Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Прежде чем придёт Сын Человеческий (Мф. 10:23)
Одним из наиболее сложных отрывков в Новом Завете является Матфея 10:23, где Иисус говорит Своим ученикам:
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Этот стих уходит корнями в контекст того, как Иисус отсылает Двенадцать. Итак, возникает вопрос — о каком времени говорил Иисус? По поводу этого отрывка были сделаны различные толковательные выводы, и цель этой статьи будет состоять в том, чтобы рассмотреть различные толкования и предоставить наш собственный анализ текста.

Контекстуальный фон

Матфея 10:23 помещает нас в середину служения Иисуса в Галилее. В начале главы 10 Иисус поручает двенадцати ученикам и отправляет их по двое служить без Него. Им даны инструкции не выходить за пределы Галилеи или еврейского народа (Матфея 10:5-6).[1] Цель ограничения только еврейским народом, “домом Израиля” (οἶκου Ἰσραήλ), по-видимому, искупительно-историческая.[2] Иисус на некоторое время ограничил миссию учеников, но Сам Он намеренно отправился в языческие районы, чтобы подготовить Своих учеников к их последующей вселенской миссии.[3]

Содержанием послания учеников было провозглашение Царства Небесного, посредством которого они призывали людей к покаянию и подтверждали своё послание различными знамениями и чудесами (Матфея 10:8). Они должны были получать поддержку от тех, кому они служили, и от них не требовалось брать с собой дополнительные припасы в дорогу. Иисус велел им благословлять дома, которые приняли их, но отряхивать прах со своих ног, когда они были отвергнуты. Те, кто отвергал их, были недостойны Евангелия Царства, и ученикам не нужно было метать свой жемчуг перед такими свиньями.[4]

В Матфея 10:16-23 Иисус расширяет Своё обсуждение не только этой непосредственной миссией, но и вселенской миссии церкви. В этом тексте Он пророчески предупреждает Своих последователей о серьёзном противодействии и отвержении, с которыми они столкнутся. Они будут преданы суду, избиты в синагогах и притащены к правителям и царям, чтобы “свидетельствовать перед ними и язычниками” (10:18). Эти пророческие предостережения в полной мере исполнились в священной истории церкви (Деяния 4:1-22; 5:17-41; 6:12-8:3; 12:1-19; 16:19-40; 21:27-28:31), а также в более поздней церковной истории. Иисус призывал учеников не беспокоиться в те времена, потому что Он даст им Святого Духа, который будет говорить через них. Они не остались бы без утешителя и проводника. Дух Божий дал бы им силу смело провозглашать Евангелие. Обсуждение Иисусом разделения в семьях (Матфея 10:21-22) описывает сцену, когда ситуация становится ещё хуже, когда последователи Христа будут подвергаться давлению со всех сторон, чтобы отречься от Христа. И именно здесь, в этом непосредственном контексте, мы сталкиваемся с этим необычным текстом, где Иисус говорит Своим ученикам, что они не закончат ходить по городам Израиля, пока Он не придёт (10:23).

Различные толкования Матфея 10:23

В своём комментарии к Матфея Д. А. Карсон перечисляет по меньшей мере семь различных толкований этого отрывка. Наша цель здесь не в том, чтобы взаимодействовать со всеми из них, а в том, чтобы кратко рассмотреть некоторые из наиболее популярных мнений.

Во-первых, есть некоторые, кто утверждает, что Иисус просто говорит ученикам, что они не будут проходить через все города, пока Он не вернётся к ним. Другими словами, Иисус имел в виду тот момент, когда Он присоединится к ним после выполнения непосредственной миссии.[5] Однако эта точка зрения проблематична, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, хотя Иисус обсуждает непосредственную миссию учеников в 10:6-15, в стихах 16-22 обсуждается более широкий масштаб миссии. Эти стихи включают преследования и другие темы, которые предполагают время, выходящее за рамки непосредственной миссии Двенадцати. Возвращать стих 23 к обсуждению непосредственной миссии - значит неправильно использовать его в контексте. Во-вторых, если следовать этой линии рассуждений (что стих 23 является отсылкой к воссоединению Иисуса с учениками после непосредственной миссии), то трудно понять, как исполняются стихи 16-22 главы 10. Существует мало свидетельств, если таковые вообще имеются, свидетельствующих о том, что ученики подвергались жестоким преследованиям во время этой миссии.[6] Развитие контекста и тот факт, что в течение этого времени не было никаких признаков преследования, делают эту точку зрения маловероятной.

Во-вторых, другие интерпретировали это “пришествие Сына Человеческого” как отсылку к публичному отождествлению Иисуса с Мессией при воскресении. Жан Кальвин связывал пришествие Иисуса с тем, что Он помогал ученикам в их миссии в Иудее силой Святого Духа.[7] Это правда, что Иисус действительно обсуждает Своё “пришествие” через работу и силу Святого Духа — особенно в Евангелии от Иоанна (см. Иоанна 14:18; 16:16, 22). Однако эта точка зрения, по-видимому, не является лучшей интерпретацией. В неё в какой-то степени рассматривается преследование, но не учитывается актуальность текста - “истинно говорю вам” (ἀμήν γάρ λόγω). Кроме того, Святой Дух сошёл на учеников в день Пятидесятницы, который произошёл до того, как началась большая часть гонений на учеников, что фактически доказывает обратное тому, что сказано в Матфея 10:23, что сначала начнутся гонения, а затем придёт Сын Человеческий. Наконец, важно отметить, что личность Святого Духа не является главной темой в Евангелии от Матфея, что делает эту интерпретацию менее вероятной.[8]

Третий и наиболее важный взгляд на этот отрывок состоит в том, чтобы взглянуть на него с будущей эсхатологической точки зрения, так что Иисус каким-то образом имел в виду Своё Второе пришествие. Некоторые защитники на самом деле увидели бы двойное исполнение в том, что Иисус говорил в форме пророческой стенографии. Безусловно, есть некоторые основания для такого толкования, потому что у ветхозаветных пророков есть многочисленные примеры такого рода пророчеств.[9] Однако только потому, что существуют примеры двойного исполнения, не означает, что каждый рассматриваемый отрывок должен рассматриваться таким образом. Трудно сделать вывод, что здесь дело обстоит именно так. Во-первых, Иисус обращается к ученикам и их опыту, когда они подвергаются преследованиям. Кроме того, чувство срочности, которое мы находим в стихе 23b, связано с первой половиной стиха. Неразумно разъединять стих 23а и 23b без достаточных на то оснований.[1] Более того, если этот отрывок является двойным исполнением, причем немедленное исполнение уже произошло, разумно спросить, когда произойдет будущее исполнение. Если только кто-то не примет какую-то диспенсационную эсхатологию, в какое время в будущем Божий народ “не пройдёт через все города Израиля”, прежде чем Он вернётся?

Соответственно, диспенсационалисты придерживаются совершенно иного подхода к этому тексту, предлагая четвертую точку зрения. Классический комментатор-диспенсационалист Джон Уолворд даже не видит церкви в этом тексте. Он пишет:
Иисус заявил, что они не смогут выполнить свои задачи по достижению всех городов Израиля до тех пор, пока не придёт Сын человеческий. Это, по-видимому, предвосхищает Второе пришествие Христа и рассматривает всю нынешнюю эпоху церкви как скобку, не принятую во внимание в этом пророчестве.[11]
Другими словами, согласно Уолворду, это отсылка к периоду после того, как церковь была восхищена Христом, и относится к верующим, которые живут во время Великой скорби. Церковь — это всего лишь скобка между моментом, когда Иисус произнёс пророчество, и его фактическим исполнением. Эта точка зрения страдает от того факта, что скобки не могут быть обоснованы. Более того, это понимание было бы непонятным для тех, кто его слышал, а также для первоначальных читателей Евангелия от Матфея. Самое главное, что эта позиция полностью отрывает отрывок от непосредственного контекста, который, как правильно отмечает Уолворд, относится к событиям, которые постигнут учеников после Пятидесятницы.[12]

До сих пор все четыре позиции, которые мы рассмотрели, исходили из точки зрения веры. Существуют и другие интерпретации, которые, по сути, заключают, что Иисус ошибался. Видным сторонником этой школы был Альберт Швейцер, который утверждал, что это пророчество об Иисусе осталось “неисполненным”.[13] Когда церковь осознала, что существует множество неисполненных предсказаний о Христе, им потребовалось скорректировать свою теологию. Сохранилось лишь несколько следов “первоначального учения” Иисуса, включая этот текст. Другими словами, Матфея 10:23 — это остаток первоначального, неправильного учения Иисуса.[14] Если всё, что имел в виду Иисус, было Вторым пришествием, и Иисус говорит им, что это произойдёт до того, как они пройдут по городам Израиля, тогда было бы трудно понять это каким-либо другим образом. Однако эта точка зрения ошибочно предполагает, что мы должны воспринимать то, что говорит Иисус, только как ссылку на Второе пришествие. Однако есть и другая точка зрения, которая более правдоподобна.

Толкование Матфея 10:23

Хотя этот отрывок вызывает трудности, нет никаких сомнений в том, что Иисус сказал это, а Матфей записал. Текстовые свидетельства убедительно свидетельствуют о его подлинности, и хотя в этом отрывке есть варианты, они не влияют на трудности интерпретации.[15]

Детальное изучение этого отрывка должно привести к отказу от общих положений некоторых из предложенных точек зрения. Например, “города Израиля” (πόλεις του ͂Ἰσραὴλ) в стихе 23 не следует рассматривать как указание на что-либо, кроме городов в Палестине. Из-за немедленных преследований и евангелизации ученики не будут оставлять города Израиля.[16] Непосредственный контекст (10:6, “дом Израиля”) указывает на то, что ссылка ограничена Палестиной, и нет никаких указаний на то, что она изменилась, чтобы относиться к городам за пределами “Святой земли”. Таким образом, с самого начала ограничительный характер “городов Израиля” (πόλεις του ͂Ἰσραὴλ) с его ограниченностью непосредственной миссией учеников затрудняет экстраполирование этого как некой общей миссии Израиля, ведущей ко Второму пришествию.

Ещё одна важная фраза - “Сын человеческий” (ὁ οἱὸς τοῦ ἀνθρώπου). Часто эта фраза используется в эсхатологическом контексте, например, в Матфея 24:30 и 25:31, и, более чем вероятно, это эсхатологическая ссылка в Матфея 10:23. Д.А. Карсон говорит, что пришествие Сына Человеческого - это то же событие, что и пришествие Царства.[17] Другими словами, пришествие Сына Человеческого приносит Царство.[18] Это не означает, что те, кто рассматривает этот отрывок как Второе пришествие Христа, правы в том, что это отсылка к тому времени, когда Христос вернётся, чтобы завершить Своё царство. Вместо этого этот отрывок следует понимать как относящийся к категории реализованной эсхатологии.[19] Вот где полезна парадигма Царства Божьего "уже"/"ещё нет". Как справедливо отмечает Карсон:
В одном смысле Иисус был рождён Царём (2:2), в другом Он обладает всей властью в результате Своих страстей и воскресения (28:19), а в третьем Его царству приходит конец. К этой теме пришествия Царства примешивается неоднократное предупреждение Иисуса евреям о катастрофе, на которую они навлекают, не признавая и не принимая Его. В этом Он стоит на плечах ветхозаветных пророков, но Его предостережения уникальны, потому что Он Сам является эсхатологическим судьей и потому что сейчас наступает мессианское царство как в благословении, так и в гневе.[20]
Другими словами, этот отрывок относится к пришествию Царства, но в нём подчеркивается определенный аспект этого царства, который наступает на различных этапах. И частью этого царства является суд, особенно суд над Иерусалимом и народом Израиля.

Обоснование ссылки на 70 год нашей эры

В свете этого наиболее правдоподобным пониманием этого отрывка является то, что это отсылка к пришествию Иисуса в форме суда над Израилем — конкретно, в 70 году н.э. Иисус неоднократно предсказывал суд, который постигнет Израиль в Матфея (21:1-22; 21:28-22:14; 23:29-36; 23:37-24:1),[21] и, похоже, это подходит к этой теме. Иисус имеет в виду тот факт, что Он придёт и принесёт разрушение народу, который отверг Его. Эта интерпретация подтверждается следующими аргументами.

Во-первых, эта интерпретация прекрасно вписывается в контекст. Оно ограничено теми, к кому относится этот отрывок (двенадцать учеников), и допускает гонения после Пятидесятницы, которые обрушились на апостолов до 70 года нашей эры. До 70 года нашей эры апостолы всё ещё входили в синагоги и выходили из них, проповедуя Евангелие еврейскому народу. Иисус говорит им, что они не завершат свою миссию в этих городах до тех пор, пока Сын Человеческий не придёт вершить суд над Израилем.

Во-вторых, такое толкование соответствует сильной настоятельности этого отрывка. Настойчивость Иисуса не согласуется с пониманием, которое рассматривает это как окончательное завершение в отдалённом будущем. Его срочность, по-видимому, вызвана чем-то радикальным, что должно произойти, и это должно произойти до того, как ученики закончат путешествие по Израилю. Другими словами, срочность в стихе 23b (“ибо истинно говорю вам”) связана с тем, что будут делать ученики, а не с чем-то, что произойдёт в отдаленном будущем после их жизни. Разрушение в 70 году удовлетворяет этой неотложности.

В-третьих, это толкование хорошо согласуется с мотивом суда, который встречается в Матфея. Как упоминалось ранее, Матфей записывает многие высказывания Иисуса о грядущем суде над Израилем. Это включает в себя Его проклятие смоковницы как символа Израиля (Матфея 21:18-19), притчу об арендаторах, в которой Иисус заявляет, что царство будет отнято у народа Израиля (21:40-43), беды, о которых возвещает Иисус, которые обрушатся на еврейских лидеров (23:29-36), и Его предсказание о том, что храм, который был воплощением еврейской религии, будет разрушен (24:2). Понимание Матфея 10:23 как пришествия Сына Человеческого для суда над Израилем хорошо согласуется с этим мотивом. Дональд Хагнер хорошо подытоживает это, когда говорит:
Эта исключительная миссия Двенадцати Апостолов в Израиле, которая отражает их исторический приоритет в спасении перед язычниками, не достигнет своего завершения до того, как она будет прервана пришествием Сына Человеческого на суд над Иерусалимом, символизируя тем самым сдвиг, при котором язычники, а не евреи, приобретут приоритет в достижении цели от Бога. Таким образом, эта миссия для евреев, отражающая их место в истории спасения, имеет временные ограничения, окончание которых (но не конец еврейского евангелизма) будет ознаменовано пришествием Сына Человеческого для суда над Израилем.[22]
Вывод

Как отмечалось в начале этой статьи, этот отрывок труден. Я не утверждаю, что все трудности с интерпретацией заканчиваются на этой статье. Однако изложенная здесь точка зрения защитила бы Священное Писание от утверждений о том, что Иисус был неправ. То, что пророчествовал Иисус, действительно сбылось, вопреки Швейцеру. Иисус действительно вернулся до того, как апостолы прошли через все города Израиля, в форме суда, постигшего Иерусалим в 70 году нашей эры.[23] Этот суд открыл новую эру истории спасения, когда тени храма, системы жертвоприношений, священства и так далее были устранены. с тем, что выполнили свое предназначение. Однако суд, который был вынесен над Иерусалимом в 70 году нашей эры, был просто предзнаменованием грядущего окончательного суда. Другими словами, когда Господь действительно вернётся, чтобы возвестить окончательное завершение всего сущего, мы знаем, что суд, излитый на Иерусалим, не сравнится с судом, который постигнет весь мир из-за тех, кто откажется преклонить колени перед Иисусом Христом.


[1]“Использование слова ὁδόν с родительным падежом в географическом контексте означает "идти дорогой или тропинкой к" какому-либо месту. Посланные ученики не должны следовать по дороге на север или восток в языческие районы, и они не должны идти на юг, в землю самаритян”. Грант Р. Осборн, Матфей, Экзегетический комментарий к Новому Завету. (Гранд-Рапидс: Зондерван, 2010), 377.

[2] Там же.

[3] Там же. См. также Р.Т. Франс, Евангелие от Матфея, TNTC (Grand Rapids: Eerdmans, 1985), 178. Франс пишет: “Это высказывание отражает исторический факт, что за очень немногими исключениями... миссия как Иисуса, так и Его учеников до воскресения фактически ограничивалась Израилем; время для миссии язычников наступило позже. Акцент в этом высказывании делается в первую очередь не на запрете более широкой миссии, а на приоритете миссии в Израиле”. Смотрите также обсуждение в Gene R. Smillie, “Даже собаки: язычники в Евангелии от Матфея”, Журнал Евангелического теологического общества, 45/1 (март 2002), 90-91.

[4] Осборн, Мэтью, 381.

[5] О сторонниках этой интерпретации см. Д. А. Карсон, “Матфей”, в Библейском комментарии толкователя, том 8, изд. Фрэнк Гебелейн (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1984), 250.

[6] Там же, 250-251.

[7] Жан Кальвин, Комментарии к евангелиям от Матфея, Марка и Луки, том 1 (Гранд-Рапидс: Христианская эфирная библиотека), 404.

[8] Карсон, “Мэтью”, 251.

[9] Уильям Хендриксен, Изложение Евангелия от Матфея, Комментарий к Новому Завету (Baker Academic: 1983), 467.

[10] Карсон, “Мэтью”, 251.

[11] Джон Уолворд, Мэтью: Да приидёт Царствие Твоё (Чикаго: Moody Press, 1998), 76.

[12] Там же.

[13] Альберт Швейцер, "Поиски исторического Иисуса: критическое исследование его продвижения от Реймаруса к Вреде" (Лондон, 1910), 357.

[14] Карсон, “Мэтью”, 252.

[15] См. Брюс Мецгер, Текстологический комментарий к греческому Новому Завету (издательство "Хендриксен Паблишерс", 2005), 23.

[16] Дональд А. Хагнер, Евангелие от Матфея 1-13, Библейский комментарий к Слову (Томас Нельсон, 1993), 279.

[17] Карсон, “Мэтью”, 252.

[18] Там же.

[19] Там же, 253.

[20] Там же, 252.

[21] Джордж Элдон Лэдд, Теология Нового Завета (Гранд-Рапидс: Издательство Эрдманса, 1993), 225.

[22] Хагнер, Матфея 1-13, 280.

[23] Отстаивая эту точку зрения, я не обязательно выступаю за частично-претеристскую интерпретацию всех подобных отрывков.

Sean McGowan служит пастором Вестминстерской пресвитерианской церкви (PCA) в Таллахасси, штат Флорида. Он автор книг "Псалмы, которые проклинают: краткий учебник" и "Крещение младенцев: вводное окропление для прихожан". Он имеет учёные степени Университета Либерти (бакалавр религиоведения и библеистики) и Реформатской теологической семинарии (магистр богословия).
Категория: Библия | Просмотров: 114 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | KnowingScripture.com |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Иисус, Матфея, Второе пришествие, Толкование
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [332]
Статьи [2602]
Разное [647]
Библия [309]
Израиль [301]
Новости [578]
История [720]
Картинки [383]
MorningStar [1240]
Популярное [200]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [899]
Миссионерство [326]
It's Supernatural! [756]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 47
500

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024