Некоторое время назад ко мне подошёл пожилой джентльмен после того, как я закончил говорить в церкви. Сдерживая заметные слёзы, он просто сказал: “...спасибо, что сказали, что сомневаться - это нормально”. Совсем недавно другой, более молодой христианин, сказал мне, что он полностью потерял свою веру — христианская вера просто таит в себе слишком много сомнений для него. <…>.
Нормально ли для христиан иметь сомнения? Какие сомнения? Когда сомнение приводит к сокрушительной потере веры? Есть ли люди, которые в значительной степени потеряли свою веру, но всё ещё ходят в церковь, скрывая своё неверие, либо для поддержания имиджа, либо для социальных кругов, которые предоставляет церковь? Кажется, что даже некоторые служителя ведут себя таким образом.
Почему христиане теряют свою веру?
Я считаю, что есть две основные причины.
Во-первых, нас заваливают тревожными вопросами.
По словам Скотта Макнайта в его книге “Обретая веру, теряя веру”, некоторые христиане могут в итоге почувствовать, что существует "нервирующая интеллектуальная непоследовательность в христианской вере". В конце концов они начинают чувствовать, что в христианстве полно дыр. Эти тревожные вопросы обычно включают:
Почему наука и вера находятся в состоянии войны друг с другом?
Действительно ли ад - это вечное сознательное мучение для миллионов людей?
Почему Бог Ветхого Завета такой жестокий?
Почему Писание противоречит само себе?
Почему Бог допускает так много страданий?
А что нам делать с другими религиями?
Конечно, это сложные вопросы, и точка. Мы не должны преуменьшать их, но и не можем рассматривать их в нескольких абзацах, подобных этой статье.
Кроме того, давайте не будем забывать, что в атеизме существует огромная интеллектуальная непоследовательность. У закоренелых атеистов тоже есть система убеждений, и в ней много дыр. Например, они верят, что Вселенная существует совершенно случайно, они верят, что ничего не существует за пределами этой жизни, и что в конечном счёте только наука всё объяснит. Ни одно из них не может быть доказано. На самом деле, говорят они, Вселенная - это просто гигантская автокатастрофа, незапланированный, не инициированный большой взрыв, который каким-то образом привел к потрясающе красивому миру. Это настолько бессвязно, что некоторые христиане, пережившие кризис веры, в итоге испытывают кризис сомнений и возвращаются к вере.
Во-вторых, христиане теряют веру, потому что мы разочарованы в Боге.
Мой сосед недавно сказал мне, что потерял веру, когда его хороший друг умер молодым и внезапно. Он был милым добрым человеком, из тех, кто сделает всё для кого угодно. Его смерть была трагической.
Такого рода вещи потрясают нас – это тяжело. Мы чувствуем, что Бог сильно подвёл нас, так сильно, что, возможно, Он не существует. Но проблема здесь в том, что, будучи христианами, мы легко впадаем в ложное представление о том, что Бог нам что-то должен. Нам приходит в голову, что у нас особая сделка с Богом, и эта сделка означает, что Бог не допустит, чтобы с нами случилось что-то действительно ужасное. Заманчиво думать, что если мы будем молиться, заниматься добрыми делами, раздавать свои деньги и т. д., то мы не столкнемся с большими бедствиями в жизни ... неизлечимой болезнью, потерей ребенка, серьёзным несчастным случаем. Такой сделки не существует. Вместо этого “сделка” заключается в том, что Бог идёт с нами, куда бы мы ни пошли, даже Сам принимая на Себя наши страдания, и с обещанием более глубоких, вечных отношений в будущем. Но сейчас мы все разделяем разрушенную природу этого мира, и это влияет на нашу жизнь на многих уровнях.
Почему Бог позволил этому случиться? Почему Бог не исцелил? ...это справедливые вопросы, которые нужно задавать Богу. На самом деле, задавать их - важная часть обучения интеграции веры и жизни, потому что мы начинаем видеть, что Бог очень сильно присутствует в этих событиях, просто не так, как мы думали. Это приводит к отношениям, доверию к Богу, так что, хотя мы можем и не знать ответов, мы довольствуемся тем, что сидим с вопросами.
И наряду с этими вопросами нам нужен здоровый взгляд на сомнение.
Право на сомнение
Из всех случаев, когда люди сомневались в Боге в Библии (а их много), возможно, тот, который поражает меня больше всего, - это ученики в самом конце Евангелия от Матфея:
Матфея 28:16-17: Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
Эти люди жили с Иисусом, они впитали Его учение, были свидетелями Его чудес и даже видели, как Он воскрес. Они разговаривали, ходили и ели с Иисусом, который вчера был мёртв, а сегодня жив. И некоторые из них всё ещё сомневаются? Ух ты!
Если для них нормально быть скептичными – и Матфей записывает это, – то для нас с вами нормально испытывать странные сомнения. Сомневаться не грех, это просто по-человечески. Как кто-то однажды сказал: “Мужество - это не полное отсутствие страха. Мужество - это поступать правильно даже перед лицом страха”. Вера - это не полное отсутствие сомнений. Вера – это доверие даже при наличии сомнений, даже когда я не понимаю.
Побеждая через искренние сомнения к большей уверенности
Христианская традиция говорит о “тёмной ночи души” – своего рода духовном кризисе, который может включать в себя кризис сомнения. И в последнее время много было написано о “деконструкции веры”. Независимо от того, чувствуете ли вы, что эти фразы применимы к вам или нет, искренние и непреодолимые сомнения в жизни могут поразить любого из нас, и когда они возникают, это вызывает тревогу, как будто из-под нас выдергивают ковёр.
Но, на самом деле, большинству из нас нужно пережить какой-то кризис веры, какую-то тёмную ночь души, чтобы наша вера ожесточилась, стала реальной. Джанет Уильямс в книге "В поисках запредельного Бога" объясняет, что Бог может использовать такие моменты, чтобы призвать нас к новым и более глубоким отношениям. Она сравнивает этот опыт с ребёнком, который учится кататься на велосипеде со стабилизаторами (крошечные дополнительные колеса сзади, которые не дают опрокинуться). Хотя стабилизаторы обеспечивают комфорт, и потеря их может показаться пугающей, в конце концов они удерживают нас от гораздо более богатого опыта.
Отвечать на трудные вопросы, преодолевать свои сомнения - это ключ к отношениям с Богом на всю жизнь, которые постоянно развиваются. Эти события являются приглашением возрастать в вере. В Люксембурге каждый год проводится скачкообразная гонка, где вы должны многократно прыгать на 2 шага вперед и на один шаг назад. Это хорошая картина того, как созревает вера. Я верю, что именно в прыжке назад, в вопросах жизни мы вынуждены расстаться с нашими ложными идолами, нашими одеялами комфорта и открыть что-то новое о таинственном, сострадательном Боге, которому мы служим.
Chris Goswami — вице-президент по коммуникациям технологической компании и помощник священника баптистской церкви Лимм.
|