Фигура того, кто удерживает беззаконие появляется в тексте, где Павел говорит о событиях и переживаниях, предшествующих Второму пришествию Христа и сопровождающих его (2 Фес. 2:1-12). Одним из событий является появление “человека греха” (2 Фес. 2:3), последнего личностного воплощения зла, которое будет низвергнуто “духом уст” Господа Иисуса при Его пришествии (2 Фес 2:8). Это событие ещё впереди, утверждает Павел. Тем не менее, реальность и сила беззакония уже проявляются, хотя и не так очевидно, как это будет, когда оно достигнет своей кульминации в “человеке греха”.
Контекст этого отрывка показывает, что “беззаконие” следует понимать как противостояние Богу, как всё, что нарушает Божьи замыслы относительно творения. “Беззаконие” действует везде, где люди отказываются любить истину (2 Фес. 2:10) и любят неправду (2 Фес. 2:12).
Это беззаконие - реальность сегодняшнего дня, но его сдерживает фигура, которую Павел неопределённо называет “удерживающим”. Так кто же это?
Как и в случае с “человеком греха”, так и в случае с этим загадочным “удерживающим”, Павел предполагает, что фессалоникийские верующие знают, о ком он говорит. “Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это?” (2 Фес. 2:5). Но поскольку нас там не было, завуалированный намёк Павла заставляет нас на ощупь искать личность этого человека. В этой задаче мы не одиноки. Ещё в пятом веке отец церкви Августин признал, что смысл этого сложного изречения полностью ускользнул от него, и такой выдающийся экзегет, как Ф.Ф. Брюс, как и Августин, уверен, что лучшее, что мы можем сделать, - это “угадать его значение”.1 Однако такое предположение не является полностью субъективным, поскольку из его обширных трудов мы знаем достаточно о взглядах Павла на вещи, чтобы п
... Читать дальше »