Луки 9:23:
“Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною”.
Иисус учил самоотречению на примере Своей жизни. Если вы хотите следовать за Иисусом, прежде всего, вы должны отвергнуть самого себя. Чтобы делать дела Христа, вы должны жить жизнью Христа. Об Иисусе было написано: “А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” (Марка 1:35). Если вы хотите творить дела Христа, вы должны молиться так, как молился Христос. Давайте остановимся на мгновение и задумаемся над сказанным. Чтобы исполнять дела Христа, верующий должен молиться так, как молился Он. Вы не можете проявлять беспечность в служении молитвы и ожидать, что через вас придёт Божья сила так же, как Он текла через Христа. Наше “Я” молится лишь тогда, когда ему удобно. “Я” не терпит одиночества. “Я” любит молиться в толпе, когда слушают другие - но одинокие ночные часы, проведённые в молитве, не приносят ему славы, ведь нет рядом никого, кто бы мог сказать вам, какой вы великий воин в молитве. Вокруг одинокой фигуры Иисуса, Который вставал задолго до рассвета и шёл молиться в Евангелие от Луки, не было такой аудитории. Иисус сказал: “... отвергнись себя...” (Матфея 16:24). Это жертва, а Богу угодны жертвы (Римлянам 12:1). Вы можете услышать само сердцебиение Святого Духа, когда Он умоляет вас, находящихся в этом зале. Хотите ли вы на самом деле этой силы? На самом деле хотите ли вы оживить Церковь? Хотите ли вы на самом деле увидеть, как снова будет прославлен Бог в сосуде, который Он сотворил, чтобы показать Своего Сына? Вот ответ. Вы должны отвергнуться самого себя. Иначе быть не может. Вы должны желать принести в жертву каждое желание. Послушайте призыв Святого Духа в пос. к Римлянам 12:1. Он обращается лично к вам: “Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего”.
Молитва - это поле битвы. Не заблуждайтесь в этом вопросе. Нет ничего, против чего сатана будет сражаться больше, чем против времени, которое мы отводим для молитвы. Если вы не выделите время, чтобы встретиться с Богом, вы потерпите поражение в молитве. Вы должны выделить это время и сказать: “Это время, когда я встречаюсь с Богом. Оно принадлежит Богу, и я не позволю, чтобы что-то или кто-то отвлекал меня”. Если вы выделите время и не позволите дьяволу прерывать вас, вскоре вы приобретёте силу в Боге. Подходящее для этого время дня - задолго до рассвета: “ищущие Меня (англ. - ищущие Меня рано) найдут Меня” (Притчи 8:17). “И взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим” (Иеремии 29:13). Вы не можете искать Его всем сердцем, когда вас прерывают ваши дети, дела в Церкви, телефон и тысячи других занятий. Вставайте, подобно Иисусу, “весьма рано”. Вы обнаружите, что дьявол слишком ленив, чтобы подниматься в это время. Вы найдёте Бога.
Временами молитва приносит удовольствие - это время освежения. Но по большей части молитва - это встреча с врагом лицом к лицу. Павел сказал: “Наша брань...” (Ефесянам 6:12). Он говорит о борьбе. Борьба - это контактный вид спорта. Павел помещает в эту категорию молитву. Временами мы боремся в молитве, как это делал Иаков, когда воскликнул: “... не отпущу Тебя, пока не благословишь меня” (Бытие 32:26). Это борьба с Богом до получения ответа. Временами ответ задерживается, и, как в истории с Даниилом, который не сдавался 21 день, мы должны молиться до победы (Даниила 10:2). Иногда из-за этой борьбы наше тело устаёт, и напрягаются нервы, как это было с Илиёй, когда он молился о том, чтобы сошёл огонь с неба и начался дождь (3 Царств 18; 19:1-4). Такая молитва требует самоотречения - но только на такую молитву даёт ответ Бог. Если мы не будем бороться с Богом, мы зря тратим время.
Дневник, который вёл Давид Бернард, миссионер к североамериканским индейцам, является замечательной историей торжествующей молитвы. Вот человек, сражённый туберкулёзом. Несмотря на боль, он трудится в самых экстремальных обстоятельствах. Он рассказывает в своём дневнике, что после года проповедей ничего не произошло. Но именно в тот год Давид Бернард провёл несчитанные часы в молитве. Он описывает некоторые из этих часов молитвы до победного конца: “Я восемь часов бился в молитве сегодня. Первые три часа были сплошной борьбой”. Но далее он рассказывает, как после сильной агонии пришёл Бог. Он показал, что, значит бороться и пробиваться к Богу. В этом ответ на силу от Бога. Вот, что сказал Иисус, когда говорил: “И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Матфея 21:22).
Настоящая молитва - это целенаправленная торжествующая молитва. Она является самой большой силой на этой земле. Первая Церковь молилась десять дней, и произошло чудо Пятидесятницы. Три тысячи человек были рождены от Бога. 120 человек молились 10 дней. Пётр проповедовал 3 минуты (по крайней мере столько времени требуется, чтобы прочитать его проповедь) и 3000 человек пришли ко Христу. Сегодня мы молимся три минуты, проповедуем десять дней и ничего не происходит. Моисей провёл сорок дней и ночей в разговоре с Богом, и Библия говорит, что его лицо засияло с такой силой, что ему пришлось носить покрывало. Моисей вернулся из Божьего присутствия. Иисус молился всю ночь. Он поднимался задолго до рассвета для молитвы. Было настолько очевидно, что чудеса, которые Он творил, были плодами молитвы, что Его ученики попросили: “Господи! научи нас молиться...” (Луки 11:1). Когда ученики не смогли изгнать беса (Марка 9:23-29), Иисус сказал им, что причина была в недостатке молитвы и поста (стих 29). “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною” (Марка 8:34). Конечно же, для того, чтобы молиться так, молился Иисус, требуется самоотречение.
В течение последних 30 лет я вставал около 4:30 утра, чтобы быть на молитве в 5 утра. Когда звонит будильник, плоть начинает стонать: “Давай полежим ещё пару часов. Ничего не случится, если сегодня пропустишь молитву”. Это настоящая жертва. Нужно отвергнуть своё “я”, чтобы провести всю ночь в молитве, или вставать задолго до рассвета. Иисус сказал, что если вы хотите быть Его учениками, если вы хотите совершать Божьи дела, в этом будет состоять ваша жизнь. Пост - важная часть самоотречения. Всё, что имеет жизнь, требует пищи - заберите пищу и немедленно начнёт действовать смерть. Не имеет значения, относится это к растению, человеку, или к духовному миру. Если вы заберёте пищу, начнёт действовать смерть. Желание пищи - одно из самых сильных желаний “я”, плоти. Именно за еду, Исав продал право первородства. Ни на что иное, как на физический голод, сатана направил первую попытку искусить Иисуса. Иисус предупреждал против переедания (обжорства) (Луки 21:34). Нет ничего плохого в том, чтобы есть. Неправильно есть слишком много. Пища может стать вашим богом. Павел говорил о некоторых людях: “... враги креста Христова; ... их бог - чрево... они мыслят о земном” (Филиппийцам 3:18-19).
Пост - это не инструмент для заключения сделки с Богом. Пост относится лишь к отречению от своего “я”, распятию плоти. Божий ответ направлен только к духовному человеку, новому творению. Когда новое творение молится, Бог отвечает каждый раз. В Исаии 58:9, которое непосредственно связано с 58:6 и 7, где пост показан как разрушающий ярмо плоти. “Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма...” Он описывает пост и ясно показывает в 6 и 7 стихах причины для поста. Пост не изменяет Бога, он изменяет вас. Когда развязаны узы ярма, новое творение впереди, и когда оно призывает Бога, Бог отвечает. Пост - очень определённое средство для того, чтобы не давать плоти оживать. Именно через пост сокрушается ветхий человек.
Сила - это проявления Божьего присутствия. Пост открывает путь к явлению Божьей жизни. В Исаии 58:8 употреблено слово “тогда”. Это означает, что после того, как произойдёт описанное в 6 и 7 стихах, когда вы сокрушите плоть, “тогда откроется, как заря, свет твой...” Свет есть жизнь. Иоанна 1:4: “В Нём (Иисусе) была жизнь, и жизнь была свет человеков...” Когда сокрушена плоть, тогда прорывается ваш свет, потому что через вас начинает течь жизнь Бога. Когда вы поститесь, вы сокрушаете “ветхого человека”, когда вы молитесь, вы воздвигаете “нового человека”. Пост, истинный пост, заключается в том, чтобы дать Богу первое место перед всеми требованиями жизни плоти. Чем ближе ученик ходит с Богом, тем больше в его жизни сила. “Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам” (Иакова 4:8). Приблизиться к Богу означает отойти от всего, что не от Бога. Это значит отвергнуться себя.
Не метры и сантиметры отделяют нас от Бога: мы отделены нашими беззакониями. Исайя 59:2: “Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим...” Если вы посмотрите значение слова “беззаконие”, вы увидите, что оно означает “поступать своевольно”. Удалиться от этого значит приблизиться к Богу. Самоотречение зачастую отделит вас от компании людей, которая вам кажется наиболее приятной. Если вы хотите обладать Божьей силой, вы должны общаться с Богом. Истинное общение: “... а наше общение - с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом” (1 Иоанна 1:7). Те, у кого есть сила Бога, те, которых Он использует, чтобы принести освобождение больным, страдающим, проводят много времени наедине с Богом прежде, чем они выходят к людям.
На наших уроках, посвящённых обновлению сосуда, или Божьим вратам, я говорил о том, что пастор - это Божий старец, и он должен видеть сны. Это означает, что вы должны ожидать в Божьем присутствии до тех пор, пока не услышите, и не будете знать, что делает и говорит Бог. Затем, вы можете выходить к собранию от Божьего присутствия и рассказать ваш сон Божьему народу. Первый шаг к истинному пробуждению состоит в том, чтобы вы, Божий старец, проводили много времени в Божьем присутствии. По этой причине Церковь назначает дьяконов, чтобы заниматься административными делами. Не Бог призывает дьяконов. Они назначаются на этот пост, чтобы Божьи старцы могли посвятить себя молитве и Божьему Слову, чтобы они могли, выйдя из места для молитвы, принести Бога людям. Сила - результат ожидания перед Богом.
Если вы позволите Церкви сделать из вас прославленного бизнес-менеджера, если вы будете проводить время в погоне за машинами “Скорой помощи”, проповедуя на похоронах или держа за руку неудовлетворённых, у вас не будет силы Бога. Истинно, вы сможете удержать в Церкви этого рассерженного лицемера, если он знает, что вы будете держать его за руку. Но, если вы будете проводить время с Богом, чтобы Иисус сиял через вас за кафедрой, вы привлечёте тех, кто жаждет Бога. “Я” говорит: “торопись”, Бог говорит: “Терпением вашим спасайте души ваши“ (Луки 21:19). То есть, новый человек спасёт свою душу. Мы приобретаем терпение через страдание. Давид сказал: “Покорись Господу и надейся на Него... (англ. - покойтесь в Господе, ожидайте Его с терпением)” (Псалом 36:7). Ожидание - почти утерянное искусство, мы хотим всего сейчас. Некто сказал: “Я понял, что это поколение в беде, когда увидел, как молодёжь стоит перед микроволновой печкой и кричит ей: поторапливайся”. Человек, который ожидал перед Богом, повелевает болезни и бесам уходить, и они уходят. Человек, у которого нет времени для ожидания, говорит те же самые слова, но ничего не происходит. Ожидание перед Господом включает в себя пост, молитву, и просто, само ожидание. Когда вы сказали всё, тогда ожидайте, позвольте Богу говорить с вами.
Когда я впервые приехал в Россию, их молитвенные собрания состояли из сплошного разговора и 4-5 минут молитвы. Между этими короткими молитвами они пели песни. Они говорили: “Нам уже не о чём говорить”. Я научил их ожидать перед Богом, говорить с Богом, и когда они не чувствуют вдохновения говорить, просто ожидать в молчании. Молитва - это диалог. Позвольте Богу говорить. На молитвенном служении, читая Библию, вы не оставляете молитву: вы даёте Богу возможность говорить с вами. Большая часть Его разговора - через Божье Слово. “Я” беспокойно и нетерпеливо, оно постоянно нуждается в действии, внимании, удовлетворении. Оно думает о мирском, о плотском. Иисус сказал: “... если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя...” (Луки 9:23). Матфея 28:18: “... дана Мне всякая власть (сила)”. Вся сила в Иисусе, и её нельзя получить без Него. “Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём” (Иоанна 3:36).
Иисусу дана вся сила. Это означает, что она не дана ни мне, ни вам. Единственная сила, возможная для меня, - это Иисус, пребывающий во мне. В той степени, в которой мы уподобляемся Его образу, Божья сила будет работать через нас. Он не будет разделять Свою жизнь с вашей жизнью. Поэтому Он говорит: “... если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя”. К служению силы нет коротких путей. Подобно Павлу, мы должны “сораспяться Христу” (Галатам 2:19). Необходимо позволить Христу жить через нас. Я хочу дать вам один из наиболее важных аспектов этого урока, когда мы говорим о самой важной его части. Возможно, что эта сила в вас есть, но её не видно. Библия говорит о “... подавляющих истину неправдою” (Римлянам 1:18). “Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога...” (стих 21). Единственный способ прославить Бога - позволить Ему жить через вас. Величайшее преступление двадцатого века - иметь Бога внутри и являть “я” снаружи. Тот факт, что это может быть верным (и является верным), демонстрируется в Евангелии от Матфея, когда Иисус говорит Своим ученикам: “Так да светит свет ваш...” (Матфея 5:16). Форма глагола “светит” говорит, что свет есть. Свет - это Божья жизнь (Иоанна 1:4). “Так да светит свет ваш...” Позвольте жизни Бога явиться через вас, чтобы все люди увидели ваши добрые дела (Иоанна 5:16).
Нет никого благого, кроме Бога (Матфея 19:17), и когда мир видит добрые дела, которые от Бога, они будут прославлять вашего Отца Небесного. Единственная причина, почему вы живёте на этой земле, - это прославить Бога. Единственная причина для пробуждения - прославить Бога. Любой другой мотив - эгоизм. Давид сказал: “Время Господу действовать: закон Твой разорили” (Псалтирь 118:126). Время для нас с вами отвергнуться себя и позволить жизни Иисуса течь через нас. Потому что, когда вознесён Христос, люди будут привлечены к Нему (Иоанна 12:32).