Анабаптистский миротворец
|
"Если Глава должен был претерпеть такие пытки, мучения, страдания и боль, как же Его слуги, дети и члены ожидают мира и свободы для их плоти?"
"Ошибка проклятой секты анабаптистов ... несомненно, была бы искоренена, если бы не бывший священник Менно Симонс … который ввёл в заблуждение многих простых и невинных людей", - жаловался в письме регент Нидерландов в 1541 году. "Чтобы схватить и задержать этого человека, мы предложили большую сумму денег, но до сих пор безуспешно. Поэтому мы лелеяли мысль о том, чтобы предложить и пообещать прощение и милость тем немногим, кто был введён в заблуждение ... если они приведут к тюремному заключению упомянутого Менно Симонса".
Император Священной Римской Империи Карл V присоединился к охоте, предложив 100 золотых гульденов за арест Менно. Один голландец был сломан на колесе и казнён только за то, что позволил Менно остаться с ним. Но бывший священник, пацифист, вооруженный идеями, но без оружия, так и не был пойман. Вместо этого он вывел анабаптистов из их радикальных, жестоких, миллениалистских фантазий в умеренное, благочестивое, пацифистское движение. Не будучи ни первым, ни самым оригинальным толкователем анабаптизма радикальной Реформации, он был настолько выдающимся лидером, что движение сегодня известно под его именем: меннониты.
Кризис евхаристии
Мало что известно о ранней жизни Менно до его рукоположения в священники в возрасте 28 лет. Хотя он получил образование в монастырской школе и готовился к служению, он никогда даже не прикасался к Писаниям. "Я боялся, что, прочитав их, они введут меня в заблуждение", - писал он позже. – Вот каким глупым проповедником я был почти два года!"
После этих двух лет у него случился кризис веры. Хлеб и вино, которые он раздавал на каждой мессе, казалось, не преображались в тело и кровь Христа, как учила Римско-Католическая доктрина. Он решил, что такие мысли внушил ему дьявол, и взмолился, чтобы Бог отогнал их. "И всё же я не мог освободиться от этой мысли", - писал он. - В конце концов, мне пришла в голову мысль тщательно изучить Новый Завет. Не успел я уйти далеко, как обнаружил, что нас обманули, и совесть моя, смущённая вышеупомянутым хлебом, быстро успокоилась".
1456 |
Гутенберг выпустил первую печатную Библию |
1479 |
Учреждение испанской инквизиции |
1488 |
Первый полный еврейский Ветхий Завет |
1496 |
Менно Симонс родился |
1561 |
Менно Симонс умирает |
1563 |
Опубликована книга мучеников Джона Фокса |
Считая Библию авторитетом, Менно приобрёл репутацию "евангельского" проповедника. "Все искали и желали меня", - рассказывал он. - Говорили, что я проповедовал Слово Божье и был хорошим парнем". Но для Менно это была ложь; его жизнь всё ещё была пуста и полна "развлечений", таких как азартные игры и выпивка.
Три года спустя неизвестный ранее Левварденский анабаптист был обезглавлен, отправив Менно в очередной духовный кризис. "Мне показалось очень странным услышать о втором крещении, - писал он. "Я усердно изучал Писания и серьёзно размышлял над ними, но не мог найти никакого сообщения о крещении младенцев". И снова он писал: "я понял, что нас обманули". Но его жизнь мало изменилась: "я много говорил о Слове Господнем, без духовности и любви, как все лицемеры".
В конце концов, его постиг последний кризис. Триста анабаптистов, мечтая о скором Конце Света и пытаясь избежать преследований, захватили соседний город и были жестоко убиты властями. Среди погибших был и брат Менно, Питер.
"Я видел, что эти ревностные дети, хотя и заблуждались, охотно отдавали свои жизни и имения за своё учение и веру … Но сам я продолжал жить в комфорте и признавал мерзости только для того, чтобы наслаждаться комфортом и избежать креста Христова".
Осознание этого привело к эмоциональному, слезливому крику к Богу о прощении. В течение девяти месяцев после этого он, по существу, проповедовал анабаптистскую доктрину со своей католической кафедры, пока, наконец, не покинул церковь и (год спустя) полностью не связал свою судьбу с радикальными реформаторами.
Смягчение фанатиков
Однако в то время анабаптистов не любили все. Даже протестантские реформаторы, такие как Мартин Лютер и Джон Кальвин, выступали против них, называя их "фанатики", "болваны" и "ослы" — такие же плохие, как и паписты. Эти чувства подогрелись в 1535 году, когда деспотический лидер анабаптистов захватил город Мюнстер, правя как жестокий теократический диктатор, пока католические и протестантские войска не захватили город в кровавой битве.
Менно, как никто другой, беспокоился о жестокостях анабаптистах и даже пытался пресечь их фанатизм, будучи священником. Сочувствуя, он знал, что у них есть рвение без знания. Но как только он покинул католическую церковь, он встретил группу мирных анабаптистов, которые решительно выступали против мюнстерского мышления. Он присоединился к ним и был рукоположен.
Всю оставшуюся жизнь Менно (а позже его жена и дети) жил в постоянной опасности, как еретик. Он путешествовал по Нидерландам и Германии, много писал и собрал печатный станок для распространения анабаптистского учения. Он воспринимал Библию чрезвычайно буквально, иногда даже законнически; хотя он защищал учение о Троице в небольшой книге, он отказался использовать этот термин, потому что он не появлялся в Писании.
Его труды - не самые ясные анабаптистские богословские трактаты, да и не первые. Но они служили для защиты веры как от католических, так и от протестантских нападок и дистанцировали группу от более ревностных боевиков. В одном из своих первых сочинений, «Богохульстве Яна ван Лейдена», Менно выступил против нехристианских "сторонников философии меча": "нам запрещено сражаться физическим оружием … Вот только когда я узнаю о тебе, крестишься ли ты на мече или на кресте?"
Долг христианина - страдать, а не сражаться, считал Менно. "Если Глава должен был претерпеть такие пытки, мучения, страдания и боль, как же Его слуги, дети и члены ожидают мира и свободы для их плоти?"
В последние годы своей жизни он был занят другой внутренней борьбой меннонитов, главным образом из-за избегания отлученных членов церкви. Но в каждом из своих сочинений (сохранилось более 40) он начинал с цитирования Послания Павла к Коринфянам: "никто не может положить другого основания, кроме того, которое положено, которое есть Иисус Христос". В конце концов, он отложил перо в возрасте 66 лет, когда заболел в двадцать пятую годовщину своего отречения от католической церкви. На следующий день он умер естественной смертью. Сегодня почти 900 000 меннонитов следуют его учению.
|