Предыдущая
ВИДЕНИЕ 7: ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, НОВОЕ НЕБО И НОВАЯ ЗЕМЛЯ (ОТКРОВЕНИЕ 20-22)
После видения брачного пира Агнца мы подходим к отрывку, ставшему источником бесчисленных споров, разногласий, романов и некачественных христианских фильмов.
"И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время." (Откр.20:1-3)
Люди пытались дать всевозможные дикие толкования этому отрывку, но я считаю, что истинный смысл намного проще и понятнее. Для начала мы должны напомнить себе, что Откровение изобилует символизмом. Это очень важно для понимания так называемого "тысячелетнего царства" или тысячелетия (которое означает всего лишь тысячу лет). Нигде в Писании больше не упоминается тысячелетний период времени. На самом деле, для еврейского народа число тысяча означало просто "очень много". Например, посмотрите на песню в Первой книге Царств: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" (1 Цар. 18:7). Звучит впечатляюще, за исключением того, что Давид убил только Голиафа. Еврейский подход к числам не являлся современным буквализмом.
Другим примером является утверждение, что Бог владеет скотом на тысяче гор в Псалме 49:10. На самом деле Богу принадлежит весь скот на всех горах планеты, однако для еврейского читателя использование числа тысяча не ограничивало Божье владение! Третий пример - в этом стихе: "Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи..." (Пс. 83:11). Если понимать этот стих буквально, то он означал бы, что 1001 день в другом месте лучше, чем один день в доме Божьем. Очевидно, что псалмопевец не имел этого в виду. Исходя из этого, число тысяча, использованное в 20 главе Откровения, относится не к буквальной тысяче лет, а к длительному периоду времени.
В одной из своих проповедей пастор Билл Джонсон из церкви "Вефиль" в Реддинге, Калифорния, делает несколько интересных замечаний по поводу Откровения 20: "В Писании есть утверждения о звере и тысячелетии. Например, сказано, что дракон будет скован и брошен в бездну на тысячу лет. Не хочу похитить ваше тысячелетие... Я просто хочу предположить, что мы можем не знать, о чем говорим, потому что в Библии всего пара стихов на эту тему!" Затем Билл Джонсон начинает задавать вопросы аудитории: Дракон является буквальным или образным? Это настоящий дракон? Аудитория: Образный. Билл Джонсон: Дракон был скован, эти цепи буквальные или образные? Это настоящие цепи? Ответы аудитории: Образные. Билл Джонсон: Бездна или бездонная яма - буквальная или образная? Аудитория отвечает: Образная. Билл Джонсон: Тысячелетие - буквальное или образное? На этот вопрос аудитория отвечает лишь ошеломленным молчанием.
Затем Билл продолжает говорить о том, как мы позволили нашему толкованию тысячелетия и других отрывков украсть нашу ответственность за демонстрацию Царства Божьего в настоящем - как будто многие библейские обетования не относятся к сегодняшнему дню. Это имеет большое значение для нашей христианской жизни.
ВО ВРЕМЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Теперь, когда мы убедились, что тысячелетие символизирует длительный период времени, давайте посмотрим на то, что по словам Иоанна произойдет во время тысячелетия:
"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет." (Откр.20:4)
Английский перевод этого отрывка создает впечатление, что здесь речь идет о двух группах людей (сидящих на престолах и обезглавленных), однако из греческого языка ясно, что Иоанн описывает одну группу людей, ту же самую что и в Откровении 6:9-11
"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число."
В 6-й главе мы видим этих мучеников под престолом, взывающих о справедливости, но в 20-й главе те же самые мученики получают собственные престолы, чтобы царствовать на них! Мы знаем об этом благодаря следующему стиху: "Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение" (Откр. 20:5). Фраза "прочие же из умерших" ясно показывает, что эта группа людей является избранными среди умерших. Чтобы выяснить, что отличает этих царствующих на престолах от "остальных", нам нужно посмотреть на отрывок непосредственно перед началом 20-й главы:
"И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; А ПРОЧИЕ убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами." (Откр.19:19-21)
"а прочие" - это те, кто умер во время разрушения в 70 году н.э., неверующие евреи. Мы знаем, что это именно они, потому что таймер в Откровении 19:20 показывает нам, что это произошло одновременно с уничтожением зверя и лжепророка, то есть Нерона и иудейских правителей.
Вот что мы находим в Откровении 20:
- Очень долгий период времени, символизируемый числом тысяча
- мученики первого века, сидящие на престолах и выносящие суд
- осуждение неверующих евреев первого столетия
- Дракон (дьявол) будет скован в своей способности обманывать народы.
Важно отметить, что мы не обнаружили ни одной из следующих популярных идей:
- Восстановленный Храм в Иерусалиме
- Восстановление системы Ветхого Завета
- физическое царствование Иисуса на земле
Эти концепции, которых нет в Откровении 20, были введены, когда учителя взяли отрывки из Иеремии, Захарии, Иезекииля и Исаии и вырвали их из контекста, чтобы они соответствовали Откровению 20.
Если бы я просто перефразировал свое понимание 20 главы Откровения, я бы объяснил это следующим образом: Тысяча лет представляет собой Царство Божье. Когда Иисус пришел на землю, Он связал дьявола (сильного человека, как в Матфея 12:28-29), и дьявол больше не мог обманывать народы (см. Откровение 20:3). Это открыло путь для учеников, чтобы они могли учить все народы (см. Матф. 28:18-20). Мученикам первого века были даны престолы для царствования в Царстве Божьем; это произошло в Откровении 11, когда Иисус был объявлен Царем над царствами земли (см. Откр. 11:15) и было указано на первое воскресение (см. Откр. 11:17-18). Сейчас мы живем внутри Царства Божьего на земле, которое растет как горчичное зерно и как закваска, проникающая во всё тесто (см. Матф. 13:31-33). Мы находимся в тысячелетнем царствовании, которое является духовным Царством, постепенно приносящим Небеса на землю (см. Матф. 6:10). Когда-нибудь в будущем Царство продвинется настолько далеко, что останется только окончательно и полностью осудить дьявола. Он будет освобожден от своих оков, чтобы собрать всех, кто еще сопротивляется Царству, и все они будут брошены в озеро огненное.
ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ - ЭТО ПРОРОЧЕСТВО
Я не согласен со всеми выводами, сделанными в работе Джеймса Стюарта Рассела "Парусия". Тем не менее, он оказал невероятную услугу богословию. Относительно тысячелетия он дает следующее великое понимание:
"Акт сковывания и заточения дракона действительно входит в "ближайшее время" апокалиптических заявлений, поскольку он совпадает, или почти совпадает по времени с судом над блудницей и зверем; но срок заключения дракона четко указан как тысяча лет, поэтому он обязательно должен полностью закончиться за пределами видения, столь строго и четко ограниченного самой книгой."
Я согласен с интерпретацией Рассела, что дракон (дьявол) был скован в бездне в первом веке благодаря работе креста. Однако, указав это очень большое количество лет (метафора "тысяча лет"), Иоанн вышел за пределы непосредственного разрушения в 70 г. н.э., которое до этого момента было в центре внимания текста Откровения. В этом единственном случае мы вышли за пределы событий, которые должны были произойти в ближайшее время. Рассел продолжает:
"Мы считаем, однако, что это единственный пример из всей книги Откровения, когда мы выходим за пределы "вскоре"; и мы согласны с [известным комментатором] [Моисеем] Стюартом, что не может быть никаких разумных трудностей из-за этого единственного исключения из правила. Мы также обнаружим, что события, о которых говорится как о происходящих по истечении тысячи лет, предсказаны в пророчестве, но не представлены в видении."
Рассел делает здесь очень сильное замечание: вся остальная часть Книги Откровение - это переживание видения, но именно в этом отрывке Иоанн не видит видение, но провозглашает пророчество. Он перестал действовать как провидец, которому нужно истолковать видение, и начал действовать как пророк, декларативно говорящий о будущем.
"Момент взятия, сковывания и сброса дракона в бездну представлен как происходящий перед взглядом провидца и представлен обычной пророческой формулой "И увидел я". Т.е. это действие происходит одновременно, или почти одновременно, с судами над блудницей и зверем. Эта часть видения, таким образом, попадает в надлежащие рамки апокалиптического видения."
Иначе говоря, девяносто девять процентов Откровения - это видение с символами для истолкования, касающимися разрушения ветхозаветного мира и установления нового завета. Однако есть один процент книги Откровение, находящийся в 20-й главе, который выходит за рамки временных и пространственных ограничений остальной части книги и говорит о далеком будущем. Это ясно показано образным использованием идиомы "тысяча лет".
ПОСЛЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Большинство ученых считают, что некоторые части 20 главы Откровения говорят о будущих событиях, которые еще не исполнились. В то время как Откровение представляет собой откровение и явление Господа Иисуса Христа и Его нового завета, который снял завесу старого завета, содержание Откровения 20:7-15 не исполнилось в 70 году нашей эры. Сюда входит освобождение сатаны из темницы и его последняя битва против Божьего народа, после которой он будет брошен в озеро огненное. Сюда также входит великий суд у белого престола. Эти два события произойдут в конце тысячелетия. Мы не знаем, через какое время это произойдет, поскольку идиома тысяча означает просто очень долгое время. Как писал известный библеист Милтон Терри:
"Как долго Царь царей будет продолжать Свою битву со злом и откладывать последний решающий удар, когда сатана будет "отпущен на малое время", никто не может даже приблизительно судить. Возможно, на это потребуется миллион лет."
Мы живем в это уникальное время истории, тысячелетие, в течение которого мы сотрудничаем с Богом в Его постепенном расширении Царства Божьего на земле. Это поистине захватывающее откровение.
Обалдеть.Но сейчас идет последняя жатва. И она будет очень долгой, ибо посев и произрастание и созревание длилось очень очень долго. А известно из жизни земли,что сеяние,рост,созревание занимает больше времени,чем жатва. Но и жатва не один день занимает. А потом внезапно придет Иисус. ....