Пророческое происхождение адвентизма
Ранее в 19-м веке, до того, как C&MA пустило корни, еще одна известная деноминация родилась в утробе экстатического опыта: адвентисты седьмого дня. Хотя их иногда критикуют за доктринальные странности, проявления пророческого транса неоспоримы в происхождении движения.
Газета, сообщающая о встрече в адвентистском лагере в 1844 году, писала, что «скорбящие или новообращенные, которых было очень много, бросались в пыль и грязь вокруг кафедры, и почти час мужчины и женщины молились, пели, кричали, стонали и горько плакали. «Кроме того, повсюду в молитвенной палатке люди были пьяны в Духе», мужчины и женщины в соломе лежали и сидели во всех мыслимых позах; молились, кричали и пели без разбора со всей силой». Для адвентистов обычным делом было «лежать под силой Бога» как на публичных, так и на частных собраниях. (39) Историк Милтон Перри дает множество свидетельств "эмоциональных и экстатических переживаний" среди ранней группы.
Адвентисты начали свой старт в миллеритском движении. Под воздействием учений Уильяма Миллера эти люди в основном были верующими, которые вышли из методизма. Несмотря на все ценные учения, которые он, возможно, оставил, Миллера всегда будут помнить за "Великое разочарование". Миллер ошибочно предсказал возвращение Христа в 1843 году, а позже, когда Он не явился вовремя, пересмотрел эту дату на 1844 год. Миллер, наконец, должен был признать свою ошибку, когда Иисус не явился ни в то, ни в другое время, и вечеринка возвращения домой не произошла. Миллериты в значительной степени полагались на пророчества и эмпирический энтузиазм. Но после того, как Миллер промахнулся в своем пророчестве о втором пришествии, многие его последователи разочаровались и перегруппировались. Церковь адвентистов седьмого дня была фактически рождена из-за неудачного пророчества!
Пророческим движениям и людям свойственно резко отскочить после совершения ошибки. Вместо того чтобы находить центральную точку, мы склонны принимать решения коленного рефлекса и возвращаться к противоположным крайностям после больших разочарований. После Великого разочарования некоторые умеренные миллериты хотели дистанцироваться от пророчества. Они также хотели избежать практики радикалов, заявив: "У нас нет уверенности в каких-либо новых посланиях, видениях, снах, языках, чудесах, необычных откровениях, впечатлениях, различении духов или учениях, не согласующихся с неподдельным словом Божьим". (40)
Тем не менее, «радикальный» элемент движения постепенно выдвинулся вперед, следуя пророчествам и формируя церковь адвентистов седьмого дня. В середине 1840-х годов главной пророчицей движения была Эллен Г. Хармон, и многие пророческие люди лежали на полу во время собраний, входя в трансы и пророчествуя. Нет сомнения, что адвентистская церковь была погружена в видения и трансы. Хотя их интерпретации этих опытов не всегда были лучшими, а временами их применение было ужасным - заслуга адвентистов в том, что они являются новаторским движением, ведущему в новую землю. Возможно, самой большой ошибкой адвентистов, как и миллеритов перед ними, стало появление единственного пророка в качестве авторитетного провидца. Это может быть признаком культа: когда какая-либо группа людей слушает только одного пророка. Им не хватает проверок, и противовесов, и мудрости, которая приходит через советы многих. Это объясняет то, что ранние адвентисты время от времени уделяли слишком много внимания малым доктринам и мелкому законничеству. Но должно учесть, что они остались ортодоксами в основах веры. Независимо от адвентистской доктринальной турбулентности, богатая традиционная платформа для трансов и видений прочно существует в происхождении движения.
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|