ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Ведь подвижники, пустынники учились молчать в особых для того условиях. Вся жизнь строилась, направлялась на созерцание...
Они учились молчать в какой-то смысле в идеальных условиях, но далеко
не все ими пользовались. Пустыня, одиночество, вообще все эти состояния,
положения нелегко даются; нам только кажется: вот уйти бы в пустыню - и
так бы я молчал!.. Большей частью уйдешь в пустыню - и все мысли,
чувства начинают роиться так, как они не роятся в обычной жизни, потому
что сама жизнь не дает им простора. Но, конечно, условия играют большую
роль. Только, например, Григорий Сковорода говорил: замечательно в жизни
устроено, что все сложное ненужно и все нужное несложно. В этом
отношении, если Бог ожидает от нас внутренней стройности, значит, можно
ее достичь где угодно и как угодно, а не только при исключительных
условиях, иначе только очень немногие могли бы себе это позволить. Но
можно "быть в пустыне” и среди людей; иногда среди людей одиночества
гораздо больше, чем когда никого нет; не только потому, что люди -
чужие, а потому, что очень легко совершенно обособиться в толпе и так
нелегко обособиться, когда три человека вместе сидят.
Теперь
второе: молчание - это не только состояние, в котором мы не употребляем
слов, не производим звуков речи. В основе - это внутреннее состояние,
когда мысли улеглись, сердце умирилось, воля устремлена в одном
направлении без колебаний; и этому можно учиться в любой обстановке. В
тот момент, когда вы знаете, куда идете, когда ваша воля выбрала себе
направление и вы держитесь его, тогда вы уже можете волей собрать мысли и
чувства вокруг нее, вокруг этого движения. Потому что начинается-то оно
с того, что у человека пропадает неуверенность. Большая часть того
странного диалога, который у нас идет в голове: "Да - нет; нет - да”, -
происходит от того, что мы не знаем, куда идем; когда мы знаем, мы можем
думать о чем-то другом. Скажем, когда вы потерялись в неизвестном
городе, вы все время думаете: Эта ли улица? Направо или налево?..
Направо или налево?.. Когда вы идете по знакомому кварталу, вы идете и
думаете свои думы - и в этом уже какое-то молчание.
Затем,
молчание (и душевное, и телесное) происходит или развивается, когда мы
отсекаем, отодвигаем от себя беспорядочные желания - скажем,
любопытство. Я не говорю о любознательности, а о той страсти знать все
ненужное - только бы знать! - которая нас просто извергает из себя
самих, мы вне себя живем, потому что не можем успокоиться, пока не
узнаем еще и еще что-нибудь. Тут получается тревога ума, тревога сердца;
и одно из самых основных упражнений, которым надо научиться, это именно
отпустить все, к чему липнет наша душа, - все предметы любопытства,
жадности, страха и т.д., - чтобы войти внутрь себя и изнутри смотреть на
мир, а не быть, как осьминог, который вытянул свои щупальца на все
стороны и держит. Каждый раз, когда мы что-то держим, мы делаемся
пленниками, мы теряем больше, чем приобретаем. В тот момент, когда я
закрываю руку на часах и говорю: "Мои”, - я потерял руку до плеча во
всяком случае, потому что я больше ничего этой рукой не могу сделать, не
потеряв часы. Если я то же самое сделаю с умом, сердцем, волей, то я
могу сжаться в кулачок на каком-то маленьком идоле, и ничего не
останется; поэтому надо отпустить. Это путь к тому, что отцы называют
бесстрастностью, что не означает безразличность, а такое состояние,
когда мы не бываем в "страдательном наклонении”, когда мы не являемся
пассивным предметом воздействия. Ведь почти вся наша жизнь проходит в
том, что мы реагируем, но очень редко действуем. Кто-нибудь сказал - мы
ответили; что-то появилось перед взором - мы увидели. Но очень редко мы
действуем изнутри без принуждения. Нам надо научиться тому, что авва
Дорофей называет самовластием: быть внутри и действовать свободно. Не
потому отлягнуться, что тебя лягнули, а или лягнуться, или нет - по
выбору. Это не уход куда-то вдаль. Один из отцов V века говорил: вернись
под свою кожу, живи под своей собственной кожей; ничего другого от тебя
не требуется. И тогда можно действовать изнутри, тогда можно достичь
молчания. Бывают моменты, когда оно дается, и тогда надо его оберегать и
хранить как можно дольше; пропадет - снова искать. Но по мере того, как
мы привыкаем и находим как бы путь внутрь, проторивается дорожка; мы
уже знаем, как обратно попасть, и можно возвращаться. Возвращение тогда
становится если не постоянным состоянием, то нормальным, вместо того
чтобы быть редкостью.
Нам кажется, что молчание - скучная вещь,
но если раз сильно пережить то, что дает молчание, тогда начинается
тоска по молчанию. Это безмолвие, тишина внутренняя - назовите, как
хотите. Но мы вырываемся из нее, потому что делается немножко
страшновато, мы где-то в промежуточном состоянии: оторвались от одного
берега и не причалили к другому. Тут та же самая проблема, как у ранних
мореплавателей: проще оставаться в своей деревне и не открывать Америки;
но некоторые люди задумывались: А есть ли где-то другой берег? И стоит
ради этого по морю плавать... Я не из таких, но, скажем, Колумб искал и
думал, что оно того стоит. Вопрос в том, сколько у нас смелости духа. Мы
можем сидеть на месте; Бог не принуждает, но Он говорит: Там, где ты
сидишь, тебе не очень-то хорошо... Он бы даже прибавил: Если хочешь
сидеть, хоть не жалуйся!..
Наверное, все же следует иногда выключаться из внешней суеты?
Это помогает; я даже сказал бы: это порой необходимо. Иногда выскочишь
из колеи, и надо что-то сделать, чтобы обратно в колею вернуться; но тут
надо учитывать две или три вещи.
Во-первых, что такое покой? В
лесу или на поле, или в деревне он помогает нам, но мы не всегда
способны его вынести очень долго. Тут надо по лошадке и корм мерить.
Кто-то может быть одиноким в течение часа, кто-то - в течение недели, а
если перейти за свою грань, то начинается новая тревога, другого рода:
тоска по тому, от чего с такой радостью ушел в покой.
Второе:
когда мы видим жизнь в ее гуще, когда она бьет со всех сторон против
нашего покоя, то мы по контрасту очень многое понимаем. Я бы сказал, что
очень многие начали жаждать тишины и покоя, потому что мера
беспокойства превзошла все, что они могли вынести. И это нам тоже нужно,
потому что, если нам предоставить все лучшие условия, мы не всегда
способны их выдержать. Вот длительное одиночество: как чудно! - а я не
могу, не могу... Когда бываешь один в течение достаточного времени (я не
говорю о часах, а о месяцах) и делаешь попытку войти внутрь, в какой-то
момент делается страшно. Из опыта монастырей, из опыта людей, которые
пробовали, ясно, что может наступить момент, когда так делается страшно,
что люди вылетают из кельи с криком, чтобы кто-нибудь им сказал хоть
какое-то слово; хоть бы выругал, что он шумит в коридоре, - все равно,
лишь бы разомкнуть то страшное молчание, которое вокруг. Потому что,
когда мы начинаем входить в себя, будто в лес уходить, бывает целый
период, когда так делается хорошо, что шум ушел. Потом делается немножко
одиноко в лесу; потом идешь глубже, и делается темно и жутко; и вечер
сходит, и какие-то шаги слышны... И в какой-то момент вдруг ощущаешь,
что в тебе пустота; потому что мы привыкли к тому, что мы как бы
заселены паразитическими мыслями о ком-то, о чем-то, но мыслями извне.
Через какое-то время, после пройденного расстояния все это остается
позади; и вот тут начинается пустота. Тогда мы начинаем обнаруживать,
что пустота-то - моя, я пуст; и тут начинается пустыня, самая настоящая
пустыня, в которой иногда очень страшно. И если идти по этой пустыне, в
какой-то момент вдруг видишь, что перед тобой разверзается бездна;
конца-края нет этой пустоте, конца-края нет этим потемкам, и не можешь
предвидеть, что где-то еще забрезжит свет. И люди возвращаются.
И мне кажется, что тут надо себе дать отчет в том, что происходит.
Кентерберийский архиепископ как-то в проповеди сказал, что в каждом
человеке есть пустота, которая по своей форме, своим размерам, своей
глубине может быть заполнена только Богом. Если мы не знаем этого, если у
нас нет представления о Боге или мы не знаем, что есть место Божие, то,
когда мы доходим до сознания пустоты, делается очень страшно и мы
стараемся заполнить и заполняем эту бездну всем, что может дать тварный
мир: знанием, красотой, любовью - чем хотите; бросаем в эту бездну и
прислушиваемся: тронет дно или нет.
Келья выносима, только если
она больше той внутренней кельи, где ты живешь. У епископа Феофана
Затворника есть поразительное письмо, где он описывает, как он привыкал к
затвору. Нам всегда кажется: он святой, ему туда и хотелось. В каком-то
смысле так оно и есть, но когда он начал к этому приближаться,
оказалось, что это совершенно не так просто. Он пошел в монастырь и
сначала позволял себе ходить по монастырю, выходить из кельи,
подниматься на стены и смотреть на русскую равнину. Потом он себе
положил никогда больше не подниматься на стену и не смотреть наружу;
вдруг весь мир закрылся стеной, и он обнаружил, что его душа по ту
сторону стены, что она не умещается в пределах монастыря, что ему
хочется видеть простор, ему хочется дышать ветром, который приходит
через просторы русские. Потом он привык, то есть просто по-человечески
отвык желать этого. Тогда он себя еще немножко сузил: вместо того, чтобы
ходить по всему монастырю, он стал ходить из кельи в церковь и в
трапезную. Когда к этому привык, еще ограничил себя, и так постепенно он
закрыл за собой келью на двадцать восемь лет. Но это заняло у него
долгое время; нам только кажется, что это не так трудно. Найти простор в
этой комнате можно, только если живешь в своем сердце, которое еще
меньше; тогда комната будет громадная; но если внутрь себя не войти, то
весь мир мал.
|