«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Такова "мораль" притчи о бесчестном управляющем. Управляющий присматривал за поместьем своего хозяина, имел дело с другими служащими и арендаторами и вообще должен был избавить своего хозяина от всякой заботы о повседневном ведении дел. Но он плохо управлял поместьем, и не просто (по-видимому) из-за некомпетентности или небрежности, пока не пришло время, когда его хозяин обнаружил, что дела были в плохом состоянии, и приказал управляющему сдать учётные книги, так как его работа была прекращена.
Прежде чем вернуть учётные книги, управляющий принял некоторые поспешные меры с учётом своих будущих интересов. В частности, он вызвал должников своего хозяина и существенно сократил их долги, соответственно изменив записи. Возможно, мы должны понять, что он сделал разницу из своего собственного кармана; если он это сделал, его деньги были хорошо инвестированы. Он хотел быть уверенным в наличии постели и питании, когда его уволят с работы без выходного пособия. Никто не взял бы его в качестве управляющего (его хозяин вряд ли дал бы ему такое свидетельство, которое побудило бы любого другого землевладельца нанять его); альтернативой был случайный труд (копание, например) или попрошайничество. Он не чувствовал себя достаточно сильным для первого, и быть нищим было бы невыносимо позорно. Но если он теперь заведёт себе друзей, разумно расходуя свои средства, они могут дать ему приют, когда его выселят из хозяйского дома.
Хозяин узнал о его поступке и назвал его умным негодяем - не более чем это нужно понимать из замечания Иисуса о том, что “похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил" (Лк. 16:8). Господин вполне мог заметить некоторую аналогию между поведением управляющего и методами, с помощью которых было накоплено его собственное богатство. "Ибо", - сказал Иисус, - "сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". Они будут использовать материальное богатство, чтобы подготовиться к своему земному будущему; почему дети света не могут использовать его, чтобы подготовиться к своему вечному будущему? Используйте "неправедную мамону", чтобы завоевать себе друзей в будущем мире. Её называют "неправедной мамоной", потому что она слишком часто приобретается несправедливо и используется в несправедливых целях. Она сама по себе этически нейтральна; предосудительно отношение к ней людей и способы обращения с ней. Как часто указывалось, Писание утверждает, что не деньги как таковые, а “любовь к деньгам” являются “корнем всех зол” (1 Тим 6:10).
Но как материальное богатство может быть использовано для приобретения друзей, которые примут его “в вечные жилища", когда оно уже недоступно? За этой притчей следует собрание отдельных изречений, некоторые из которых касаются темы богатства, а затем идет другая история — история богача и Лазаря. В нем мы встречаем человека, который имел много "неправедной мамоны" и использовал всё это, чтобы обеспечить себе комфорт и хорошее настроение в этой жизни, не думая о будущей жизни. Пришло время, когда он был бы очень рад иметь хотя бы одного друга, который принял бы его в “вечные обители”, но он не нашел ни одного. И всё же у него были все возможности заполучить такого друга. Там, у его ворот, лежал Лазарь, обездоленный и покрытый язвами, который был только рад поймать и съесть кусочки хлеба, которыми богач и его гости вытирали пальцы за столом, а потом бросали собакам снаружи. Если бы богач использовал немного своего богатства, чтобы помочь Лазарю, у него был бы друг, который мог бы заступиться за него с другой стороны. ”Этот человек", - мог бы сказать Лазарь Аврааму, - "показал мне доброту Бога на земле". Но у Лазаря не было оснований говорить что-либо подобное. Богач в Гадесе оказался без друга, когда тот был ему нужен больше всего — и ему некого было винить, кроме самого себя.
Hard Sayings of the Bible
|