От Лагоса до Уинчестера: как спорный нигерийский пастор создал всемирных последователей
Впервые я столкнулся с Ти Би Джошуа в подростковом возрасте, когда его проповедь покорила мою евангельскую христианскую общину в Хэмпшире. Многие из моих друзей стали его горячими учениками и последовали за ним в Лагос. Как ему удавалось так влиять на людей?
Matthew McNaught 09.09.2021
На второй день похорон Ти Би Джошуа в Лагосе, его ученики вышли на сцену. Микрофон был передан по кругу, когда более 60 учеников представились по имени и национальности. Они приехали из 18 разных стран, среди которых Нигерия, ЮАР, Индонезия, Мексика, США и Великобритания. Некоторые, казалось, едва вышли из подросткового возраста; другие были в позднем среднем возрасте, проведя десятилетия в служении Джошуа, нигерийскому пастору-миллионеру и самопровозглашенному пророку, которого похоронили. Старшая нигерийская ученица, недавно получившая звание пророчицы, начала свою дань уважения. “Как описать кого-то настолько неописуемого?” - спросила она. “Как определить кого-то настолько неопределимого? Человека и божье?”
Джошуа умер 5 июня 2021 года, за несколько дней до своего 58-летия. Новость распространилась в социальных сетях, прежде чем «Синагога, Церковь всех наций», известная как SCOAN, сделала официальное заявление. “Бог забрал Своего слугу пророка Т.Б. Джошуа домой, - говорилось в заявлении, - как и должно быть по божественной воле”. Более месяца спустя, когда прошли его похороны, не было никаких упоминаний о причине смерти.
В городе, насыщенном мегацерквами и харизматичными пасторами, Ти Би Джошуа выделялся своей глобальной знаменитостью. Он собирал огромные толпы во время своих туров на стадионах по Африке, Азии и Латинской Америке. Его спутниковый канал "Эммануил ТВ" был представлен в бесчисленных семьях по всей Африке к югу от Сахары и за её пределами. До пандемии его церковь была самой большой международной туристической достопримечательностью в стране. Каждую неделю в SCOAN приезжало около 15 000 человек.
Некоторые посетители приходили из любопытства; многие приходили в отчаянии, надеясь на исцеление от болезни или избавление от злых духов. Политики приходили в надежде, что благословение Ти Би Джошуа может снискать им расположение избирателей. Джордж Веа, звезда либерийского футбола, ставший кандидатом в президенты, совершил широко разрекламированную поездку в SCOAN незадолго до победы на выборах 2017 года. Церковь расположена в Икотун-Эгбе, относительно бедном районе, расположенном посреди городской застройки материковой части Лагоса, вдали от финансовых центров Икои и острова Виктория. Слава Джошуа превратила этот район в процветающий коммерческий центр. Здесь выросли рынки, банки, отели и рестораны, чтобы удовлетворить спрос посетителей.
Что делало Ти Би Джошуа уникальным, так это не только его международный охват, но и сила преданности, которую он внушал своим ученикам. Они называли его “папочкой”, опускаясь на колени у его ног, когда здоровались с ним в его кабинете. Они сопровождали его в международных турах и благотворительных поездках. Помимо интенсивных церковных обязанностей, они проводили долгие часы, запоминая сотни страниц его учения, известных как «Цитируемые цитаты», которые, по их мнению, были словом Божьим. Они жили в общежитиях внутри церковного комплекса. Многие из его международных учеников происходили из обеспеченных семей среднего класса. Следуя за Ти Би Джошуа, некоторые отрезали себя от друзей и семьи, отказавшись от брака, образования и обычной карьеры.
“Папа, - сказал старший ученик из Сенегала на похоронах, - это была божественная судьба, которая привела всех нас к тебе. Мы пришли из разных стран, из разных слоев общества, с разными сердцами: действительно, маловероятные люди...”
Когда Джайлс Херст впервые услышал весть о смерти Джошуа, его первым чувством был восторг. “Я помню, как подумал: ”Должно быть, это было похоже на День Победы", - сказал он мне по телефону из своего дома в южной Индии. “Я подумал: всё кончено. Правосудие свершилось. Ему это не сошло с рук”. Я сказал Херсту, что думал об обратном – ему это сошло с рук, не так ли? “В этой жизни", - добавил Херст. “Но я верю, что ему придётся отвечать перед Богом”.
Второй реакцией Херста было желание восстановить связи. После отправки сообщений в Facebook нескольким бывшим ученикам, он закончил долгой беседой с Мэри Уинфилд (имя изменено), ещё одной бывшей ученицей из Великобритании. Они не разговаривали с тех пор, как Херст покинул SCOAN в 2006 году. В Лагосе их отношения были напряженными. Уинфилд была, по его словам, одной из самых ревностных. Он вспомнил, как она осуждала его на собраниях учеников. Теперь в их общем опыте было родство. Они вспоминали о жизни в SCOAN, делились новостями о жизни после отъезда.
Месяц спустя, наблюдая, как ученики говорят на заупокойной службе, Херст был поражен тем, сколько знакомых лиц он увидел. Он подумал о том, что пережил с тех пор, как уехал: пять лет в британской армии, женитьба, переезд на остров Уайт, воспитание троих детей. Теперь он работал учителем в христианской школе-интернате в Индии. По его словам, было странно думать, что так много его старых друзей-учеников провели эти годы, спя в одном общежитии, охваченные бесконечной ученической жизнью. (SCOAN не ответил на мою просьбу прокомментировать эту статью.)
Тело Джошуа было выставлено на всеобщее обозрение во время его похорон в Лагосе в июле. Фотография: Акинтунде Акинлейе/EPA
Я никогда не встречал Ти Би Джошуа. Но в течение многих лет он занимал большое место в моём сознании. Я писал книгу, в которой, среди прочего, исследовал отношения между SCOAN и церковью моего детства, “Immanuel”: евангелической конгрегацией среднего класса, преимущественно белой, в Уинчестер, Хэмпшир. Когда Джошуа умер, я работал над последней главой книги. В последующие дни я чувствовал себя странно разбитым. Это не было похоже ни на что, что я знал раньше: никакого горя, но дезориентация тяжелой утраты.
Я связался со старыми друзьями и интервьюируемыми. Я поговорил с Херстом, а также с Мэри Уинфилд и её братом Дэном (имя изменено), которые были моими старыми церковными друзьями, а также бывшими учениками SCOAN. Я спросил Дэна и его жену Кейт (имя изменено), тоже бывшую ученицу, что, по их мнению, будет дальше. Сначала Дэн надеялся, что его родственники – некоторые из которых оставались набожными сторонниками SCOAN – наконец покинут церковь. С уходом Джошуа, подумал он, всё это может быстро рухнуть. После того как Дэн и Кейт обсудили эту новость со своим консультантом, они протрезвели. Он призвал к осторожности. "Это не то, чем обычно заканчиваются такие вещи", - сказал он.
Ко второму дню пятидневных похорон стало ясно, что это не просто похороны, а заявление о намерениях. Последней выступившей ученицей была светловолосая американка лет 30. “Папа, мы сохраним твоё наследие, мы защитим твоё наследие”, - сказала она. “Возможно, одна глава в этом замечательном путешествии подошла к концу, но это не конец, никогда не конец. Пророк Ти Би Джошуа продолжает жить".
Ти Би Джошуа впервые вошёл в моё сознание как любопытство: нигерийский проповедник в строгом костюме на толстой пластиковой обложке видеокассеты, которая лежала среди книг и аудиокассет на столе в задней части церковного зала. Это было в конце 90-х, и я был подростком. Когда я впервые посмотрел клипы его исцелений и экзорцизме, которые каким–то образом сочетали проповедь Билли Грэма на стадионе с кинетической драмой рестлинга WWE, они вызвали, прежде всего, мой растущий подростковый скептицизм. Но была и слабая надежда, витал вопрос: а что, если это было по-настоящему? Это был остаток знакомого предвкушения чуда, которое вскоре полностью испарилось.
В последующие годы моё отвращение к Джошуа усилилось. Он пришёл, чтобы олицетворить ядовитый, тиранический потенциал христианства, которое я оставил. С тех пор как я начал писать о нём и о слиянии сил, которые связывали его с церковью моего детства, вернулось какое-то чудо. Не из-за возможности его помазания, а из-за его дерзости и явной неправдоподобности того, чего он достиг.
Трудно отделить факты из жизни Джошуа от его самомифологизации. Официальное повествование SCOAN повторяется во многих онлайн-статьях: его рождение было предсказано пророком, он провёл 15 месяцев в утробе матери, он получил божественное откровение в 1987 году во время поста в течение 40 дней и 40 ночей в районе болота, который позже будет называться “Молитвенной горой”.
Основные факты достаточно примечательны. Джошуа родился в бедности в 1963 году в деревне Аригиди в штате Ондо, на юго-западе Нигерии. Он переехал в Лагос молодым человеком, не закончив среднюю школу, и нашёл работу на птицефабрике. Ему было около 20 лет, когда он основал “Синагогу, Церковь всех наций”. На самых ранних видео SCOAN виден тощий молодой человек, обращающийся к небольшой пастве под бамбуковой палаткой, одетый в белую одежду и с длинной неровной бородой. Он едва ли похож на пухлого, ухоженного пастора-миллионера, которым он стал, но его движения безошибочны: античная энергия, легкое овладение толпой.
Джошуа всегда был противоречивой и вызывающей разногласия фигурой. С 90-х годов и далее он был изгоем нигерийского христианского истеблишмента. Ему было отказано в членстве в “Христианской ассоциации” и “Пятидесятническом братстве Нигерии” за то, что он делал неортодоксальные заявления о себе (например, он настаивал на том, что стал христианином до своего рождения, во время 15-месячной беременности). Его критиковали за его заявления об исцелении. СПИД и рак были двумя его специальностями, и однажды он отправил 4000 бутылок своей помазанной воды для борьбы с эпидемией Эболы в Сьерра-Леоне. Он был запрещён на YouTube в начале 2021 года после жалоб на его видео, в которых он изгоняет “бесов” гомосексуализма. С другой стороны, его сторонники часто провозглашают его человеком многих добрых дел, указывая на его благотворительность: сообщается, что он, среди прочего, жертвовал большие суммы денег на ремонт инфраструктуры электроснабжения в своём родном штате.
Т. Б. Джошуа в "Синагоге, Церковь всех наций", в 2005 году. Фотография: Дэвид Левин/The Guardian
Видеоролики с пророчествами Джошуа, якобы демонстрирующие его предвидение событий в новостях, сами по себе создали заголовки. В 2012 году он предсказал, что глава одного африканского государства умрёт в течение 60 дней. В более позднем видео он, похоже, назвал конкретную дату. Когда в этот день президент Малави Бингу ва Мутарика умер от остановки сердца, его сменила Джойс Банда, преданная Ти Би Джошуа, которая несколько раз посещала его церковь. В прессе ходили слухи о том, сводилось ли предсказание Джошуа к божественному помазанию или к более приземлённым объяснениям.
Личные качества, которые позволили Джошуа достичь мировой славы, могут быть неочевидны для случайного наблюдателя. У него была заразительная улыбка, тёплое и открытое поведение, но его проповедь была упрощённой, повторяющейся, граничащей с грубостью. Ему не хватало плавной беглости нигерийских пасторов, таких как Мэтью Ашимолово или Пол Адефарасин. Возможно, его простота была частью его силы. Джошуа редко пытался рассказать личный анекдот или истолковать Библию. Он торговал афоризмами, своего рода запоминающимися крупицами вдохновения, которые могли бы обеспечить одинаковый комфорт водителям грузовиков и международным бизнесменам.
Но Джошуа не просто нашёл формулу для широкой привлекательности. Он значил разные вещи для разных людей. Нетрудно понять его привлекательность среди местных жителей Икотун-Эгбе, семьи которых его служение питало самым буквальным образом. Немного сложнее объяснить его влияние на моих старых церковных друзей, которые променяли привилегированную жизнь в зелёном пригороде Уинчестера на лишения ученической жизни.
Когда моя старая церковь, «Эммануил», впервые вступила в контакт с Ти Би Джошуа в конце 90-х, это было время несбывшихся надежд. «Эммануил» начала свою деятельность в начале 80-х годов как домашняя церковь, собиравшаяся в гостиных комнатах. Это было местное ответвление церкви «Southampton Community», которая вышла из движения 70-х годов, настолько радикально антиконфессионального, что оно уклонилось от точного названия. “Евангелики” работало как широкий обобщающий термин. Социологи назвали нас “реставрационистами”, связанными с североамериканским теологическим движением, известным как Новоапостольская реформация. Но в «Эммануиле» я никогда не слышал ни одного из этих ярлыков.
Мы верили в истинность Библии и в продолжение духовных даров, дарованных ранним христианам, таких как языки, исцеление и пророчество. Мы отвергли сухую литургию и унаследованную традицию и обратились к Новому Завету в поисках модели церкви. Многие верили, что возвращение к подлинной церкви, описанной в Евангелиях, приведет к её всемирному восстановлению, что, в свою очередь, проложит путь ко второму пришествию Христа.
Вырасти в «Эммануиле» означало впитать в себя сияющее чувство предвкушения, быть на пороге чего-то беспрецедентного и едва вообразимого. К середине 90-х годов это ожидание превратилось в конкретное пророчество. “Сегодня уважаемые пророки и церковные лидеры в стране и за рубежом уверенно предсказывают, что Господь обязательно даст нам землю для пробуждения”, - написал наш пастор в летнем выпуске церковного журнала за 1996 год. Пробуждение не просто означало бум в христианстве. Некоторые люди говорили о том, что Святой Дух обрушился на Уинчестер, как приливная волна. Покупатели в центре города падали на улице, внезапно переполненные Божьей силой. Церковь была бы наводнена людьми, отчаянно желающими отдать свою жизнь Христу. Были чудеса, исцеления, и спасено бесчисленное множество людей.
Пророчества казались правдоподобными. Наша церковь расширялась. Переехав из жилых домов в арендованные залы, мы вскоре получили долгосрочную аренду большого здания в георгианском стиле, бывшего концертного зала, в центре Уинчестера. По всему миру мы видели места, в которых, казалось, происходили первые признаки пробуждения. Мы читали "Искатели Бога" американского евангелиста Томми Тинни, название которого отражает беспокойный, лихорадочный дух той эпохи. Наше состояние материального изобилия делало нас апатичными и вялыми, писал он. Если бы мы могли стряхнуть с себя самодовольство того времени, мы бы наверняка увидели, как Он двигается. Члены церкви путешествовали по местам, в которых Бог, по-видимому, что-то делал, в надежде, что они смогут вернуть помазание с собой. Они отправились в Торонто, Буэнос-Айрес и, наконец, в церковь Ти Би Джошуа в Лагосе, где, как говорили, знамения и чудеса «Деяний» были повседневной реальностью.
Шли годы, а люди в супермаркетах и букмекерских конторах Уинчестера оставались безразличными и нераскаявшимися. Возникла пропасть между искателями Бога и скептиками пробуждения, чьи низкие ожидания были, по мнению искателей Бога, одной из причин, по которой пробуждение ещё не произошло.
Некоторым в церкви Ти Би Джошуа казался воплощением религиозного мошенника. Для других он был радикалом, а его служение было полной противоположностью удобному христианству. Члены семьи Дэна Уинфилда создали организацию, предлагающую поездки в SCOAN из Великобритании. “Зачем мне нужно ехать в Нигерию, чтобы увидеть, что делает Бог, когда это должно происходить здесь?” - спросил один из часто задаваемых вопросов на их веб-сайте. Ответ: “Другая среда помогает выявить глубину разочарования, цинизма и неверия, в которых мы живём на Западе. Это позволяет Святому Духу обновлять наши умы".
У нашего пастора в 2001 году был диагностирован неизлечимый рак. Он отправился в SCOAN, где Джошуа провозгласил его исцелённым. Он перестал принимать лекарства в знак веры. Примерно в это же время у другого члена церкви был диагностирован рак. После того, как Джошуа объявил, что она исцелена, она отменила запланированную операцию. Меня не было рядом в период отчаянной молитвы и молчаливого разделения, которые предшествовали их смерти. Я учился в университете и время от времени получал новости от своих родителей, которые были так же напуганы, как и я, отказом от медицины, сопровождавшим эти заявления об исцелении.
Я мог понять, даже в своём разочаровании, привлекательность этого учения. Перспектива смерти нашего любимого пастора стала ещё более невыносимой из-за обещания пробуждения, за которое мы цеплялись годами. Что, если его болезнь была не просто жестокой случайностью, а демоническим нападением, направленным на то, чтобы сорвать Божий план для нас? Не трагедия, а отложенный триумф?
В служении исцеления Джошуа и других подобных ему было условие. Если кому-то и стало лучше, то только благодаря помазанию Человека Божьего. Если лучше не стало, то только потому, что им – или тем, кто их окружал, – не хватало достаточной веры. Нет более верного рецепта для личных страданий, чем вера в божественное исцеление, которое можно предотвратить или даже отменить из-за ваших собственных сиюминутных сомнений. После смерти нашего пастора упадок «Эммануила» ускорился. Она хромала в течение нескольких лет, неуклонно теряя членов, прежде чем окончательно распалась.
Ти Би Джошуа нашел своё призвание пророка во время кризиса в Нигерии. После того как высокие цены на нефть в начале 70-х годов привели к десятилетию государственных расходов и резкому росту, их последующее падение поставило Нигерию на грань экономической пропасти. К 1986 году «Международный валютный фонд» вынудил военный режим принять план структурной перестройки для облегчения погашения долгов. Валюта была радикально девальвирована. Многие государственные службы рухнули. Большая часть нарождающегося среднего класса Нигерии погрузилась в нищету. Была волна насильственных преступлений: похищения людей, угоны автомобилей, вторжения в дома. Именно в этом контексте начался бум нигерийского пятидесятничества.
Некоторые учёные утверждают, что этот подъём пятидесятнического христианства был своего рода неоимпериализмом. В то время, когда западные финансовые институты вводили жестокие меры экономии, западные проповедники прибыли в Нигерию, распространяя «Евангелие процветания», которое учило людей, что они могут молиться, чтобы выбраться из нищеты, и что борьба, которая имеет значение, находится в духовной сфере, а не в политической. Другие учёные, такие как нигерийский богослов Огбу Калу, уделяли больше внимания тому, как нигерийцы приняли эту форму служения церкви и заставили её служить своим собственным нуждам. Несомненно, есть более благожелательные примеры нигерийского пятидесятничества, чем Ти Би Джошуа.
Нигерийцы часто сетуют на то, что изобилие природных ресурсов в их стране не привело к прочному процветанию: они экспортируют сырье, такое как нефть и пальмовое масло, только для того, чтобы покупать их из-за рубежа в дорогой рафинированной форме. Гениальный трюк Джошуа заключался в том, как он взял сырье западного христианства и превратил его во что-то, что можно было продать обратно на запад.
Скорбящие выстраиваются в очередь, чтобы отдать последние почести Т. Б. Джошуа в Лагосе, Нигерия, в июле. Фотография: Акинтунде Акинлейе/EPA
Покинув SCOAN, Дэн Уинфилд отправил тайник с якобы священными словами Джошуа другу, который пропустил их через детектор академического плагиата. Будучи молодым учеником, Дэн потратил долгие часы на расшифровку и запоминание этих слов, убеждённый, что их сверхъестественное, фрагментированное красноречие было доказательством того, что Джошуа направлял нечто большое. Программа обнаружения плагиата обнаружила, что по меньшей мере 19 % текста было заимствовано, в основном у американских евангелистов, таких как Билли Джо Догерти и Дон Де Вельт – писателей, чьи брошюры наводнили христианские книжные прилавки Лагоса в первые годы пророчества Джошуа.
Некоторые из его влияний были более явными. На стенах церкви «Синагога» висели в рамках фотографии известных, преимущественно американских евангелистов: группа, названная «Генералами Божьими» американским писателем Робертсом Лиардоном в его одноимённой книге. Ученики сказали мне, что Джошуа часто говорил об этой книге. Жизни этих евангелистов служили примером, по крайней мере в рассказе Лиардона, мужчины или женщины Божьи: целеустремленных, индивидуалистичных и харизматичных, презирающих сдержки и противовесы закона или деноминационной церкви. Некоторые из них касались тропы, занимающего центральное место в истории самого Джошуа: неграмотного Человека Божьего. Он был явно достаточно грамотен, чтобы понять, что отсутствие у него формального образования может быть использовано для подтверждения его пророческих даров.
Далекий от совершенствования западного пятидесятничества, Джошуа переделал это, как выстиранную джинсовую ткань, воспользовавшись стремлением западных христиан к предполагаемой подлинности и слепыми пятнами их экзотичного взгляда. В свою очередь, белые лица и голоса этих учеников на Би–би–си, которые всегда были на видном месте на телевидении «Эммануил», придали его служению дополнительный престиж среди его последователей в Лагосе и участников его туров на стадионах по всему глобальному югу.
В течение многих лет Ти Би Джошуа существовал на периферии моего сознания, один странный религиозный аспект, который я был рад оставить позади. Затем, в 2010 году, он резко вернулся в мою жизнь. Мне переслали электронное письмо, которое написали Дэн и Кейт Уинфилд, объяснив причины, по которым они покинули церковь после стольких лет преданности. Кейт призналась Дэну, что в течение нескольких лет Джошуа регулярно подвергал её сексуальному насилию. “Это было похоже на то, как будто с моих глаз сняли пелену”, - написал Дэн. Её откровение внезапно прояснило депрессию, которая охватила её с тех пор, как они поженились в 2006 году. Это также прояснило авторитарный характер руководства Джошуа, который Дэну удавалось оправдывать перед самим собой в течение многих лет.
В электронном письме Дэн и Кейт продолжили описывать свои впечатления в поразительных деталях. Они говорили о лишении сна, публичном позоре и сообществе, в котором Джошуа считался непогрешимым. Они описали, как видели, как Джошуа избивал и хлестал нигерийских учеников. Они были старшими учениками, которым было поручено управлять филиалом SCOAN в Лондоне, ныне несуществующим. Уходя, они отправили электронное письмо большому количеству друзей, учеников и сторонников. Я не мог понять, как люди, отправившие это электронное письмо – явно не лишенные интеллекта или моральной целостности – могли провести годы в таком месте.
В то время Дэн и Кейт были не единственными, кто покинул SCOAN из-за предполагаемого сексуального насилия со стороны Джошуа. Две другие британские ученицы ушли с историями, похожими на историю Кейт. Бисола Джонсон, которая была старшей нигерийской ученицей, публично выдвинула обвинения против Джошуа, утверждая, что она была одной из многочисленных учениц, с которыми Джошуа жестоко обращался. Её показания побудили SCOAN выпустить длинное видео под названием “Остерегайтесь богохульников”, в котором Бисола обвинялась в том, что она одержима злыми духами и имеет "презренный характер".
Служение в "Синагоге, Церкви всех наций", с пастором Т.Б. Джошуа и его помощниками. Фотография: Дэвид Левин/The Guardian
Уход Дэна из SCOAN привёл меня к воссоединению со старыми церковными друзьями, с которыми я ранее потерял связь. Мы вспоминали об «Эммануиле». Мы поговорили о Джошуа и поделились своим разочарованием по поводу того, как трудно было найти достоверную информацию о его церкви в Интернете. Согласно результатам поиска, он был либо великим Человеком Божьим, либо антихристом. Критические статьи были такими же гиперболическими.
Мы решили завести блог под названием TB Joshua Watch. Первые несколько постов собрали лучшие критические отзывы о SCOAN, которые были разбросаны по всему Интернету. Некоторые из моих друзей, которые всё ещё были практикующими христианами, обращались к пробелам в теологии Джошуа. Мы написали посты, разоблачающие видео с пророчеством Джошуа, которые были выпущены после событий, которые, как они утверждали, были предсказаны.
Блог вскоре набрал обороты. Мы начали получать электронные письма от людей со всего мира, желающих поделиться своим опытом ученичества. Мы получили письма с угрозами от сторонников Джошуа, в том числе одно из них, обещающее, что скоро будут выпущены видеоролики “исповедь”, чтобы дискредитировать учеников, которые написали посты.
Что было удивительно, так это количество полученных нами электронных писем, адресованных самому Ти Би Джошуа. Люди, должно быть, наткнулись на наш блог и, не читая его, пришли к выводу, что мы являемся официальным сайтом SCOAN. Электронные письма были в основном мольбами об исцелении, а иногда и о деньгах. Большинство из них были выходцами из стран Африки к югу от Сахары: Нигерии, Ганы и Зимбабве, в частности. Некоторые из них были сагами в миниатюре: рассказы о детях-сиротах, мужьях-предателях, своенравных братьях, мечтах об изучении электронной инженерии, разрушенных нищетой. Были истории о долгах и нестабильности; открытки из мира без системы безопасности, в котором профессии и степени не гарантировали базового уровня выживания. Некоторые включали приложения: резюме или отсканированные дипломы, фотографии тех, кто просит о молитве.
“Я пытался спасти свою семью от этих финансовых трудностей, создав другие источники дохода, но безрезультатно”, - говорится в одном электронном письме. “В настоящее время у меня есть другой бизнес (продажа домов и земель, сахара и масла). Человек Божий, пожалуйста, помоги мне успешно справиться с этим бизнесом. Мы с сёстрами полагаемся на мою скудную зарплату, которой нам не хватает даже на целый месяц. В результате моя мама поддерживает нас за счёт своих небольших ежедневных продаж".
Среднестатистический житель Запада отправлялся в SCOAN в поисках избавления от скуки комфортной современности. Другие, живущие в другой современности, смотрели на Джошуа как на радикальное христианство, равное радикальной неопределенности их жизни. Читая эти электронные письма, я был поражен голым фактом психологической силы Джошуа. Сколько человеческих желаний сошлось на нём? Он входил в сны людей. Он собрал их вместе. Он осветил надежды на лучшее будущее.
Казалось неправильным принимать эти искренние мольбы и не отвечать на них. Но, наблюдая за Джошуа, мы не могли предложить ничего, кроме разочарования. В конце концов, мы отправили только один ответ эфиопу в США, который просил исцеления от ВИЧ. Мы точно не притворялись Джошуа, но оставили письмо без подписи.
«Дорогой Джи,
Спасибо за ваше электронное письмо. Я буду молиться за тебя. Я бы настоятельно рекомендовал вам следовать медицинским советам и принимать лекарства, если это вообще возможно. Будьте осторожны с теми, кто советует вам отказаться от медицинского лечения. Бог совершает чудесную работу через врачей. Боже, благослови и оставайся сильным».
Ответ Джи был коротким и явно не впечатлил. “Я ПРИНИМАЮ ЛЕКАРСТВО, НО Я ХОЧУ ПРИЕХАТЬ, ЧТОБЫ БОГ СОТВОРИЛ ЧУДО, И ВЫ МОЖЕТЕ МНЕ СКАЗАТЬ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?”
Чего Джи не понимал – и кто мы такие, чтобы объяснять? – было ли то, что любая сила, которой обладал Джошуа, имела обратную зависимость от его близости. Что он помогал лучше всего, если вообще помогал, как далекий маяк надежды. Что он причинил наименьший вред тем, кто не мог позволить себе приехать в Лагос для исцеления.
В пятницу, 12 сентября 2014 года, около полудня, обрушился шестиэтажный гостевой дом SCOAN. В то время в здании находилось около 300 посетителей. Многие обедали в столовой на первом этаже. Телевизионные кадры показали последствия: плотный клубок искорёженного металла, разорванные матрасы и простыни, слои обрушившихся бетонных перекрытий. Несколько недель спустя будет подтверждено окончательное число погибших: погибло 116 человек, 85 из которых были приезжими из ЮАР.
Через два дня после обрушения воскресное служение прошло как обычно. Джошуа объяснил собравшейся толпе, что на SCOAN напали. Он показал видео, которое приписывало крушение самолету, низко пролетавшему над этим гостевым домом. Позже церковь сделает заявление более конкретным: таинственный самолет выстрелил из инфразвукового оружия в здание, что привело к его обрушению. На видео были показаны кадры с камер видеонаблюдения гостевого дома, сделавшие паузу, чтобы выделить силуэт самолета, пролетающего над головой. Через несколько секунд здание рухнуло. Джошуа утверждал, что это была неудачная попытка убийства. “Не бойтесь", - сказал он собравшимся. “Вы не являетесь целью. Я и есть цель. Я знаю, что мой час ещё не пришёл. Всё, что близко к Иисусу, подвергается нападению”.
Если Джошуа и был расстроен гибелью людей, он этого не показал. Он сделал одну уступку серьёзности ситуации. Он предложил почтить минутой молчания память жертв, которых он назвал “Мучениками веры”. Погибших, лежащих под обломками всего в нескольких метрах от зрительного зала, ещё не сосчитали. Некоторые из них, по всей вероятности, ещё даже не были мертвы. Но они уже были кооптированы на второстепенную вспомогательную роль в личной мифологии Джошуа. Минута молчания длилась чуть меньше 20 секунд, и Ти Би Джошуа двинулся дальше.
Т. Б. Джошуа с тогдашним президентом Нигерии Гудлаком Джонатаном после краха здания в 2014 году. Фотография: AFP/Getty Images
В течение следующих месяцев пиар-машина церкви продвигала объяснение Джошуа по поводу краха здания. Газеты печатали бесспорные рассказы об инфразвуковом оружии. (Один отважный журналист, Николас Ибекве, опубликовал аудиозапись, на которой запечатлён Джошуа, предлагающий деньги за положительные истории). Некоторые отчёты основывались на суждениях предполагаемых инженеров, чьи статьи поспешно появились в малоизвестных журналах с оплатой за публикацию (одна такая статья содержала 170 ссылок, подавляющее большинство из которых были ссылками на телевизионные клипы «Эммануил» на YouTube с названиями, такими как «Лицом к лицу с Люцифером!» и «Человек, одержимый демоном-ящерицей!»).
В 2015 году расследование пришло к выводу, что SCOAN виновен в причинении смерти по преступной халатности. Они обнаружили, что гостевой дом был плохо построен, с использованием некачественных строительных материалов, без разрешения на проектирование или без участия инженера-строителя. Строители недавно добавили два дополнительных этажа к гостевому дому, не внося изменений в фундамент. Джошуа несколько раз вызывали для дачи показаний на дознании, но он не явился. Он держал голову опущенной в течение нескольких месяцев, позволяя ученикам проводить служения. Затем он вернулся. Правительство штата Лагос возбудило уголовное дело против SCOAN, но дело ни к чему не привело, погрязло в бесконечных отсрочках и задержках. SCOAN восстановил свой статус туристического направления № 1 в Нигерии, даже несмотря на то, что обломки гостевого дома всё ещё лежали на территории SCOAN.
Когда я впервые услышал реакцию Джошуа на обрушение гостевого дома, это показалось мне верхом высокомерия и бессердечия. Но в этом также был какой-то смысл. Одним из побочных эффектов его заявления о божественном помазании было то, что оно заставляло его постоянно опережать факты своей обычной человечности. Даже если бы он признал этот крах трагедией, это привело бы к ещё большему краху его репутации Человека Божьего. Он мог только повысить ставку, чего бы это ни стоило правде или достоинству. Крах здания мог быть либо доказательством его человеческой склонности к ошибкам, либо сатанинской атакой, доказавшей его помазание.
Ти Би Джошуа не просто сколотил состояние на истории пророчества, которую он рассказал. Он построил вокруг него огромное и шаткое «человеческое здание», которое десятилетиями бросало вызов гравитации, поддерживаемое деньгами и молчанием, и которое сейчас переживает кризис после его смерти. Он поднялся намного выше бедности своего воспитания, но никогда не оставлял позади ненадежность.
На четвертый день похорон тело Джошуа было доставлено с «Молитвенной горы» в «Синагогу» для погребения. Кортеж полицейских машин и внедорожников пробирался сквозь плотную толпу, собравшуюся у церкви, за ним следовал марширующий военный оркестр на кузове грузовика, затем катафалк с телом Джошуа.
Во время похорон вопрос о наследовании оставался неясным. Жена Джошуа, Эвелин, была назначена главой церкви сразу после его смерти. Несколько недель спустя на официальной странице SCOAN в Facebook было опубликовано интервью с Джошуа, якобы проведённое в последние недели его жизни. Он не стал делать окончательных заявлений, но, по-видимому, предположил, что Эвелин не получила его благословения в качестве преемницы. “Вопрос семьи не должен входить в вопрос церкви", - сказал он. SCOAN был апостольским служением, добавил он, а не бизнесом, который можно передать по наследству. Когда его спросили, что он сделал, чтобы подготовиться к наследованию, он указал на пятерых старших учеников, которым он недавно дал титулы пророков и пророчиц.
Другие крупные нигерийские служения, такие как «Искупленная христианская Церковь Божья», справились с борьбой за преемственность и продолжили процветать. Но SCOAN всегда был шоу одного актёра. В сообществе учеников отсутствовала какая-либо стабильная иерархия, основанная на временной иерархии, зависящей от переменчивых настроений Джошуа. Джошуа редко делегировал полномочия, вместо этого укрепляя отношения с каждым отдельным учеником.
Для учеников служить Джошуа означало быть в одном шаге от неограниченной силы Святого Духа. Это также означало жить под безжалостным давлением, всегда гоняясь за благосклонностью пророка, всегда отчаянно стараясь избежать ошибок, всегда беспокоясь о том, чтобы спать меньше него, который настаивал на том, чтобы его приветствовали ученики, независимо от того, в какое время он просыпался.
Наблюдая за тем, как ученики отдают последние почести, меня поразило, что даже для самых преданных и убитых горем, смерть Джошуа может быть воспринята отчасти как освобождение. Сдерживая обещание помазания, он также сдерживал амбиции, яростно защищая свою собственную власть. Но атмосфера конфликта и взаимной подозрительности, которую он поощрял, несомненно, сформирует всё, что будет дальше.
На пятый день похорон был открыт мавзолей Джошуа: зал размером с ангар в комплексе SCOAN, построенный с впечатляющей скоростью. Дорожка из освещённых столбов отмечала маршрут, по которому будут идти будущие посетители, мимо большого круглого фонтана, вода в котором светилась неоново-синим, к мраморной могиле, расположенной внутри белой колоннады, поддерживающей треугольную крышу, похожую на греческий храм в миниатюре.
SCOAN сделала всё возможное, чтобы подчеркнуть, что его кончина не была ни несвоевременной, ни непредвиденной. Его позвали домой – и если он физически не вознёсся на небеса, его смерть могла, по крайней мере, остаться совершенно расплывчатой, незапятнанной деталями телесной неудачи. Теперь неудобный факт о смертном человеке исчез, и Джошуа стал чистой мифологией. Слишком подверженная ошибкам плоть стала словом.
Категория: Статьи |
Просмотров: 2064 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 4.5/11 |
| ИСТОЧНИК |
Я не буду сейчас писать ни в защиту Т, Б, Джошуа, ни в осуждение. Потому как не хочу судить. Я хочу обратится к тем кто называют себя Христианами. У вас принципы есть? Честь присутствует? Умер человек и как обычно , найдутся падальщики . Полили грязью, наверное довольны, высказались?! Понятно одно . Из чего вы состоите, то и течет из вас. Потому как не может течь из одного источника соленая и пресная вода. Каждое дерево несёт соответствующие плоды.
"4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его." (Рим 14:4)
"36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. 37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;" (Лук 6:36-37).
Если вы считаете себя Христианами , то вы последователи и ученики Христа. Он этому учил? Поливать грязью других? Вам нужно либо покаяться , либо признать что вы не имеете никакого отношения к последователям Христа . Бог будет судить вас, по вашим плодам ! Потому как вы знаете чем сейчас занимаетесь .
Я мягко говоря в недоумении зачем администрация сайта высталят подобные абсолютно лживые статьи, порочащие жизнь и наследие человека Божьего. Т. Б. Джошуа прожил жизнь полную жертвеннсти, любви и самоотдачи. Примеру его жизни можно поучиться многим современным христианским лидерам.
Так много раз церковь проходила через это, но все равно снова попадает в это. Культ личности. Тоже самое сейчас в йойдо в Корее, после смерти Чо Йонги. Когда же уже церковь уйдет от авторитарной системы "only пастор"?