Деян.7:51 "... Люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу..." Обновление ума - это один из важнейших акцентов новозаветных посланий. И хотя наш отрывок вроде бы не говорит о разуме, очевидно, что речь идёт об органах души. Жёсткая выя (шея), необрезанные уши и сердце - всё это прообразы частей человеческой души, не принимающей того, что от Духа Божия (1Кор.2:14).
Богословы говорят, что душа состоит из воли, разума и эмоций. И если шею, которая крутит головой, можно считать прообразом воли, то уши и сердце символизируют разум и эмоции. Получается, есть такой разум, который можно назвать необрезанным. Вывод, который отсюда следует - необрезанный разум всегда чинит препятствия Духу Святому.
В принципе, это и так очевидно из нашей практики, но теперь мы имеем ещё и подтверждение из Писания. И если необрезанный разум противится Духу Святому, то логично предположить, что обрезанный - наоборот, способен сотрудничать с Духом Святым. И поэтому, говоря об обновлении ума, одним из важнейших факторов в этой сфере будет, как ни странно, его "обрезание" или ограничение.
Наш ум необходимо постоянно "препоясывать" (1Пет.1:13). В чём же состоит это ограничение? Казалось бы, если мы стремимся обновить свой ум, то по идее, речь должна идти о его РАЗВИТИИ, о повышении его активности. Но из нашего отрывка видно, что чрезмерное доминирование ума приводит к противоположному эффекту - не к обновлению, а к религиозному обмирщению.
Фарисеи были людьми с развитым интеллектом (например, Гамалиил) и это, вроде бы, должно было послужить им во благо. Но вышло как раз наоборот - их чрезмерная умственная активность была настолько интенсивной, что они не могли даже на секунду остановиться и ПРИСЛУШАТЬСЯ к своему духу (отсюда и видно, что их "уши" не обрезаны). Согласно определения апостола Иуды, это люди "душевные, не имеющие духа".
Необрезанный разум делает нас высокомерными и чересчур философствующими. Павел говорит о таких людях, что они надмеваются своим умом ("знание надмевает"). В миру о таких людях говорят, что они "умничают". Зачастую это обвинение безосновательно, поскольку используется для того, чтобы просто кого-то "обломать", но иногда это замечание справедливо.
Это не значит, что мы не должны развивать свой ум, расширяя его кругозор или тренируя его память. Речь не об этом, а о том, чтобы не жить ТОЛЬКО своим умом. Понимаете, есть люди, для которых их разум - это идол. Его нужно всегда накормить, ему нужно всегда ответить на все вопросы, ему нужно всегда предоставить право найти все решения и всегда позволить расхаживать там, где ему хочется. Но даже и это не самое главное. Самое главное в том, что ему всегда надо предоставить всю нашу жизненную энергию.
Всем известно, что умственная активность отнимает колоссальное количество жизненных сил. Как вы думаете, почему Павел советовал своим подопечным работать "собственными руками", а не "головой"? Ведь не секрет, что в этом мире больше денег зарабатывается именно ГОЛОВОЙ, а не руками. Наверное, Дух Святой не хочет, чтобы мы отдавали своему уму чересчур много жизненных сил. У нас, кроме мыслительной активности, должны оставаться силы и на духовную активность.
Так что дело здесь не в образовании и не в интеллектуализме, а в СТИЛЕ самого мышления. Есть люди, очень недалёкие в плане образования и кругозора, но их разум более активен, чем умы некоторых профессоров и мыслителей. Конечно, разум этих простых людей не загружен формулами, наукой и другими высокими материями, но он всё равно ЗАГРУЖЕН. Он постоянно требует новой порции энергии, нового усилия внутреннего внимания, не позволяя нам прислушиваться к чему-то другому ("уши" не обрезаны).
Но ведь разум - это ещё не всё, есть ещё дух. И хотя мы, как личности, неделимы и все наши ипостаси взаимосвязаны (попробуй раздели!), всё же эти ипостаси чётко различимы. Наш разум - это не то же самое, что дух. Возможно, где-то эти ипостаси пересекаются, взаимно проникая и может быть даже частично смешиваясь, но всё равно это принципиально разные сущности. И для успешного обновления ума нам важно понимать эту разницу.
1Кор.14:14. То, о чём говорит здесь Дух Святой - между нашим умом и духом должен быть баланс, т.е. мы, как личности, должны быть сбалансированными. Исторический опыт показывает, что сегодня акцент христианства всё ещё смещён в сторону интеллектуализма (это началось в средние века). У коринфян была другая проблема - их акцент был смещён в другом направлении, т.е. полностью в сторону духа. Это видно из контекста первого послания и Павел пытается увести их из этой крайности, но мы должны понимать, что нам нужно в равной степени и то, и другое.
Последние пробуждения и движения направлены на то, чтобы восстановить в церкви должное внимание к человеческому духу. Верующие веками кормили свой разум, но не давали питания своему духу. Да, наш ум нужно кормить (чтобы, по словам Павла, он не оставался без плода), и всё же его не надо перекармливать (как и тело). Сегодня в христианстве ситуация выравнивается, но есть ещё много верующих с "перекормленным" разумом (достаточно заглянуть на форумы).
Давайте сами себе честно ответим, в какую сторону смещён этот акцент у нас? Может, стоит немного "урезать пайку" своему пытливому уму (прежде всего "энергетическую пайку")? Наверное, это и будет тем, что Библия имеет в виду, когда говорит об обрезании ума. Итак, чтобы успешно обновлять свой ум, его надо, как ни странно, обрезывать, препоясывать, ограничивать и учиться перенаправлять своё внимание на дух.