Я бы сказал, что можно поспорить, что сейчас никто из живущих не думает, что умрёт и попадёт в ад. По крайней мере, нет никого умственно развитого, кто бы так думал, а также активно не работал над изменением этого конечного результата, например, повинуясь Деяниям 2:21.
По общему признанию, идея Ада уже не воспринимается так широко, как раньше, поэтому давайте отойдём от неё к чему-то менее "адскому" и зададим аналогичный вопрос. Вы когда-нибудь встречали человека, который верил в жизнь после смерти и думал, что после смерти он наверняка испытает что-то ужасное?
И я нет.
Сотрудники Pew Research говорят, что только 17% людей думают, что эта жизнь - всё, что есть, то есть 83% верят, что мы каким-то образом продолжим жить. И я никогда не встречал никого, кто чувствовал бы, что их “Второй раунд” будет плохим.
Высшее выражение этого мышления в христианстве можно найти в учении об универсализме, также называемом окончательным примирением. Это идея о том, что Бог в конечном счёте воссоединится с каждой душой в какой-то момент, чтобы каждый добровольно провёл свою вечность с Ним.
Никакого вечного наказания. Никакой вечной разлуки. Вместо этого, как гласит название одной книги об универсализме, всё будет хорошо.
Звучит заманчиво, не так ли? Есть только одна проблема: не всё будет хорошо. По крайней мере, не для “многих”, которые, по словам Иисуса, пройдут через широкие врата и пойдут по широкому пути, ведущему к погибели (Мф. 7:13).
А это значит, что универсализм - ложь.
Самая старая ложь в книге
Концепция универсализма восходит к Саду и является самой старой ложью в Книге. Высмеяв Божьи запреты и Его последствия для наших прародителей, сатана ехидно заявил: “нет, не умрёте” (Быт. 3:4).
Интересно, не правда ли, что первой доктриной, которую когда-либо отрицали, был суд? И сегодня так же жарко, как и всегда.
С точки зрения церковной истории, учёные указывают на Оригена Александрийского (185-254 гг. н.э.), африканского богослова, как на первого, кто выступил в защиту универсализма. Ориген придерживался аллегорического подхода к Библии, находился под сильным влиянием греческой философии и описывал вечные страдания грешников в Аду.
Перенесёмся на тысячи лет вперёд, к выходу популярной книги Роба Белла "Любовь побеждает". Следуя рассуждениям Оригена, Белл задал следующие вопросы в качестве своих основных аргументов в пользу универсализма:
“Разве Бог не хочет, чтобы все были спасены (1 Тим. 2:4), и разве Бог не получает то, чего Он хочет?
Разве Библия не говорит, что Иисус умер за всех (1 Иоанна 2:2) и что Бог примирит всех с Собой (Кол. 1:20)?”
Если всё это верно, спросил Белл, то почему универсализм не является неизбежным выводом?
Ответ заключается в том, что Иисус сказал, что Ад реален, и этот факт признают даже нехристиане. Чтобы доказать свою точку зрения, защита вызывает для дачи показаний скептика Бертрана Рассела, который написал: “На мой взгляд, в моральном облике Христа есть один очень серьёзный недостаток, и он заключается в том, что Он верил в Ад. Я сам не считаю, что какой-либо действительно глубоко гуманный человек может верить в вечное наказание”.
Простое прочтение Библии показывает, что Рассел прав в своём выводе о том, что Христос проповедовал Ад. Вы не можете прочитать Его рассказ о Лазаре и богаче (Луки 16:19-26), окончание Нагорной проповеди (Мф. 7:13-14, 21-23), многие из Его притч (например, Мф. 13:40-41, 22:13), Его предостережения о последствии греха (Марка 9:43) и многое другое, и уйти, думая, что кто-то ещё, кроме Христа, считал Ад вполне реальным местом назначения для некоторых людей.
Итак, учитывая это, почему кто-то верит в универсализм?
Основная борьба тех, кто придерживается этого учения, заключается в примирении Божьей милости и реальности вечного суда. Противоядием от их замешательства является обретение ясного понимания предшествующей и последующей воли Бога.
Бог изначально желает, чтобы все были спасены, но, следовательно, желает, чтобы отвергающий благодать человек испытал Своё наказание. Или, как объяснил это Фома Аквинский, “Следовательно, о справедливом судье можно сказать, что изначально он желает, чтобы все люди жили; но, следовательно, желает, чтобы убийца был повешен. Точно так же Бог изначально желает, чтобы все люди были спасены, но, следовательно, желает, чтобы некоторые были прокляты, как того требует Его правосудие”.
К счастью, Христос занимает наше место на этой виселице и удовлетворяет Божье правосудие за наш грех.
Но это не относится к тем, кто отвергает Его. Итак, хотя 83% людей могут верить в жизнь после смерти и думать, что их следующая жизнь сложится хорошо, Библия говорит, что это не обязательно будет так.
Учение о конечном примирении/универсализме взывает к нашей человеческой доброте, но оно просто неверно и небиблейское. Библия учит, что за пределами этой жизни второго шанса не будет.
Вместо этого Библия провозглашает: “Сегодня день спасения” (2 Кор. 6:2). Любовь действительно побеждает для тех, кто с верой обращается ко Христу в этой жизни и принимает Его как Спасителя.
Те, кто этого не делает и отвергает концепцию Ада, обнаружат, что вечность - это ужасно долгий срок для того, чтобы ошибаться. Или, как выразился писатель Ос Гиннесс, “Для некоторых Ад - это просто истина, осознанная слишком поздно”.
|