Прочитал отрывок из беседы
Митрополита Илариона (Алфеева) "Мистицизм в Православии".
Мне очень понравилось его определение мистицизма и решил поделиться.
Если ортодоксальная церковь об этом говорит, то и для нас(протестантов-харизматов) это должно быть не ново В современном русском языке слова “мистицизм”, “мистический”, “мистика” употребляются в самых разных значениях. О “мистике” говорят как о чем-то загадочном, непонятном, таинственном. Очень часто термин “мистический” прилагают к оккультным и демоническим явлениям: в соответствии с этим под “мистицизмом” понимаются различные явления естественного и противоестественного характера, в той или иной степени связанные с оккультизмом.
Все эти значения слов “мистицизм” и “мистика” не имеют никакого отношения к тому, о чем пойдет речь. Ибо мы будем говорить о христианской мистике, а христианство с оккультизмом не имеет ничего общего. Речь пойдет о вещах, принципиально отличных от того, что в просторечии понимается под “мистикой”. Речь пойдет об опыте общения человека с Богом – опыте, который в богословской науке принято называть мистическим.
Термины “мистицизм”, “мистика” и “мистический” происходит от греческого прилагательного “мистикус”, означающего “таинственный”. В современном христианском богословии мистицизмом называют такой религиозный опыт, который основан на встрече человека с Богом лицом к лицу – таинственной и сверхъестественной встрече с Реальностью, превышающей всякое человеческое восприятие. Многие думают, что, поскольку Бог невидим, нет никакой возможности соприкоснуться с Ним непосредственно и увидеть Его. Однако опыт Церкви показывает, что видение Бога возможно для людей – несмотря на то, что Бог по природе невидим; и встреча с Богом также возможна – вопреки тому, что Бог находится за пределами понимания и постижения.
Иисус Христос сказал: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф. 5:8). В этом обещании Христа – основа нашей надежды на то, что, когда мы очистим свое сердце, мы сможем увидеть Бога, причем не только после смерти, но уже при жизни. Речь не идет об обычном земном “видении”: речь идет о созерцании Бога внутренними “глазами ума”, “очами души”. Это созерцание трудно описать словами, так как оно таинственно, мистично; тем не менее оно является основополагающей реальностью христианской жизни.