Значение имени Аполлос: (греч. Απολλως; лат. Apollos) — александрийский христианин I века, многократно упомянутый в Новом Завете. Современник апостола Павла, который пользовался большим авторитетом в христианских общинах Коринфа и Эфеса. Лука свидетельствует о хорошем образовании Аполлоса, который первоначально состоял в общине Иоанна Крестителя (Деян. 18:25). В Эфесе он познакомился с христианами Акилой и Прискиллой, которые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). Когда апостол Павел прибыл в Эфес, уже после отбытия Аполлоса в Ахаию, то он обнаружил, что местные христиане практически ничего не знали о Святом Духе (Деян. 19:2), что косвенно свидетельствует о взглядах самого Аполлоса. Эрнст Ренан предполагает, что эллинизированный Аполлос был знаком с учением Филона Александрийского и ввел в христианство учение о Логосе. Апостол Павел сообщает, что авторитет Аполлоса в Коринфе был сравним с авторитетом апостолов Петра и Павла и ему приходилось прилагать особые усилия, чтобы преодолеть намечающийся раскол в Церкви. Мартин Лютер и многие новейшие исследователи предполагали в нём автора Послания к Евреям.
Аполлос Волшебство истребляющий.
Аполлос означает свободу и независимость, редко слушают советов со стороны, они привыкли опираться на свой собственный опыт. Они склонны попробовать, нежели обдумать, любят приключения и путешествия, сидеть на месте не в их характере! Они – игроки и авантюристы, жажда риска и азарт сопутствуют всему их жизненному пути. Родная стихия - торг, в любых торговых делах мало кто сравнится с ними. Стоит помнить, что всеми силами избегают ответственности.
Придя в Коринф, Павел, нашел Акилу, который был родом с северной Турции, с его женой Прискиллой. По субботам Павел говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов, на мой взгляд в том, чего они не разумели из В.З., а именно об Иисусе. По прибытии Силы и Тимофея, Дух Святой побудил Павла свидетельствовать Иудеям о том, что Иисус есть Христос. Т.к. Иудеи противились, Павел сказал, что идет к язычникам. Не сомневаюсь, что и чтущий Бога Иуст и Крисп, уверовавший в Господа начальник синагоги, были Евреями, а вместе с ними и многие из язычников Коринфян уверовали и крестились; и Павел 1.5 года поучал их слову Божию.
Бывали ли в субботних служениях Павла Акила и Прискилла? Ведь, как думаю, Павел в это время находился у Иуста. Обязательно бывали и имели общение с Павлом. И когда Павел отплыл в Сирию, Акила и Прискилла, оставив все, отплыли вместе с ним. И не только это, но и то, что Акила остриг голову по обету ( назорейства), убеждает в том, что Павел был очень внимателен и осторожен в отношении их веры, более доверяя в молитвах эти две души Господу, полагаясь на семя слова Божия, с терпеливым ожиданием, когда оно принесет свои плоды.
Интересный факт, что по их прибытии в Ефес Павел оставил их там, а сам пошел в синагогу. Почему? Думаю чтобы уберечь их, как это было и в Коринфе, когда он перешел к Иусту, чтобы противящиеся и злословившие его Иудеи не сделали зла Акиле и Прискилле.
А потом был Иерусалим. Там Павел приветствовал церковь и отошел в Антиохию. Видимо прием был достаточно прохладным так, что пребывание Павла ограничилось только его приветствием церкви, и он не смог послужить народу Божьему ни словом, ни делом, ведь религия не может переносить благодати Святого Духа.
И вот, в Ефесе появился Аполлос; неизвестно откуда он пришел, да это и не так важно. Писание говорит что он был наставлен в начатках пути Господня, зная только крещение Иоанново. А как мы знаем Иоанн проповедовал крещение покаяния, что было ему дано свыше: приготовьте путь Господу. Из этого следует, что Аполлос не был крещен Святым Духом, так же как и Акила с Прискиллою, которые приняв его, точнее объяснили ему путь Господень. Но его осведомленность в Писаниях Ветхого Завета и красноречие, вместе со смелостью и уверенностью, расположили их сердце к общению с ним, когда они делились тем, что Бог совершал в Коринфе через Павла.
И тогда Аполлос возжелал идти в Коринф, горя духом. Следует обратиться к здравому смыслу, чтобы понять причину его ревности, ведь он не был рожден свыше, не имел благодати Божией, т.к. не знал крещения Святым Духом, и не имел ни Его водительства, ни Его откровений, ни силы, а только определенные человеческие способности, через хорошую память, сообразительность, находчивость, собственный опыт, уверенность и подогреваемый изнутри огнем человеческой ревности, а может быть и желанием самоутверждения. В отсутствие Павла, Акила и Прискилла, полагаясь на свои эмоции и симпатию к ревности и обаянию Аполлоса, (вместе с братьями, которые не были в Коринфе?), дали ему рекомендательное письмо к церкви, располагая их принять его. Не об этом ли Павел писал к Коринфянам: “Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?” (2Кор.3:1). Не потому ли, услышав о разделении в церкви в Коринфе, отреагировали адекватно Акила и Прискилла: “... приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.” (1Кор.16:19). Думаю что они и молились усердно о том, что там произошло.
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников,(Деян.19:1) принес им, а также и всем уверовавшим благодать Святого Духа, после чего в Ефесе началось истинное пробуждение.
В это же время Аполлос уже был в церкви в Коринфе и начал “свое” служение.
Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к [тамошним] ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.(Деян.18:18-28)
Дух Святой, ведя уверовавших в познание истины, через лестницу книг Нового Завета, предупредил заранее через Павла о том, что и произошло в Коринфе: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных”. (Рим.16:17,18)
Это и произошло в Коринфе. Что можно увидеть перевернув только один листок...
Работая больше на публику и собственный авторитет, Аполлос сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Это приносило уверовавшим благодать, и по логике, привело в церковь много вновь обращенных, откуда и произошли споры и разделения. Павел так не делал. “церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас” (1Кор.1:2)
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". (1Кор.1:10-12)
Павел пишет и объясняет об отличии его служения через проповедь о Христе распятом и о проповеди через человеческую мудрость: И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией.(1Кор.2:1-5)
Далее Павел раскрывает духовное состояние верующих в Коринфе: потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.(1Кор.3:3-7))
Беседуя с одним верующим в возрасте, услышал от него довод: а Павел пишет, что Аполлос поливал! Да, действительно, так написано, но возбуждая наш чистый смысл, зададимся вопросом, а к чему привел этот полив? Много пришлось Павлу потрудиться, и думаю попоститься и поплакать, чтобы церковь вышла из разделения и человеческого обольщения.
В то же время, по нашему человеческому пониманию, Павел имел более чем достаточно оснований для того, чтобы все радикально восстановить; он этого не сделал. Но по мудрости данной ему свыше прослеживается его старание никого не потерять.
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.(1Кор.4:6)
Более того, после всего происшедшего, когда все, включая Аполлоса, увидели что произошло, Павел не упрекал его, но очень просил вернуться в Коринф, хотя это оказалось безрезультатным.
Где Павел встретился с Аполлосом не до конца ясно: или в Асии, или в Македонии, одно ясно, что Аполлос поступил так не по любви. А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью.(1Кор.16:12-14)
Оба послания Павла в Коринф были написаны для восстановления, укрепления и утверждения церкви во Христе Иисусе. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.(1Кор.4:15-17)
Как проходила дальнейшая жизнь Аполлоса, водимого своим духом, неизвестно, но результат и плод его жизни открылся через упоминание о нем в послании к Титу, которое Павел написал из Никополя, находясь между первым и вторым заключением в Риме, будучи Божьей благодатью на время отправлен для проповеди Евангелия, и где, или по пути из Македонии в Никополь, или в самом Никополе, по мнению некоторых исследователей, Павел встретил Аполлоса и Зину, через которых и передал письмо в Крит Титу.
Когда и где объединились Аполлос и законник Зина неизвестно, но из контекста послания видны их намерения и действия.
Видимо то, короткое общение с ними, дало Павлу написать это послание, начинающееся словами о познании истины, относящейся к благочестию.
Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.(Тит.1:10-11,16) Эти слова написаны Павлом Титу как предупреждение в том числе о тех, у которых осквернены ум их и совесть.
Далее Павел напоминает Титу о благодати Святого Духа, которая изменяет жизнь верующих. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.
И здесь важное о чем Павел предупреждает Тита: Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.(Тит.3:4-9) Кто мог устроить эти состязания и родословия и споры и распри о законе, как не законник Зина?
Тогда к кому относятся слова, написанные святым Апостолом Павлом о еретике, как не к Аполлосу? Который так и не принял рождения свыше, благодати Святого Духа, не познал истины, но уклонился в дела человеческие, подпав под действие духа заблуждения. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. (Тит.3:10,11)
Последнее, что проявилось в этом послании через Павла, это Божие человеколюбие и долготерпение, через наставление Титу: Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.(Тит.3:13,14)
Несомненно, что Тит послушался Павла, и Зина и Аполлос были отправлены со всем необходимым для удовлетворения их нужд в дорогу.