Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Трансатлантический альянс
Мангена Моконе и Шарлотта Максеке — дядя и племянница — ничего так не хотели, как увидеть Южную Африку преображённой Евангелием Иисуса Христа. Но они раздражались из-за белых деноминационных структур. Присоединившись к другим, которые с гордостью держали знамя "эфиопизма", эти два могущественных лидера покинули, соответственно, методизм и пресвитерианство и объединились с афроамериканской деноминацией, история которой была поразительно похожа на их собственную.

Мангена Мааке Моконе (1851-1931) родился в Сехукхунеланде, на территории современной провинции Лимпопо, которая тогда называлась Трансваалем. Он был членом племени сото и сыном Мааке, заместителя вождя. Когда мальчику было 12 лет, его отец был убит на войне против свази. В возрасте 16 лет Моконе оставил свою мать и вместе с другом отправился в Дурбан на побережье Натала, где нашел работу "кухонным мальчиком" в доме уэслианки (британской методистки) по имени миссис Стил.

Уэслианцы впервые прибыли в Южную Африку в 1800-х годах в составе вооруженных сил, которые отвоевали Кейптаун у голландцев. Когда в начале 1800-х годов прибыли первые методистские миссионеры, они обнаружили методистские общества, основанные местными жителями Трансвааля, которые побывали в Натале или на мысе Кейп, где они были обращены и получили образование.

К тому времени, когда Моконе отправился в Дурбан, там было много местных методистских проповедников-мирян (местные уэслианские проповедники не были рукоположены), которые поддерживали своё служение, занимаясь такими профессиями, как ведение магазинов и сельского хозяйства.

"Шумный" ради Бога

Каждое утро, подметая спальню миссис Стил, Моконе видел её Библию, которую она читала каждый день. Молодой человек пожалел, что тоже не умеет читать. Вскоре он начал посещать часовню на улице Аливал и показал себя отличным учеником в вечерней школе при часовне.

Однажды в воскресенье Моконе услышал, как местный проповедник, мистер Т. Файн, проповедовал о том, как были вырыты ямы для отлова животных и как дьявол использует ту же стратегию для отлова людей. Глубоко потрясённый, Моконе обратился в христианство и вскоре сам стал местным проповедником.

Моконе, казалось, был особенно наделён духовной силой в проповедовании. Во время одного служения он так растрогал своих прихожан, что они все вместе упали на колени, громко рыдая. Встревоженные европейцы скомандовали собравшимся "Вука!" (встать). Они настаивали на том, чтобы Моконе был заменён менее "шумным" служителем.

Более десяти лет Моконе днём работал плотником, а по ночам проповедовал на собраниях пробуждения. Несмотря на его преданность делу и успех, только в 1880 году, когда в Питермарицбурге собралась ежегодная конференция Уэслианской методистской церкви, Моконе был принят в качестве "испытательного" священника-стажера.

После года стажировки в Ньюстеде в Натале Моконе был направлен в Преторию в Трансваале. Там он открыл школу. К 1883 году его работа выросла из конгрегации из шести человек и школы с тремя детьми в переполненную церковь и школу с 45 молодыми учениками. В рамках своей работы Моконе с помощью коллеги-священника перевёл методистский катехизис на сепеди, свой родной язык.

В декабре 1886 года, почти через два десятилетия после расставания с ней, Моконе воссоединился со своей матерью во время миссионерского путешествия в свою родную страну. Позже Моконе написал об этом опыте. Не узнавая его, "она трижды отрицала, что я Мангена, и, наконец, узнала, что я тот же самый. О, это было очень радостно видеть". Вождь также принял его с распростёртыми объятиями, сказав: "(Мы) готовы принять методистских миссионеров в любое время".

Наконец, в 1887 году Моконе стал полноправным уэслианским священником. В то время собрания методистской церкви в Трансваальском синоде были разделены по расовому признаку. Появилась практика избегать присутствия белых служителей в их церквях во время длительных учебных и экзаменационных сессий для чернокожих проповедников. Но Моконе посчитал это разделение огорчительным — он чувствовал, что африканские служителя были исключены из дискуссий между белыми служителями.

Основание и обретение африканской церкви

В 1892 году Моконе решил покинуть методистскую церковь и основать свою собственную межплеменную "эфиопскую" церковь. Он привёл ряд причин. По его словам, с местными проповедниками обращались несправедливо — он был одним из двух африканских священников, которые были рукоположены, хотя другие проходили обучение в течение нескольких лет. Стипендии, выплачиваемые белым и чернокожим служителям, сильно различались. И некоторые белые служители в деноминации проявили "недостаточную заботу" о чернокожих служителях.

Когда он официально объявил о своём отделении от уэслианской церкви в октябре 1892 года, Моконе не был поддержан другими чернокожими служителями синода. Но вскоре, когда он основал и возглавил новую эфиопскую церковь в Мабастаде, Претория, к Моконе присоединились разочарованные методисты из других районов. На церемонии открытия первой церкви в 1893 году белый методистский священник из Претории, преподобный Джефф Андервуд, произнёс посвященческую проповедь. Он использовал в качестве своего текста Бытие 28:19: "И нарёк имя тому месту Вефиль".

Это был тот же самый текст, который использовал пионер американской методистской церкви епископ Фрэнсис Эсбери, когда произносил проповедь на открытии первой Африканской Методистской Епископальной церкви (AME) в Филадельфии в 1794 году. Те свободные, порабощенные и бывшие рабы-чернокожие в Америке, которые покинули методистскую церковь в Филадельфии, чтобы основать эту новую деноминацию, также дорожили этим стихом из Библии, столь важным для африканского эфиопизма, — Псалмом 67:32: "Эфиопия прострёт руки свои к Богу".

У Моконе была племянница Шарлотта Манье, которая училась в связанном с AME университете Уилберфорса в Огайо. Он прочитал письма, которые она писала домой, и был впечатлён её рассказами об образовательной и миссионерской работе AME. Она также прислала ему книгу по дисциплине AME. Моконе решил попросить АМЕ начать работу в Южной Африке и присоединиться к его эфиопской церкви. Это было согласовано на конференции, состоявшейся в Претории в марте 1896 года.

В 1898 году епископ АМЕ Х. М. Тернер посетил Южную Африку. В Кейптауне Моконе, председательствующий старейшина эфиопской церкви, встретился с Тернером, который вновь обязал к служению полный рабочий день тех, кто пришел из других церквей, и рукоположил других проповедников. Это ознаменовало официальное учреждение AME в Южной Африке.

Моконе продолжал служить церкви АМЕ, сначала в качестве председательствующего старейшины на Кейптауне (1898), а затем в Трансваале. Его имя в списках участников конференции стояло вторым после имени епископа. В 1903 году кто-то предложил провести "День Моконе", чтобы почтить его как основателя, но Моконе попросил подождать, пока он не умрёт. Сегодня "День Моконе" вспоминается АМЕ в Южной Африке, и его наследие воплощено в большом количестве церквей АМЕ в Южной Африке.

Остальная часть истории Шарлотты

Шарлотта Манье (1874-1939) сделала гораздо больше, чем просто написала эти влиятельные письма из Огайо. Будучи подростком на Северном мысе, Южная Африка, Шарлотта и её сестра Кэти пели в хоре под названием "Юбилейный хор". Группа гастролировала по Англии в течение двух лет (теперь как "Кафрский хор"), выступая перед королевой Викторией в её летнем дворце на острове Уайт. Сёстры научились бегло говорить по-английски с британским акцентом. Они узнали и другие вещи: Шарлотта познакомилась с Эммелин Панкхерст, которая в то время боролась за права женщин. Она также познакомилась с двумя афро-американцами, братьями Боуги, которые рассказали ей об университете Уилберфорса, исторически негритянском университете в Соединённых Штатах.

Шарлотта уехала в Америку, чтобы присоединиться к американскому хору Orpheus Singers. Она познакомилась с епископом АМЕ Дерриком, который помог ей поступить в университет Уилберфорса. Во время учёбы она писала домой письма с описанием своего опыта — письма, которые вдохновили её дядю, Мангену Моконе, привести свою новую эфиопскую церковь в соответствие с AME.

В университете Уилберфорса были и другие южноафриканцы — все мужчины. Среди них был Маршалл Макдональд Максеке, за которого она вышла замуж в 1903 году. Вместе они работали в AME в Южной Африке, он в качестве служителя, а она преподавала и работала над улучшением условий жизни африканского народа — под вдохновением Букера Т. Вашингтона, её преподавателя в Уилберфорсе. Шарлотта окончила университет как первая чернокожая южноафриканка, получившая степень бакалавра. Её муж получил степень бакалавра.

"Я оставила девушку из Басуто"

Когда Шарлотта вернулась в Южную Африку, AME тепло приветствовала её — епископ попросил её выступить с миссионерской речью на конференции 1901 года. После бурных оваций она заговорила о необходимости миссии ("Изгои Кейптауна должны быть приведены ко Христу") и закончила словами: "Я оставила девочку из Басуто и вернула африканскую девочку для всей Африки".

Шарлотта и Маршалл начали работать на AME в качестве миссионеров в Рамогопе, на родине её отца. Позже их пригласили открыть школу в Идутиве, на территории тогдашнего Транскея. В 1908 году они вернулись в Трансвааль и основали семинарию Лилиан Деррик в Эватоне.

Всю оставшуюся жизнь Шарлотта Максеке работала для своих братьев и сестёр в южноафриканской церкви. Она стала президентом Женского миссионерского общества AME's Mite (позже the Women's Home and Foreign Missionary Society) и основательницей и организатором Лиги женщин банту (ныне the African National Congress Women's League).

В 1925 году Шарлотта выступила на южноафриканской миссионерской конференции, посвященной африканским матерям-христианкам, столкнувшимся с проблемами пьянства и бедности. Она похвалила первых миссионеров: "Теперь первые миссионеры в этой стране узнали, что они сделали. Они изучали нас, они жили с нами, они перемещались среди нас". Но времена изменились: "Но что происходит с нами сегодня? ...Часто, когда мы приходим навестить кого-нибудь из наших миссионеров, мы обнаруживаем, что, когда мы стучим в парадную дверь, кто-то говорит нам: "Пройдите в коморку". - заключила она. - Его (африканца) нужно научить работать среди своего народа". Но африканец не должен работать в изоляции. Стены расизма должны быть разрушены. "Нам нужны женщины-христианки, европейки, чтобы проводить конференции с местными женщинами... чтобы мы могли узнать друг друга".

Шарлотта также проявила себя как социальный работник или сотрудник службы социального обеспечения коренных народов. Она была первой чернокожей женщиной, назначенной сотрудником службы пробации. В статье в "Кейп Аргус" о ней говорилось: "Признавая ценность её работы, правительство теперь создало для неё должность социального работника".

Шарлотта пережила своего любимого Маршалла, который умер в 1928 году. Она умерла в 1939 году в Клиптауне, Соуэто, и похоронена на кладбище Пимвилл, Соуэто. Церковь АМЕ в Клиптауне известна как мемориальная церковь Максеке.

Joan Millard - вышедший на пенсию преподаватель колледжа Джона Уэсли и научный сотрудник Южно-Африканского университета.
Категория: История | Просмотров: 145 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Южная Африка, Биография, расизм
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2593]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [886]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024