Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо.
Многие современные читатели книги Екклесиаста не могут поверить, что эта книга заканчивается на такой высокой этической и теологической ноте. Поэтому общепринятая точка зрения многих учёных состоит в том, что эти заключительные стихи книги были приписаны позднее, для обеспечения того, чтобы книга была принята в канон Писания.
Могла ли книга, которая вполне могла выйти из рук Соломона, быть способной на такое возвышенное богословие, чтобы прийти к заключению, что боязнь Бога является главной задачей для мужчины и женщины, и что повиновение Богу - самый лучший способ жизни? Может ли оспорить, что однажды каждый человек даст отчёт обо всём, что он или она сделали в жизни перед Богом, от которого нельзя ничего скрыть? Во-первых, необходимо отметить, что нет рукописных доказательств того, что этот конец был опущен вместо какого-то позднего редактора, желающего убедиться, что Екклесиаст остался в библейском каноне. Все доступные рукописи отражают настоящее окончание, поэтому предположение о том, что оно является дополнением, должно оставаться только предположением.
С другой стороны, этот краткий текст вполне может послужить одним из ключей к пониманию этой книги, ибо он претендует быть резюме всей книги.
Предупреждение, что всё, что делается на земле, может быть увидено в последний день, не предназначалось, чтобы напугать людей, но чтобы вложить в них святое сдерживание. Если Бог будет судить все деяния, тогда из этого следует, что те, кого судят, способны воскреснуть, или, по крайней мере, лично и сознательно предстанут перед живым Господом для вынесения приговора. Подразумевается, что смерть не является окончательным концом для автора этой книги — хотя многие, кто изучал Екклесиаста, предполагали, что это так.
Несправедливость в этом мире настолько отвратительна, что Бог предусмотрел пути для немедленного исправление правонарушений через человеческие суды. Однако окончательное облегчение должно произойти в будущем, когда верховный Судья, Сам Господь, придёт, чтобы исправить всё неправильное. Эта тема необходимости вынесения окончательного решения поднимается несколько раз в ходе книги (Екклесиаст 3:17; 9:1; 11:9), как и в заключении в Екклесиасте 12:14. Очевидно, что Проповедник верит в суд после смерти и ожидает, что всё, что не было правильно сделано на земле, будет установлено правильно в тот день Богом.
Толкование последних двух стихов находится в гармонии с остальной частью эпилога (Екклесиаст 12:8-14). Автор завершает, переформулируя тему, которую он объявил в Екклесиаст 1:2: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!" Другими словами, как же бесполезно прожить жизнь, не зная ключ к жизни.
Но это ещё не конец; у автора есть решение. Он быстро добавляет свою квалификацию для дачи таких советов в Екклесиасте 12:9-10. Он предъявил претензии на добродетель откровения, чтобы быть “мудрым"; поэтому он "передал знание людям" с заботливым отношением и обдуманностью, которая вызвала серьёзное внимание его аудитории.
Его слова были "приятными" или "словами благодати". Это не было случайным излияния негативизма, нигилизма или философии "ешь, пей и веселись". Вернее, он учил "правильным словам ... прямым и правдивым". Любой толкователь этой книги, который не принимает эти утверждения достаточно серьезно, не поймёт то, что тут говорится. Настолько полезными являются слова всей этой книги, что они могут быть использованы в качестве стимулов к правильному действию или как гвозди, на которые можно повесить шляпу (Екклесиаст 12:11). Эти учения не являются экспериментальными или автобиографическими; они исходят от "Единого Пастыря". Это может быть только Пастырь Израиля (Псалом 79:2), Пастырь из Псалма 22:1. Идеи в Екклесиаст не исходят из цинизма, скептицизма или житейской мудрости, но от Пастыря.
Грандиозное завершение этой книги заключается в том, что мы должны бояться Бога и внимать Его Слову. Это не юридическая формула, а путь к счастью. Познавая Бога, мы познаем самих себя, ибо вера открывает нам богатство сокровища Бога, человечества и мира.
Поскольку Бог – это живое существо, и поскольку мужчины и женщины живут вечно, каждый поступок, даже тайный, может быть увиден в тот последний день Господом, который знает нас очень хорошо. Апостол Павел повторяет это учение во 2 Коринфянам 5:10. Люди имеют ответственность и однажды каждый из них лично предстанет перед Господом, чтобы дать отчёт о своих деяниях, сделанных во плоти.
Hard Sayings of the Bible
|