В последнее время были опубликованы несколько книг и различные статьи на тему истолкования снов. Эта тема достаточно сильно интересует многих христиан. Сегодня появились целые книги по истолкованию снов, в которых можно встретить классификацию различных символов и притом в алфавитном порядке: животных, людей, предметов, мест, цветов и естественно нумерологию. В них очень подробно описывается значение различных символов: домов, деревьев, частей тел, одежды и многого другого. Эти христианские "сонники" стали незаменимыми в истолковании снов для многих христиан. Более того, уже начали открываться школы по истолкованию снов. В них изучаются так называемые "схемы толкования", и основатели этих школ уверяют, что после их окончания каждый закончивший школу сможет очень легко истолковать любой сон, используя специальные словари символов и толкователей снов, выпущенные их учителями. Даже появился определённый термин, указывающий на высокую "квалификацию" людей, которые проводят такое обучение – магистр по истолкованию снов. И, конечно же, используется всемирная сеть, где появились различные сайты и интернет школы по истолкованию снов. Имеет ли всё это твёрдое библейское основание?
"И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут" (Деян.2:17).
Давайте кратко рассмотрим примеры снов из Библии, для того чтобы выявить основные принципы их толкования.
Сон Аврааму:
"При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась" (Быт.15:12-16) – Господь обращается к Аврааму и возвещает ему будущее его потомков.
Сон Авимелеху:
"И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа… И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней" (Быт 20:3,6) – Бог открывает определённые моменты относительно ситуации в жизни Авимелеха и даёт указание для дальнейших действий.
Сон Иакову:
"И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе" (Быт 28: 12-15) – Бог проясняет ситуацию в жизни Иакова и даёт обетования.
Второй сон Иакову:
"Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей" (Быт 31:10-13) – Здесь то же самое: Бог проясняет определённый момент в жизни Иакова и даёт дальнейшие указания.
Сон Лавану:
"И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого" (Быт 31:24) – Указание Лавану для дальнейших действий.
Сон Соломону:
"В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе…" В 2Пар.1:7-12 описывается целый диалог с Богом, в котором Соломон просил мудрости. – Здесь так же всё достаточно просто и ясно.
Сон Гедеону:
"В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои; если же ты боишься идти [один], то пойди в стан ты и Фура, слуга твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому [полку] вооруженных, которые были в стане…"(Суд.7:9-15) – Господь во сне обращается к Гедеону: сначала проясняет ситуацию, открывая Свои планы, и даёт дальнейшие указания.
Сон Нафану:
"Когда Давид жил в доме своем, то сказал Давид Нафану пророку: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег завета Господня под шатром. И сказал Нафан Давиду: все, что у тебя на сердце, делай, ибо с тобою Бог. Но в ту же ночь было слово Божие к Нафану: пойди и скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: не ты построишь Мне дом для обитания…" (1Пар.17:1-4) – Мы снова встречаем прямое указание от Бога передать пророческое слово для Давида.
Сон Вааламу:
"И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе" (Чис.22:20) – Опять обращение к человеку и повеление от Господа.
Сон Самуилу:
"И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори. И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем?..." (1Цар.15:16-17) – Мы снова видим прямое обращение Бога к человеку.
Из этих снов можно сделать первые выводы:
1) Во всех этих снах было прямое присутствие Бога, который напрямую обращался к людям;
2) В них Он прояснял ситуацию или предсказывал будущее (Аврааму);
3) Давал конкретные указания или озвучивал обетования (как с Соломоном);
4) Все сны были чёткими и конкретными и не нуждались в особом истолковании.
5) В 10 – ти описанных снах символы не использовались.
Теперь рассмотрим несколько снов, которые имели явную символику. Обратите внимание на то, как истолковывались символы и имели ли они повторение в других снах?
Два сна Иосифу (В обоих снах мы встречаем символы):
"И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?... И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?" (Быт.37:5-10)
Выводы из снов Иосифа:
Хотя здесь и были использованы символы, однако оба сна сразу же были истолкованы!
Появляются вопросы по поводу символов: как бы сегодня растолковали символы кланяющихся снопов или солнца, луны и одиннадцати звёзд? И почему мы не встречаем повторение этих символов в дальнейшем, чтобы увидеть логическую цепочку?
Далее мы рассмотрим несколько снов, которые снились язычникам.
Сон мадиамскому воину:
"Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский" – Заметим, что сон был показан языческому воину, и истолкование его произошло практически сразу же после пробуждения, чтобы его услышал Гедеон. Здесь так же впервые мы видим ещё один символ – ячменный хлеб, который катился с горы.
Появляются некоторые вопросы: как бы сегодня растолковали этот сон? Что означает символ - ячменный хлеб? Как бы сегодня истолковали бы этот символ? Почему мы не встречаем подтверждение значения этого символа дальше в Библейской истории человечества?
Иосиф разъясняет значение нескольких снов:
В Быт 40 гл " И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви - это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием…
Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей. И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины - это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя".
Какие книги по истолкованию или толкователи сегодня истолковали бы три ветви или три корзины как три дня? А символы ягод или тех же птиц? Как бы сегодня истолковали подобные сны? Где мы видим тенденцию повторения этих символов в других местах Писания?
В Быт 41 гл Иосиф истолковывает два сна фараона про худых и тучных коров, а также тощих и полных колосьях. "По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и [понял, что] это сон" (Быт.41:1-7).
Снова вопрос: как бы сегодня истолковали семь коров и семь колосьев тощих и полных? Какие книги по толкованию сегодня определили бы, что это означает семь лет? И почему эти символы снова больше нигде не повторяются?
А как бы сегодня истолковали сон Навуходоносора про истукана в книге Дан 2гл? "У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные" (Дан.2:32,33). Интересен сам факт, что самому Даниилу сон Навуходоносора и его истолкование было открыто тоже во сне! "И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного" (Дан.2:19) – Бог прямо и открыто показал сон царя и сразу же дал истолкование!
Выводы:
1. Практически во всех снах язычников присутствуют символы, в которые и вкладывался основной смысл послания.
2. Лишь только первые два сна Иосифа также имели символы.
3. Все сны язычников нуждались в истолковании Божьих людей.
4. Божий человек не нуждался в истолковании своего сна.
5. Сны от Бога были довольно таки редким явлением в жизни людей: за всю свою жизнь мы встречаем только лишь два сна у Иосифа, два у Иакова, один у Самуила, один у Гедеона и ни одного у Даниила.
А теперь давайте рассмотрим сны, которые имеют место в Новом Завете.
Сон волхвам:
"и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Матф.2:11-12) – Волхвы во сне получили достаточно понятное повеление от Бога, которое не нуждалось в истолковании.
Три сна Иосифа (мужа Марии):
"Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Матф.2:13)– Теперь уже Иосиф получает разъяснение ситуации и аналогичное повеление от Бога.
"По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца" (Матф.2:19-20) – Повторение ситуации, когда Иосиф получает разъяснение ситуации и новое повеление.
"Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго"(Матф.1:20) – Опять разъяснение и новое повеление"
Четыре сна апостолу Павлу:
"В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме" (Деян.23:11) – А теперь мы видим повеление Павлу.
"И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам" (Деян.16:9) – Это простое ночное видение получило такое же простое толкование и повеление от Бога.
"Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою" (Деян.27:20-24) – Разъяснение ситуации и повеление свидетельствовать перед кесарем.
"Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе" (Деян.18:9,10) – Разъяснение ситуации и новое повеление.
Выводы из снов Нового Завета:
1. Во всех снах, описанных в Новом Завете, для передачи послания от Бога использовались обычные методы передачи информации в виде разговорной речи.
2. Бог напрямую обращался к людям, разъясняя сложившуюся ситуацию и давая повеление.
3. Все сны были представлены в простой и доступной форме в виде указания, разъяснения и указаний к действию.
4. Символы не использовались ни в одном из снов: животные, вещи, растения, цвет - в снах не присутствовали!
6. Вся концентрация внимания во сне была только лишь на самом послании!
7. Ни один из вышеперечисленных снов не нуждался в истолковании, так как имел очень ясное и доступное послание.
Какая цель сна от Бога?
"Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом" Иов (33:14-18).
Цель сна, который Бог даёт людям – это Его наставление!
Поэтому самым важными моментами в определении источника сна будет:
1) определение цели сна: есть ли в нём Божье наставление?
2) как мой дух реагирует на сон и информацию, полученную в нём?
Давайте теперь определим общие выводы и рекомендации, которые мы можем использовать для определения источника сна и его толкования. При этом основной упор мы будем ставить на принципы, которые явно прослеживаются именно в Новом Завете:
1. Сны не являлись основополагающим моментом в учениях Павла или других апостолов. Они не вспоминаются ни в одном из апостольских посланий. Основное ударение в учениях Иисуса и апостолов ставилось на личном водительстве Духом Святым.
2. Все сны от Бога, которые снились Божьим людям, были понятны и не имели нужды в истолковании. Поиск истолкователей снов, которые якобы могут истолковывать сны Божьих людей – не имеет подтверждения Писанием. Нигде в Библии человек, наполненный Духом, не нуждался в истолковании своих снов. В этом нуждались только люди, которые не имели Духа Святого.
3. Верующий человек внутри своего духа уже должен иметь достаточно твёрдое понимание источника сна, а также истолкование и ясное послание от Бога! Очень часто уже в самом сне верующий человек имеет достаточно полное понимание не только источника сна, но и самих намерений Бога. И после своего пробуждения, как правило, в его духе имеется осознание чёткого и конкретного послания от Бога.
4. Если после пробуждения нет истолкования и понимания цели сна, скорее всего, это никакого отношения к Богу не имеет и носит чисто человеческий характер. Такие сны нужно отбрасывать или как минимум "положить на полочку". Если сон действительно имеет Божье происхождение, то Он напомнит и истолкует его в своё время.
5. Полное понимание откровения, полученного во сне, аналогично пророчеству: может раскрыться в процессе самой жизни.
6. В снах, которые от Бога, достаточно ярко проявляется само присутствие Бога: конкретное послание, диалог или указание к действию. Сон, который не имеет характерного Божьего присутствия, необходимо подвергать более тщательному испытанию.
7. В снах от Бога, вся концентрация внимания сконцентрирована на главном: самом послании или откровении! Детали лишь подчёркивают ценность этого послания.
8. Истолкование от Бога приходит к нам без всяких усилий с нашей стороны, подобно откровению или пророческому слову. Не нужно напрягаться, чтобы самому пытаться истолковать сон. Это может привести лишь к обольщению и заблуждению.
9. Очень важно, чтобы сон истолковывался целиком. Иногда некоторые люди берут понравившуюся часть сна, а другую часть, которая якобы не имеет духовного смысла, не воспринимают. Не может быть часть сна от Бога, а другая нет. Подобно тому, как места из Писания, вырванные из контекста, часто могут иметь неправильное объяснение, то же самое случается и с некоторыми истолкованиями снов. Как и контекст в Писании важен для полного откровения, то и сон только лишь целиком являет собой целостную картину, которую мы должны использовать при нашем истолковании.
10. Учитывайте все детали сна. Детали действительно являются очень важными. Они могут показать, действительно ли сон от Бога, а также раскрывать нюансы того, что Бог пытается сказать. Иногда детали являются не менее важными, чем общее сообщение или откровение в целом. Чтобы откровение сна должно было правильно истолковано, мы должны убедиться в том, что детали не изымались из контекста в нашем истолковании.
11. В снах, описанных в Новом Завете, символы не использовались совсем, однако они встречались в снах ветхозаветных героев, то и вполне вероятно, что Бог может использовать во сне различные символы.
12. Так как ни один символ, который Бог использовал во снах в Ветхом Завете, нигде и никогда больше не повторялся, то[/u] истолковать логически их значение не получится. Более того, один и тот же символ в Библии имеет совершенно разное значение. Как пример: змей (сатана) и змей Моисея, вода – символ Духа, и вода – как разрушение (потоп).
13. Изучая Писание, мы приходим к вполне понятному выводу, что Бог не оставляет нам никаких формул, образцов или шаблонов истолкования снов. В истолковании лучше слушать Бога и не полагаться на какую - либо систему истолкования.
14. Любое истолкование сна, где применяются уже готовые шаблоны и словари символов и толкователи снов, имеют оккультный и демонический характер. Школы, которые проводят подобное обучение, не имеют ничего общего с нашим Господом! И, конечно же, никакие учителя и тем более магистры по истолкованию снов в Писании не упоминаются.
15. Так называемая практика по истолкованию снов не применялась для евангелизации в служении Иисуса или апостолов. Поэтому использование различных методик и систем толкований снов в процессе евангелизации может носить оккультный характер. В Писании также нет упоминаний о каких-либо школах по истолкованию снов или обучающихся семинарах.
16. Оккультная мирская практика с "сонниками" была перенесена врагом в христианский мир и служение. Вместо водительства Духом Святым, многие в толкованиях своих снов обращаются к различным "знатокам" толкований снов, что противоречит концепции Библии и Его Духу. Произошло смещение фокуса на человеческую мудрость и разум. Это обольщение сегодня охватило жизни многих христиан.
17. В Писании явно прослеживается, что толкование сна верующего человека, принадлежит самому человеку, который и получил этот сон. Поиск истолкования своего сна через других людей, а также через всевозможные школы, соответствующие интернет- сайты и форумы, может привести к заблуждению и серьезным ошибкам!
18. Любая система толкования снов с использованием расшифровки символов будет противоречить самой сути Нового Завета: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим.8:14). Как пример напомню, что Иисус не оставил нам шаблонов для исцеления людей или изгнания бесов, постоянно использовал разные методы в Своём служении. Таким образом, вся суть жизни христианина заключается в постоянном поиске водительства Духа Святого и полной зависимости от Него!
"Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны…" (Дан.2:27,28).
Ещё раз напомню главное: Бог даёт сон верующему человеку, и обязательное истолкование этого сна. Внимательно прислушиваясь к своему сердцу и полагаясь на Дух Святой, мы всегда сможем распознать настоящий сон от Бога и понять всю суть его толкования и применения!
"Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте" (1Иоан.2:27).
Если Господь даёт сон человеку, то Он обязательно позаботится, чтобы его истолкование было простым и доступным для него.
Для этого Он дал нам Духа Святого и помазание, которое поможет в истолковании всех снов, которые мы получаем от Него!
Р.S. Некоторые критерии для исследования снов можно взять из статьи "Дар пророчества".
|