Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Музыка для поклонения является эмоционально манипулятивной. Доверяете ли вы лидеру, который дергает за ниточки?
“Больше!” - произнёс голос в моём наушнике.

Я была на сцене в тёмном зале, почти ослепленная светом прожекторов. Это был мой первый раз, когда я руководила прославлением на большой региональной конференции для студентов колледжа, и один из менеджеров в звуковой будке посоветовал мне поднять руки выше, больше двигаться, хлопать в ладоши, прыгать, проявлять больше физической активности.

Я всегда знала, что богослужебные мероприятия на конференциях были организованы заранее, но это был первый раз, когда я смогла увидеть все детали. В какой-то момент мне сказали представить, что мои руки прикреплены к пенопластовой лапше для бассейна, держать их прямо и высоко поднимать. Каждая песня оценивалась по “уровню энергии” от 1 до 5, а на некоторых сессиях песни могли быть только выше 3 баллов.

Помню, я задавалась вопросом, не манипулирую ли я людьми, которые смотрят, поют и слушают? Использую ли я музыку для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик в толпе?

Короткий ответ - да. Музыка для поклонения может двигать эмоциями и манипулировать ими, даже формировать убеждения. Корпоративное поклонение носит неврологический и физиологический характер. Мартин Лютер настаивал на том, что способность музыки двигать и манипулировать делает её уникальным божественным даром. “После Слова Божьего”, писал Лютер, - только музыка заслуживает того, чтобы её превозносили как госпожу и гувернантку чувств человеческого сердца. ...Даже Святой Дух почитает музыку как инструмент Своей работы”.

Авторы песен и лидеры поклонения используют изменения темпа и динамики, модуляции и разнообразную инструментовку, чтобы сделать современную музыку поклонения увлекательной, захватывающей и, да, эмоционально трогательной.

Как верующие, мы можем это чувствовать. Песни с длительными интермедиями постепенно создают предвкушение знакомого чувства. Плюс сами тексты песен могут указывать на наше поведение (“Я буду стоять с поднятыми руками и сокрушенным сердцем”).

Возникают обоснованные и интересные вопросы об особенностях, которые придают современной музыке поклонения её резонанс — заимствованные условности мирских песен о любви и поп-баллад или ассоциации с эстетикой высокоэнергетических рок-концертов на арене таких артистов, как U2 и Coldplay, например. Но нынешние опасения по поводу манипулятивной силы музыки для поклонения, похоже, имеют отношение не столько к музыкальному стилю и вкусу, сколько к людям и учреждениям, вовлеченным в её создание и исполнение.

Так что, возможно, вопрос, который я должна была задать себе на сцене, заключается не в том, была ли музыка манипулятивной, а в том, были ли те из нас, кто отвечал за поклонение, заслуживающими доверия распорядителями и пастырями этого опыта.

Корпоративное поклонение приглашает нас открыться духовному и эмоциональному руководству. Эта открытость ощущается и является уязвимой. И по мере того, как поклонение становится всё более популярной постановкой в церквях и на мероприятиях служения, всё более громкий хор ставит под сомнение, находятся ли наши эмоции в надежных руках.

“Это самая сложная вещь, связанная с эмоциями. [Во время музыкального богослужения] внутри вас происходит что-то добровольное и непроизвольное”, - говорит этномузыковед Моника Ингаллс, которая руководит аспирантурой и исследовательскими программами по церковной музыке в Университете Бейлора.

У верующих есть свобода воли; они решают, насколько они открыты эмоциональному руководству. Даже экстремальные примеры музыкальной пропаганды требуют восприимчивости со стороны слушателя. Музыкальная пропаганда наиболее эффективна, когда музыка используется для усиления преданности — для укрепления нашей веры, а не для изменения убеждений. Но как только возникает доверие и заинтересованность, становится возможной опасная, эксплуататорская эмоциональная манипуляция.

“Эмоциональное манипулирование на богослужении подобно пастырю, который ведет людей на определённые пастбища, сам не зная зачем”, - написал Зак Хикс, автор книги “Пастор поклонения”, на тему "Манипуляция против пастырства".

“Манипуляция в лучшем случае - это "бесцельное управление" или "частичное управление", - писал Хикс. “Человек-овца, очнувшийся от тумана манипуляций, часто сначала восклицает: "Подождите, почему я здесь?"

Хикс утверждал, что вместо того, чтобы руководитель прославления воспринимал эмоциональную реакцию толпы — поднятые руки, закрытые глаза или слёзы — как признак успешного выступления, вдумчивый пастырь будет использовать то, что он называет “эмоциональными контурами Евангелия” (“слава Божья”, “серьезность греха” и “величие благодати”), чтобы сформировать музыкальное поклонение и избежать манипуляций.

Но когда верующие подозревают, что внимание к контурам Евангелия было вытеснено другими влияниями, доверие начинает ослабевать. Не кажется ли вам, что руководитель прославления на сцене больше озабочен созданием определенного имиджа, чем исполнением пастырской роли? Не кажется ли, что сильные эмоциональные моменты становятся поводом для сбора средств? Верующие боятся манипуляций, когда у них есть причина сомневаться в намерениях лидера или учреждения.

“Легко принять эмоциональную манипуляцию за движение Бога, верно?” журналист и автор Келси Маккинни заявила в документальном фильме 2022 года "Хиллсонг: Разоблачённая мегацерковь". “Ты плачешь потому, что Господь производит какое-то вмешательство в твою жизнь, или ты плачешь потому, что структура аккордов создана для того, чтобы заставить тебя плакать?”

Подозрение, что структура аккордов может быть “создана для того, чтобы заставить вас плакать”, чрезмерно упрощает взаимосвязь между музыкой и эмоциями. Музыка не просто воздействует на слушателя; существует диалектика между человеком и музыкой, в которой каждый влияет на другого и реагирует на него.

Но страх быть обманутым и воспринимать тщательно продуманную музыку как духовную встречу понятен, когда кажется, что влиятельные люди, стоящие у руля мегацеркви, используют мощную музыку для воспитания лояльности и преданности — не только Богу, но и своему бренду.

Скандалы, подобные тем, которые преследовали Hillsong в последние годы, а также признаки того, что современная музыка для поклонения все больше определяется финансовыми интересами, подпитывают скептицизм. Растущая доля музыки для богослужений, используемой в церквях, исходит от небольшой, но влиятельной группы авторов песен и исполнителей, которых большинство из нас никогда не увидит лично.

Когда дело доходит до эмоционального сопровождения, Ингаллс считает доверие и подлинность первостепенными — две вещи, которые трудно поддерживать в отношениях знаменитости и фаната.

“Я думаю, что страх перед манипуляциями и вопрос "Могу ли я доверять этому человеку?" абсолютно неразрывно связан с дебатами о подлинности", - сказала Ингаллс.

Музыкальные стили изменились, но предлагаемое направление остается актуальным и на сегодняшний день:
Если евангелическая церковь хочет зрело реагировать на быстро меняющиеся модели музыкального самовыражения, нам нужны подготовленные, заинтересованные музыкальные служители, которые смогут провести нас мимо ловушек как эстетизма (поклонения красоте), так и гедонизма (поклонения удовольствию).

Нам нужны музыканты, которые являются служителями. Они должны понимать духовные, эмоциональные и эстетические потребности обычных людей и помогать руководить церковью в её поисках истинного Слова и творческого, аутентичного и полного выражения своей веры. Такого рода служение больше заботится об обучении участников, чем о развлечении зрителей.
К.С. Льюис, хотя и не был музыкантом, исповедовал веру в то, что музыка может быть “подготовкой или даже средством встречи с Богом”, с оговоркой, что она легко может стать отвлекающим фактором или кумиром.

Музыковед Джон Макиннис заметил, что знакомство Льюиса с музыкой Бетховена и Рихарда Вагнера стало духовными вратами. Льюис рассматривал трансцендентные музыкальные моменты в своей жизни как указатели и, оглядываясь назад после своего обращения в христианство, рассматривал их как встречи, которые приблизили его сердце и разум к Богу.

Но Льюис признавал несовершенство музыки как способа поклонения или преданной медитации. “Эмоциональный эффект музыки может быть не только отвлекающим фактором (для некоторых людей в определённое время), но и заблуждением: например, испытывая определённые эмоции в церкви, они ошибочно принимают их за религиозные эмоции, хотя они могут быть совершенно естественными”.

Льюис не понимал свою реакцию на цикл "Кольцо" Вагнера как поклонение, но он чувствовал, что это привело его к некой форме трансцендентности, к ошеломляющей возвышенной встрече.

Слушатели, ошеломлённые визуальным и звуковым зрелищем концерта Тейлор Свифт, могут почувствовать эйфорию, которая действительно превосходит обычный размах их эмоций. Музыка и её контекст могут поднять нас на вершину наших эмоциональных способностей. Мы можем быть ошеломлены её красотой или мощью, визуальными средствами, которыми она сопровождается, памятью, которую она может активировать с точностью и мощью.

Как и Льюис, возможно, мы всё можем извлечь пользу из того, что время от времени позволяем музыке захлестывать себя за пределами святилища. Возможно, понимание нашей способности быть тронутыми музыкой поможет нам ориентироваться в нашей эмоциональной открытости в богослужении.

Точное воздействие музыки на эмоции непостижимо, даже с учётом новых неврологических исследований, которые дополнительно исследуют воздействие музыки на мозг. За нашим страхом подвергнуться эмоциональному манипулированию у большинства из нас скрывается страх, что нас принуждают что-то делать или во что-то верить. Мы боимся, что наши эмоции реагируют только на музыку, а не на Святого Духа, что то, что мы воспринимаем как духовную встречу, является подделкой, изготовленной искусными музыкантами, продюсерской командой и хорошо написанным музыкальным сопровождением.

Прозрачность может быть одним из противоядий. Музыкантам и руководителям прославления может помочь просто быть более открытыми в отношении того, как они программируют музыку или какова может быть цель конкретного музыкального выбора. Лидер может предварить медитативную песню интимными текстами, призвав прихожан задуматься над отрывком из Священного Писания. Простое признание эмоциональной значимости момента свидетельствует о самосознании и заботе со стороны лидера.

Ингаллс предлагает оценить эмоциональный опыт музыкального поклонения в конкретной церкви или служении, посмотрев на плоды этого поклонения за пределами святилища. “Когда мы оцениваем эмоции во время богослужения, мы можем спросить: "Что делают верующие, которые испытывают такие сильные эмоциональные переживания, выходя на улицу?"

Если мы признаём, что наши трогательные, иногда слезливые моменты в поющем собрании почти всегда вызваны неким сотрудничеством между Богом в нас и музыкой вокруг нас, мы можем следить за работой наших пастырей, оглядываясь на пастбища, где мы находимся по другую сторону.

“Что делается на местах?” Ингаллс предлагает спросить.- Чтобы принести в этот мир Божий шалом? Чтобы исцелить разрушенные отношения между Богом, между людьми, между людьми и землей?”

Kelsey Kramer McGinnis - музыковед, педагог и писатель. Она защитила докторскую диссертацию в Университете Айовы и занимается исследованиями музыки в христианских общинах.
Категория: Статьи | Просмотров: 556 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: манипуляция, прославление, музыка, эмоции
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [696]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [387]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 55
Гостей: 55
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024