После Своего крещения на реке Иордан у Иоанна Крестителя, Иисус, согласно Писанию, возвратился вначале в Назарет Галилейский, город где Он жил, а потом перешёл в Капернаум.
«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.» (Матф.4:12,13)
СПРАВКА: Капернаум, город на берегу Тивериадского озера, в земле Геннисаретской, на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. Там находилась тамОжня, где собирали пошлины, там же было расквартировано подразделение римских воинов под командованием сотника. Название города происходит от еврейского - кефар нахум ("деревня Наума"). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр. Кфар-Нахум) и есть древний Капернаум. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги, построенной на месте более древней синагоги - той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом, и человека с иссохшей рукой, а также произнес речь о хлебе жизни. Здесь Он исцелил тещу Петра и расслабленного, которого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома. В этом городе жили сотник, раб которого исцелился по слову Иисуса. В Капернауме также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом, и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме. В средние века город подвергся разрушению. (Библ.Энциклопедия Брокгауза)
"Левий Алфеев ", он же Матфей.
Первое упоминание об Апостоле Матфее мы находим у Евангелиста Матфея, который так описал свое обращение к Господу: «Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9:1,9-12)
В том доме и на той встрече и обеде все присутствовавшие были больны или мертвы духовно, к которым пришел врач Иисус. Матфей, в силу своего смирения и скромности, ничего не сообщил ни о себе, ни о ком-то из присутствовавших; так было во всей его последующей жизни. Но за его верность и скромность, Бог даровал ему мудрость, ведение и знания, которые были необходимы для написания первого Евангелия, названного его именем и в котором дан «концентрат» учения Иисуса Христа.
А вот как, как мы понимаем, со слов личного свидетеля Апостола Петра, описывает эту ситуацию с Матфеем, Марк, приемный сын Ап. Петра: «Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. И вышел [Иисус] опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И [он], встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.»(Мар.2:1-17)
Для того, чтобы у нас не осталось никаких сомнений в отношении Матфея, есть ещё одно свидетельство Евангелиста Луки: «После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.»(Лук.5:27-29)
Далее, открывается самое интересное в том, что произошло в доме Левия Алфеева, т.е. уже ставшего Матфеем; с его новым именем, которое дал ему Господь, - Иисус призвал также в следование за Собою двух братьев Матфея: среднего, Иакова Алфеева, а также младшего, Леввея, брата Иакова, и, соответственно и самого Матфея. Сравнивая места Писания из Евангелий, мы видим, что все трое были сыновьями Алфея.
В своём изложении Евангелия, Матфей «запрятал» свое родословие из скромности, показав только оригинальное имя своего среднего брата Иакова с именем ихнего отца Алфея. Также и имя младшего брата Матфей дал двойное: Леввей, прозванный Фаддеем.
«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
(Матф.10:2-4)
Видимо, младший брат, не имея твердого научения, характера и стандартов в своей жизни, или по каким-то другим причинам, старался подражать, т.е. быть похожим вначале на своего старшего брата (Левий – Леввей), который был успешным мытарем, потом на кого-то другого, по имени Фаддей (возможно это и было его оригинальное имя от рождения), но потом, через следование за Иисусом, и верность в этом, к нему пришло его последнее имя – Иуда (евр. Йехуда, «восхваление Господа») Иаковлев, т.е. брат Иакова Алфеева; с этим именем он и вошёл в вечную жизнь.
Но перед его утверждением в вере и призвании, которое он получил в день Пятидесятницы, у Иуды Иаковлева был еще один поступок, как у самого молодого из Апостолов, о чем повествует Библия: «Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.» (Мар.14:50-52)
Рассуждая духовными категориями можно предположить, что по юношескому максимализму, Иуда Иаковлев (который возможно в то время был еще Леввеем-Фаддеем), последовав за арестованным Иисусом облёкся надеждою, как тонким покрывалом, на то, что Иисус предпримет какие-то радикальные действия для Своего освобождения, чего не произошло; но будучи схваченный воинами, Иуда вырвался от них и убежал, потеряв и веру, и надежду, и упование, т.е. оказавшись «голым» в духовном мире.
Подводя итог сопоставлений и исследований, мы приходим к выводу, что Левий Алфеев это Матфей, старший из братьев, бывший мытарь; Иаков Алфеев, средний брат, и Леввей, прозванный Фаддеем, он же Иуда Иаковлев, их младший брат; они 3 сына Марии Клеоповой, младшей родной сестры Марии, Матери Иисуса. Они проживали в Капернауме (до времени); их отцом был Алфей.
При наступлении дня Пятидесятницы, после избрания вместо Иуды Искариота Апостола Матфия, наступила, если можно так выразиться некоторая «иерархия», т.е. Божье призвание среди Апостолов:
- Апостол Петр;
- Апостол Иаков;
- Апостол Иоанн;
- Апостол Андрей;
- Апостол Филипп;
- Апостол Фома;
- Апостол Варфоломей;
- Апостол Матфей;
- Апостол Иаков Алфеев;
- Апостол Симон Зилот;
- Апостол Иуда, брат Иакова Алфеева;
- Апостол Матфий.
Еще одно дополнение из Апокрифических Писаний:
XLII. Когда Иосиф пришел на пиршество с сыновьями своими - Иаковом, Иосифом, Иудой и Симеоном и двумя дочерьми своими, Иисус и Мария, Матерь Его, также пришли туда с сестрой Ее, Марией, дочерью Клеопы, которую Господь Бог дал отцу Ее, Клеопе, и Матери Ее, Анне, за то, что отдали они Господу Марию, Матерь Иисуса. И эта Мария была названа тем же именем, чтобы утешились родители Её.
(Из книги о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя, написанной по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенной по-латински блаженным Иеронимом пресвитером.)
Видимо по рассказам своей матери Марии, младшей дочери Клеопы (он же Иоаким из колена Иудина), младшей сестры Марии, Матери Иисуса Христа, её, Марии Клеоповой, старший сын Левий Алфеев, он же Матфей, написал эту книгу. Возможно, по человеческому рассуждению, Иоакиму, отцу Матери Иисуса Христа Марии, перед рождением их второй дочери, которую они также назвали Марией, было даровано, по вдохновению свыше, второе имя, - Клеопа, для того чтобы была возможность различать в разговорах двух дочерей с одинаковым именем. Но это лишь только предположение.
Окончание жизни сыновей Алфеевых Матфея, Иакова и Иуды произошло по разному, но все они своею смертью прославили Бога, Который принял их в Свою славу, каждого из них в своё время.
Евангелие от Матфея, как главное дело его жизни, дарованное ему Богом, написано им, предположительно, в 40-х годах н.э. в Палестине. О дальнейшей жизни самого апостола известно из церковных преданий, но об этом есть разные толкования. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за ее пределами, среди людоедских племен черной Африки. Там он, по описанию жития, принял мученическую смерть около 60-го года.
Согласно некоторым преданиям, средний брат Матфея, Иаков был также мытарем, как и его брат Левий. Вначале он проповедовал в Иудее а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина). О его смерти и погребении существует несколько версий. У одних авторов он принял смерть в Мармарике («побит камнями иудеями»), у других — принял мученическую смерть по дороге в Египет в городе Острацине (распят на кресте).
Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.
Заканчивая это небольшое исследование и подводя итог, мы можем отметить, что все три брата Алфеевы, жили, служили и закончили жизнь, оставшись верными Господу, не совершая ничего от себя, т.е. не делая никаках человеческих ошибок; потому что Слово не оставило бы никакой их ошибки неоткрытой. И следствием их такой непорочной перед Богом жизни явилось то, о чем записано в Евангелии от Иоанна: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Иоан.14:20-23)
Вопрос Иуды, брата Иакова Алфеева, не был ошибкой; но через него Бог дал Свой ответ всем Своим последователям.
Братья Алфеевы любили Бога, исполняли Его заповеди и полнота Божества пришла в них и Свою обитель сотворила в них, - отсюда благочестивая, непорочная и угодная Богу жизнь всех троих, - достойный пример для подражания, - они стали причастниками Божеского естества, и уже не они сами, но Христос, пребывая в них, творил волю Отца Небесного на земле.
|