Большинство христиан знают людей, которые по той или иной причине оставили веру. Возможно, они на самом деле не отреклись от веры вслух, но они определённо не практикуют её. Для таких людей это очень тревожный отрывок. Есть ли кто-нибудь, кого невозможно привести к покаянию? Может ли человек приобщиться Святого Духа, а затем погибнуть? И действительно ли эти люди потеряны навеки? Действительно ли это характеризует христианина?
Во-первых, этот отрывок не уникален, а скорее является частью группы отрывков, посвящённых людям, которые не могут быть прощены или приведены к покаянию. В Евангелии от Марка 3:28-29 говорится о богохульстве против Святого Духа, которое никогда не будет прощено. Контекст таков, что люди наблюдают за работой Духа Святого через Иисуса и называют это работой дьявола. В 1 Иоанна 5:16 автор говорит о “грехе, ведущем к смерти”, по поводу которого, как подразумевает старейшина, молитва бесполезна. Наконец, в рассматриваемом здесь стихе говорится о категории людей, которых невозможно “обновлять покаянием”. Вопрос не в том, простил бы их Бог, если бы они покаялись, а в том, есть ли вообще какой-либо способ привести их к покаянию. Ответ отрицательный. Они подобны сельскохозяйственным угодьям, которые не приносят ничего полезного: “в конце концов они будут сожжены”. Люди могут настолько ожесточиться против Бога, что ничто не сможет уберечь их от ада.
Во-вторых, люди, о которых идёт речь, являются полностью посвящёнными христианами. В предыдущем отрывке автор размышляет, следует ли ему обсуждать трудное учение о Мелхиседеке или вернуться к основным положениям веры. Он перечисляет эти основополагающие переживания как покаяние, веру и учение о (а) крещении (отличающем христианское крещение от других видов ритуалов очищения), (б) сошествии Святого Духа (возложении рук), (в) воскресении мёртвых и (г) вечном суде. Если бы инструкция, которую они получили, была ошибочной, была бы какая-то причина повторить её ещё раз. Но он не вернётся к этим учениям, потому что знает этих читателей. Они полностью посвященные христиане. В том, как они были приведены ко Христу, не было ничего неправильного, поэтому нет смысла возвращаться к основам.
Эти люди “просвещены” (часто имеется в виду крещение, но, по меньшей мере, это означает, что они получили точное учение о Боге), “вкусили небесный дар” (часто имеется в виду участие в Вечере Господней, но, по меньшей мере, это означает спасение или получение Святого Духа), “причастились Святым Духом” (кто, кроме христиан, получает это?) и “вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века” (вероятно, это указывает на их опыт пророческих слов и чудес, воспринимается как настоящее переживание того, что будет полностью реализовано в грядущем веке; см. Гал. 3:1-5). Это люди с полным христианским опытом, не имеющие никаких недостатков. На самом деле, это одно из самых ясных описаний христианского посвящения в Новом Завете.
В-третьих, что беспокоит автора в отношении этих людей? Глава 6 Послания к Евреям - это экскурс, который автор вставил в свою аргументацию, потому что он боится, что, когда он дойдёт до сложной темы о Мелхиседеке, читатели не поймут его. Он боится не того, что они не поймут или уснут, пока будет читаться этот раздел книги, а того, что они отвергнут учение, а вместе с ним и свою приверженность Христу. На протяжении всей книги он беспокоится о том, что они оставят свою христианскую веру и вернутся к иудаизму. Концепция священников по чину Мелхиседека (а именно Иисуса, единственного, кого Он упоминает как принадлежащего к этому чину) контрастирует с чином Аарона, служившим в Иерусалиме, и является скрытой критикой этого чина, что, возможно, не хотелось бы слышать читателям. Автор предупреждает их, прежде чем донести трудное учение о том, что отступать нельзя, потому что последствием такого поступка является проклятие.
Его предупреждение звучит как описание того, что означало бы отступничество. То, что он говорит о полномасштабном отступничестве, очевидно, поскольку он использует фразу “они снова распинают Сына Божьего и подвергают его публичному позору” (Евр. 6:6). То есть, когда-то они исповедовали, что Иисус был Господом и Мессией, а это значит, что они раскаялись в несправедливости распятия. Теперь, отвергая веру, они заявляют, что распятие было правильным, в конце концов, Иисус был богохульником, а не Мессией. Такое публичное отречение подвергает Иисуса публичному позору.
Возможно ли, что автор просто пишет о гипотетической ситуации? Если да, то есть два возможных способа понять это. Первый заключается в том, что и автор, и его читатели знают, что этого не может быть, поэтому для всех них это гипотетическая ситуация. В таком случае возникает вопрос, зачем автор потратил впустую свои чернила. Очевидно, что его цель состоит в том, чтобы призвать их не возвращаться к иудаизму. Если его предупреждения носят лишь гипотетический характер, как они могут удержать людей от вероотступничества? Вторая возможность заключается в том, что автор знает, что это гипотетически, но он верит, что его читатели воспримут это всерьёз. В таком случае это послужило бы предупреждением, но было бы обманчивым. Склонен ли автор Послания к Евреям защищать истину с помощью обмана? Стал бы он пугать своих читателей ситуацией, которая, как он знает, никогда не может произойти?
Что же тогда говорит автор Послания к Евреям? Он отказывается возвращаться к основам на том основании, что людям, прошедшим полное посвящение в христианскую веру, нет смысла делать это. Его аргументы, направленные на то, чтобы удержать их в вере, должны исходить из более глубокой истины, а не из разъяснения основополагающей истины. Затем он предостерегает, что если полностью посвящённые христиане отвернутся от Христа, они настолько ожесточатся, что никто не сможет вернуть их к покаянию. Их конечным результатом будет вечное проклятие. Но, заключает он, хотя для некоторых это реальная возможность, “мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения” (Евр 6:9). Если бы это было не так, по крайней мере для некоторых из них, то в написании письма вообще не было бы смысла. Они могут быть на грани отступничества, но они ещё не приняли решение и не перешли черту.
В своих работах автор придерживается баланса, который прослеживается во всём Новом Завете. Авторы Нового Завета пишут, основываясь на опыте благодати Христа и твёрдом убеждении, что они находятся на пути к большему наследию на Небесах. В то же время они пишут с опасением, что они или их читатели могут отступить и таким образом потерять то, что у них уже есть. Пока люди следуют за Христом, они в высшей степени уверены в Нём. Если их читатели поворачиваются спиной к миру, отвергая правление Христа, то авторы Нового Завета никогда не выражают никакой надежды на то, что без покаяния такие люди попадут на небеса. Это отрезвляющий, но не вызывающий страха тип напряжения, который мы видим у Павла (1 Кор. 9:27; Гал. 5:2, 7-10; Фил. 3:12; 2 Тим.4:7, иногда он говорит о напряжении в своей собственной жизни, а иногда о своей заботе о других), Иаков (Иак. 5:20, цель послания - “спасти [грешника, то есть верующего, обратившегося к миру] от смерти”), Иуда (Иуда 23) и Иоанна (1 Ин. 5:16-17, где акцент делается на молитве за людей до того, как они совершат “смертный грех”). Призыв к современному читателю — обратить внимание на это предостережение и “подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования” (Евр. 6:12), чтобы автор мог сказать и о нас: “мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения”.
Смотрите также комментарий к Марка 3:28-29; 2 Петра 1:10; 1 Иоанна 5:16-17; Евреям 10:26.

Hard Sayings of the Bible
|