«И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми. И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом - и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам. И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля».
История Иеффайя и его клятвы вызвала жаркие дебаты среди толкователей. Вопрос, разделяющий толкователей прост – принёс ли Иеффай свою дочь в жертву или нет? Если принёс, тогда как Бог попустительствовал такому немыслимому действию?
Почти все ранние писатели представляли Иеффайя как действительно принёсшего свою дочь в жертву. Так было до Средних Веков, когда комментаторы стали искать пути, чтобы смягчить поступок Иеффайя. И действительно, обычные мужчины и женщины естественно бы были шокированы автократическим и небиблейским способом мышления и действия Иеффайя.
Но читатель должен помнить тему книги Судей: всякий делал то, что казалось правильным в его/её глазах. С Иеффаем нет разницы. И как факт, сперва люди сомневались, чтобы призвать его как судью над коленами на восточном берегу, потому что его мать была проституткой, а его брат лишил его наследства семьи.
Есть три основных вопроса: (1) Что точно Иеффай подразумевал под своей клятвой? (2) Как он исполнил её? (3) Бог попустительствовал его действиям?
Прежде чем Иеффай выступил из Массифы, он торжественно поклялся дать Богу всё, чтобы ни вышло первым из двери его дома, если он вернётся с победой над аммонитянами. Это поднимает вопрос клятв и проблему перевода «что выйдет из».
Клятвы – это не по библейски, и есть несколько опасностей, чтобы избегать их. Во-первых, лучше избегать клятв, которые впоследствии окажутся трудными для совести или для их исполнения (Притчи 20:25; Екклесиаст 5:3-5). Во-вторых, клятвы никогда не должны использоваться, чтобы купить расположение от Бога – как если бы мы зарабатывали Божью благодать или Божье влияние для себя. Вместо клятв мы должны проявлять благодарность за Его незаслуженное благоволение.
Когда клятва сделана, обещание должно быть выполнено (Числа 36:2-13, Псалом 14:4; 65:13; 75:12, Деяния 5:1-4). Клятвы, которые нарушают моральный закон Бога, однако, не должно соблюдать. Поэтому необдуманное обещание Ирода, которое привело к отсечению голову Иоанна Крестителя, не должно было исполняться. К несчастью, оно было сдержано (Марка 6:23-27). Ирод должен был отречься от своей клятвы и извиниться перед всеми, кто был вовлечён в её принятие. Никогда не стоит сожалеть только о клятвах, сделанных в вере. Всё другое приведёт к плачу или шоку.
Зачем тогда Иеффай поклялся? Некоторые пытались смягчить эту клятву переводя «что выйдет из». Однако если еврейский текст склонен к этой идеи среднего рода (который применяется для всего, включая животных Иеффайя), здесь же использован другой род (средний род в еврейском языке был бы подчёркнут женской формой слова). Поскольку использована мужская форма и глагол «выйдет из» должен относиться (как это делается в другом контексте) только к людям, а не к животным или чему-то ещё.
Иеффай обещал, что тот, кто первый выйдет встретить его по его победном возвращении, будет принадлежать Господу и будет принесён в жертву Господу. Имел ли он это ввиду буквально? Если нет, тогда почему он использовал такие слова? А если да, тогда как судья, с его необычным помазанием Святого Духа для лидерства в битве, может быть виноватым в таком большом нарушении очевидного Божьего закона (Левитам 18:21, Второзаконие 12:31) – запрет против человеческого жертвоприношения?
Подобное иррациональное поведение может быть объяснено подобным образом: Божье одобрение человека в одной области не гарантирует одобрение во всех областях жизни. Например, Давид также был ведомый духом человек по сердце Бога, но не всё, что Давид делал, должно копироваться верующими.
Некоторые толкователи попытались перевести слово «и» между «будет Господу» и «вознесу сие на всесожжение» с разделяющим значением «или». К несчастью для такого изобретательного решения этот перевод еврейской частицы никогда не был разрешен нигде в Ветхом Завете. Единственный раз, где есть попытка этого (4 Царств 18:27), находится под вопросом.
Иеффай был знаком с законом Моисея, который запрещает человеческие жертвы. Судьи 11:12-28 показывают, что он знал историю Израиля и мог цитировать её. Но это, конечно, не является доказательством что то, что он знал, он всегда делал, как и любое наше знание не гарантирует, что мы всегда будет это делать.
То, что Иеффай принёс в жертву свою дочь, является трагичным при естественном чтении текста. «Жертва» дочери Иеффайя могла бы означать посвящение её жизни служению в храме, но ни одно слово в этот тексте не говорит так. Единственной возможной поддержкой этого является, что «что выйдет из» дома «будет Господу» (Судей 11:31). Но заявление, которое идёт после, говорит, что он имел ввиду – «вознесу сие на всесожжение».
Есть ещё одна проблема с точкой зрения посвящения храму. Почему Иеффай не воспользовалась заместительной платой, установленной в Левитам 27:1-8, чтобы освободить свою дочь? Более того, его должно было беспокоить, что она была ещё бездетна и его линия и имя бы пропало из списка Израиля. Женщину можно было выкупить за тридцать серебряных сиклей (Левитам 27:4).
Некоторые, подобно James Jordan, пытаются ответить на этот критически важный вопрос цитатой из Левитам 27:28-29, где требуется, что любой человек, который был «заклят»/посвящен Господу, не может быть выкуплен. Это правда, но термин, использованный там для «заклят» - это очень технический термин. Он противоположен добровольному пожертвованию, которое является сутью клятвы. Так Иерихон был таким «заклятым» местом Господу, и поэтому всё в нём принадлежало Богу. То, что не могло быть сожжено, как серебро, золото или железо, собиралось и помещалось в святилище. Так, когда Ахан взял что-то из добычи Иерихона для себя, он украл у Бога.
Но это не то, о чём мы говорим тут. Иеффай не был заставлен «заклясть» свою дочь для убиения, чтобы получить Божью победу над аммонитянами. Он сделал это добровольно, и потому эти стихи здесь не применимы. Более того, люди, подпавшие под то «заклятие» (h\erem) были убиты не как жертва или огненная жертва, но как требовалось по заповеди Божьей (Числа 21:2-3; Второзаконие 13:12-18; 1 Царств 15:33). Ирония всей этой ситуации в том, что, как Михей предупреждает нас, человек не может отдать «плод своего чрева за грех своей души» (Михей 6:7).
Почему Судьи 11:39 отмечает, что «она не познала мужа», если бы Иеффай действительно пожертвовал её? Ответ в том, что лучший перевод с еврейского это давнопрошедшее время, «она никогда не познавала мужчины». Это добавляет акцент на трагедию и горе, которое это событие описывает.
Если дочь Иеффайя была принесена в жертву в противоречии с законом Моисея, почему же её кончина стала поводом для ежегодного праздника или поминовения? Почему люди не захотели молчаливо забыть это?
Факт, что «ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» (Судьи 11:40) не является библейским одобрением этого события. И это не говорит, что это событие соблюдалось по всему Израилю. Но даже если это и был общенациональным праздником, он пришел из местного или национального обычая, а не по слову Божьему от Его пророков или вдохновлённых лидеров.
Трагедия глупости Иеффайя и его автократической жертвы приводится как напоминание об испорченности человеческой мудрости, когда мы перестаёт зависеть от живого Бога. Мы никоим образом не должны считать поступок Иеффайя как норма для верующих, которые сделали глупую клятву в прошлом и теперь чувствуют, что должны совершить ее, во что бы то ни стало, потому что Библия говорит, что Иеффай сдержал свой обет. Только лишь потому, что что-то описано в Писании, не означает, что Бог хочет этого от нас. Только прямое слово от Бога, основанное на Его характере или власти может иметь такую силу в наших жизнях.
Иеффай не сжег свою дочь, а была она посвящена на служение Господу в храме. Конечно, был такой ритуал сжигания человека, но младенца. Взрослых не сжигали. Теперь доказательства. Дочь Иеффая выпросилась у отца уйти в горы оплакать свое девство, заметьте, не свою кончину,т.е. она не могла выйти замуж и родить наследника. После того, как она была посвящена Господу,( написано: "...и она не познала мужа") дочери Израилевы ежегодно ходили оплакивать дочь Иеффая 4 дня в году. Так вот, перевод этого слова "оплакивать" в случае, когда дочь Иеффая оплакивала свое девство, имеет только одно прямое значение - оплакивать. Во втором же случае, когда девы Израилевы "оплакивали" дочь Иеффая, то это совсем другое слово, перевод которого имеет 2 значения: 1. петь хвалу, воспевать 2. оплакивать. Переводчик выбрал вариант второй, потому что смотрел на слово "всесожжение", хотя смысловая нагрузка слова - полное посвящение. Еще так же, даже если бы жертва сжигалась, то этот обряд мог бы выполнять только священник. Вы серьезно думаете, что священник Господний смог бы сжечь взрослую девушку на дровах на глазах всего Израиля? Я думаю, что и Иеффая, и священника забили бы камнями. Так что дочери Израилевы 4 дня в году пели песни хвалы дочери Иеффая за то, что она посвятила себя полностью Господу, отказавшись от житейской радости иметь семью и детей.
Это не отменяет того что к клятвам , к своему слову нужно относится предельно серьёзно ! Пример царя который ради клятвы , ради своего слова приказал отсечь голову праведного Иоанна Крестителя