«Я ожидаю три сюрприза, когда окажусь на Небесах».
Мартину Лютеру, немецкому реформатору, который перевернул мир вверх дном в 16-м веке своим открытием оправдания по вере, часто приписывается это высказывание. Во-первых, на небесах будут люди, которых вы не ожидали увидеть там. Во-вторых, на небесах не будет тех, о которых мы думали, что они точно там должны быть. В третьих, самые большой сюрприз из всех – я сам/а там!
Я подозреваю, что Лютер был прав в своём предположении. Я думаю, что многие из нас удивятся, увидев людей на небесах, о которых мы были уверены, что они никак не подходят для небес. Возможно ли это от того, что мы сами установили стандарты соответствия, отличные от требований Господа?
Одно из менее известных, но очень важных учений Жан Кальвина (1509-1564) называется «неполная вера». Это вера, которая не имеет полного знания истины, но, тем не менее, это истинная вера. Он приводит в пример женщину самарянку:
«И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Иоанна 4:39, 41-42).
Женщина самарянка поверила в то, что увидела и услышала в Иисусе. Её свидетельство привело многих к исповеданию, что Иисус – Спаситель. Но Иисус ещё не умер на кресте, и они не видели Его как Богочеловека. Но они поверили тому, что увидели. Это – неполная вера, мера познания, которая нужна, чтобы достичь определённого уровня. При этом Кальвин также добавляет, что в этом смысле вся вера – это неполная вера. Мы всё ещё учимся. И нам предстоит многое постичь.
Одним из членов Вестминистер Чапел была девушкой, которая спаслась в церкви в Йорке. Она была студенткой и посещала англиканскую церковь, где и была обращена. Но она понятия не имела об аде, а её познание евангелия было поверхностным, когда она только пришла к нам. Она росла не по дням, а по часам. Но это не значит, что она стала христианской после прихода к нам. Она уже была обращена в Йорке. Она без сомнения имела неполную веру – подлинную веру, спасающую веру, но веру, у которой крайне не хватало знаний.
Как же прав (я подозреваю) был Лютер. Удивление, что все мы окажемся на небесах! Но что на счёт тех, о ком мы были уверены, что они там, а их там нет? Могут ли это быть те, кто казался таким благочестивым? Могут ли это быть те, кто верно давал десятину и ходил в церковь каждое воскресенье? Я думаю о миллионах Южных баптистов, Методистов, Пресвитериан, Англикан и Лютеран, которые были крещены. Некоторые перестали ходить в церковь после того как прошли конфирмацию. Кто-то продолжил. Я думаю о тысячи тех, кто вошел в служение. Профессора семинарий. Миссионеры. Все они окажутся на небесах? Кто знает?
Что делает человека подходящим для небес?
Процитирую др. Мартина Ллойд-Джонса: «Христианин – это человек, который удивлён, что он – христианин, то есть, изумлён; он или она никогда не признают это заслуженным. Но в то же время этот человек знает, что в его или её сердце есть чудесная истина: человек подходит для небес, потому что он или она приняли истинное евангелие».