учит нас... Во-первых, чтобы мы были в согласии с Господом и Его учением: Титу 1:7-9 «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Титу 2:1 «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением». Во-вторых, чтобы мы были единомышленны и имели между собой согласие: Римлянам 15:5-6 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа». 1 Петра 3:8 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры…» Римлянам 12:16 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе…» 2 Коринфянам 13:11 «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами». Филиппийцам 2:2 «…имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны».
Кроме того, в Новом Завете существует множество мест, призывающих нас к единству:
Иисус Христос молился о единстве Своих учеников (христиан): Иоанна 17:20-23 «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня».
Апостолы призывали христиан к единству духа: Ефесянам 4:1-6 «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Этому же посвящена 12 глава 1-го послания Коринфянам.