Джонатан Эдвардс, возможно, величайший американский теолог и философ — и, возможно, также величайший ум, который когда-либо производила Америка. Теологический гений Эдвардса заключался в его способности эффективно обобщить основные направления реформации и пуританства и при этом не просто повторить их, но и применить к важнейшим проблемам своего века.
Богословие Эдвардса уходит корнями в кальвинизм. Многие из его основных работ являются просто последовательным применением учения Кальвина о Божьей благодати и суверенитете. Эдвардс, несомненно, является самым влиятельным теологом, писавшим в реформатской традиции до двадцатого века.
Но источники его мышления простираются далеко за пределы кальвинизма. На него оказали влияние различные течения мысли семнадцатого века. Некоторые из них, такие как кембриджский платонизм и философия Джона Локка, полностью противоречат друг другу и кажутся далекими от мысли реформации. И теология Эдвардса в значительной степени использует разум и естественную теологию. Но прежде всего Эдвардс был воспитан пуританской духовной теологией. Во многих отношениях он - Иоганн Себастьян Бах пуританства, совершенствующий и обобщающий акцент этого движения на христианском опыте в то время, когда это было не в моде.
Противостояние мёртвой ортодоксии
Эдвардс применил свой теологический синтез при решении двух важнейших проблем восемнадцатого века. Один из этих кризисов был внутренним: потеря духовной силы внутри пуританского движения обновления. Другой кризис лежал как внутри церкви, так и вокруг неё: развивающийся климат гуманистического рационализма, секулярный дрейф западной культуры. Великим достижением Эдвардса стало создание теологии, которая противостояла обоим этим кризисам лицом к лицу, противопоставл
... Читать дальше »