После войны, на освобожденных территориях страны, осталось среди живых какое-то количество обездоленных людей, - вдов, инвалидов, беспризорных детей, людей преклонного возраста. Если детей отправляли в дет.дома и интернаты, инвалидам и вдовам давали какое-то пособие, то в условиях неустройства послевоенного времени, оставшиеся в живых, в основном бабушки, были предоставлены сами себе. Из воспоминания и свидетельства очевидца, такие, как их называли «нищенки», располагались вдоль ограды православной церкви, с протянутыми, сухенькими ручками и просили: «подайте Христа ради»... ; также ходили некоторые с котомками по домам, с таковою же просьбой, и сердобольные хозяйки не отказывали в подаянии им кусочком хлеба, хотя то время было трудное для всех.
Это были люди нищие по плоти; они нуждались в ежедневном пропитании и довольствовались малым. И Тот, Который есть Бог сирот и вдов, не оставлял их без милости и хлеба насущного.
Есть второй вид нищеты, - нищета душевная, когда ум и чувства человека, направляются «его» волей на поиск душевной, интеллектуальной, чувственной пищи, для удовлетворения душевного голода, т.е. нищеты души. Это, в основном, относится ко всем невозрожденным душам, которые видят, слышат, ощущают, осязают своими плотскими глазами, и питаются через 5 дверей общения с этим миром той пищей, которую ныне, в избытке, посылает князь сего мира, через действие своего нечистого духа этого мира, уловляя людей в свои сети и волю, откуда практически невозможно человеку выбраться собственными усилиями, без помощи Христа. Это происходит 7Х24, постоянно, с разными начинками искусного рыболова, или точнее, ловца душ человеческих, через все средства массовой информации, радио, телевидение, интернет, с его многочисленными капканами, кинофильмы и сериалы, мультфильмы, игры и игрушки. Все это предлагается в великом изобилии, с одной «приправой», - в каждой дозе информации содержится какое-то злое семя, через которое отец зла, имеет власть и влияние над теми, кого он «кормит». И эти злые семена, поливаются через молитвы, посты, различные колдовские действия служителей сатаны, вырастая в те растения, которые требуя постоянного полива нечистой водой этого злого мира, приносят недобрые плоды, которые откроются в свое время к грядущему Божьему суду.
Но, к нашему утешению и ободрению, есть третий вид нищеты, - нищета духа человека, и это есть наша тема.
Но вначале о том, что такое блаженство. Для многих это может являться по разному: для одних, это идти домой с работы, в предвкушении отдыха, вкусного ужина, любимой семьи, духовного общения; для жениха и невесты, - это бесконечные разговоры, от которых не устают, и предвкушение совместной семейной жизни; для кого-то это новая шикарная машина, а кто-то построил новый дом, у кого-то родился долгожданный ребенок... . Но это не блаженство, а просто счастье человеческое, тень от блаженства. И это счастье человеческое может прерваться в любой момент времени, через различные обстоятельства и факторы, и может улетучиться, и даже обратиться в проблему. Один только пример: незастрахованная машина попала в аварию, в которой виноват владелец машины... Последствия лучше не представлять, но ощущения счастья может мгновенно раствориться, через будущие проблемы.
А как насчет блаженства? Ведь это Божье обетование через Его слово, которое неизменно! Совершенно верно. В отличии от человеческого счастья, блаженство это то небесное счастье, которое обещает всем нам, и дает только Бог, когда мы исполняем Его заповеди.
Мы только, в предыдущей теме, увидели жизнь и подвиг веры Стефана. Поэтому вопрос ко всем нам: был ли блажен Стефан, и когда? Да, был!
Когда он родился свыше и первая любовь наполнила его сердце, был ли он блажен? Отвечаю на собственном опыте, - да!
А когда он был крещен Святым Духом? – да!
А когда он в Божьей силе совершал чудеса и знамения? – да!
А когда стоял перед синедрионом с Ангельским лицом? – да!
А когда он увидел небеса отверстые и Сына Человеческого? – да!
А когда его побивали камнями? – да!, ведь в этот момент в нем открылась Божья любовь, и уже не Стефан, а Божий Агнец принимал всю боль на Себя.
Но ведь у Стефана не было семьи, жены и детей; да не было, но зато у него теперь вечное блаженство, которое никогда не закончится, в семье Божией, и он Одно с Иисусом и Отцом.
Теперь посмотрим, как достигали прежде нас живущие того блаженства, которое дает Бог, и к которому и мы стремимся.
Некоторое время, после того, как Господь удалил из Иерусалима в Тарс слишком «смелого» Савла, на «дозревание» в общении Святого Духа, туда был послан Им, через некоторое время, Варнава, он же Иосия, левит, Киприянин, муж добрый.
Варнава разыскал в Тарсе Савла, и привел его в Антиохию, где целый год они учили людей в тамошней церкви, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами(Деян.11-26). Да, как думаю там, через истинное учение, ученики по праву начали называться этим возвышенным именем нашего Господа. Антиохия стала, после Иерусалима и известных там событий, центром духовной жизни, где действовала благодать Божия, и куда тянулись все, - и братья, и пророки, и Апостолы, а потом, по чуждой воле, и некоторые обрезанные.
Чему учил учеников, в основном, Павел, тогда еще Савл? Конечно своим путям в Господе, которым был научен в Дамаске, Аравии, опять 3 года в Дамаске, потом в Иерусалиме, и потом уже доведён до готовности в Тарсе. И это те же пути, которым он учил во всех церквях, которые Господь открывал через него. И, как написано, что благодать и истина произошли через Иисуса Христа, так эта же благодать Духа и истина слова открылись в верующих через учение преподанное через Савла и Варнаву. Почему это случилось так быстро, всего за один год, ученики стали отражать в самих себя свет Иисуса, Его характер, Его плоды? Как, в основном, мы все имеем опыт рождения свыше, и помним, что мы, как новорожденное дитя ищет молока матери, так и мы искали словесного молока из слова Божия, через проповедников, сведущих в Писании. Мы не могли, через первую любовь к Господу, думать ни о чем другом, как только об Иисусе; мы Им жили, двигались и существовали. Наш дух, став живым, как только мог, восполнял тот недостаток знания и ведения свыше через изучение Библии, проповеди, свидетельства... Так происходило до времени, когда вместо словесного молока, наш дух стал питаем различными смесями и заменителями, с человеческой мудростью, знаниями, учениями. Это привело к потере духовного «апетита», дреманию, охлаждению; это не говорится, конечно, за всех.
Но продолжим наше следование за теми, которые действительно были нищие духом. Поэтому обратимся к Ефесской церкви, которая в короткое время, достигла, как и Антиохийская церковь, Христа, и, через опытность Павла и водительство свыше, достигли того, что сила Святого Духа стала действовать могущественно, на разрушение дел этого мира, включая колдовство и чародейство. С чего началось пробуждение в Ефесе? С 11 учеников, на которых сошел Святой Дух, когда за них молился Павел и возложил на них руки. Далее произошло следующее: «Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.»(Деян.19:8) А это означает учение о праведности Иисуса Христа и мире, и радости во Святом Духе, т.е. святости. И потом, Павел продолжил обучать учеников в течении двух лет, и это не было, как традиция: 3 псалма вначале, молитва, регулярная проповедь, два псалма в конце и молитва Отче наш... Нет, там не было действия по «программе», - живое слово, истинное учение, благодать Божия и действие Его силы, через освобождения и исцеления, держали учеников в ожидании Божьих проявлений и действий, они оставались голодными, нищими по Богу.
Еще один сильный и очень яркий пример духовной нищеты, мы видим в тех людях, которые обратились от идолов, и через истинное служение, в короткое время, все вместе, пришли в состояние церкви в Боге Отце и Господе Иисусе Христе, той церкви, которая стала готовой к восхищению (1Фесс.4-17). Эта церковь претерпела гонение от соплеменников за имя Господа и веру, через что они достигли Божьей любви, как и Стефан, устояв в вере.
Конечно, кто-то скажет: вот им там проповедывалось с великим подвигом. Это верно, но у верующих в Фессалониках было то, что помогло им достичь всего: они сделались подражателями Павлу и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Святого Духа; они были нищи духом после идолопоклонства, понимая разницу между тем, что было, и тем, что стало, получив надежду на жизнь вечную. Думаю что никто из них не упустил свой шанс, и не разменял своего первородства.
Итак, подводя итог, мы можем сделать вывод, что нищета духа проявляется в том, чтобы пребыть в слове Божьем, исследовать его, а не просто читать, размышлять о нем, «кушать» Логос, Его слово, которое есть хлеб жизни, - ведь апетит приходит во время еды. И это первый ключ. Далее, как в основном все знают это неторопясь, в рассуждениях над словом, искать благодати, присутствия Духа, и тогда уже Сам Дух начнет открывать ум к разумению писания, тогда сердце начинает гореть; это приходит через практику и усилие.
Например, читая о том, что Павла побили в Листре камнями, я вопросил внутри себя: Господи, а почему только Павла? Ведь они были там вместе с Варнавой? Пришло перечитать о той ситуации еще раз, и глаза увидели ответ в 12-м стихе, - потому что Павел начальствовал в слове, и именно его дьявол, как наиболее опасного, решил вывести из строя. Поэтому еще один ключик для Царства внутри нас, - это откровения Святого Духа, которые как драгоценные камни украсят одежды и короны нищих духом.
Нищий духом, имея мотивацию от первой любви, не подпадет под действие желаний своей души, похоти тела и плоти , и воздействие этого мира, но доверяясь Господу, будет проходить тем путем, которым будет вести его Иисус, через Свое научение.
Для тех, кто немного знаком с техникой, можно уподобить дух нищего человека плазме, имеющей очень высокую температуру, и находящуюся внутри магнитного поля, которое удерживает эту плазму от окружающей среды. И эта плазма, если она внутри, подпитывается словом Божьим.
Или другой, более понятный пример, нищий духом находится внутри Господа, Который есть Дух, и Который как мать вынашивает свое дитя, так и Он вынашивает нас, - ведь Он Бог, и Он делает что хочет и как хочет. И теперь вопрос: исторгнет ли Господь из Своих уст нищего духом? В соответствии с Его словом (Откр.3-16), никогда! Это относится только к теплым, номинальным верующим.
Есть ответ и ключ в Царство небесное также и для тех, кто тепл и холоден: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.»(Откр.3:19)