Главная » 2018»Декабрь»31 » Т.А. Мак-Маон, Роджер Окланд. Главы из книги "Понять это время"
15:47
Т.А. Мак-Маон, Роджер Окланд. Главы из книги "Понять это время"
16. ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕБЯ
Человечество всегда интересовалось собою. Мы присматриваем за собой, мы кормим себя, мы моем и одеваем себя, мы любим себя. История и современность явно свидетельствуют о том факте, что естественным приоритетом человечества всегда являются нужды индивидуума и его покой. Именно поэтому была дана заповедь: «возлюби ближнего твоего как самого себя» (Матф. 22:39). Это является разновидностью золотого правила поступать с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Ты любишь себя и заботишься о себе, ты не желаешь, чтобы тобой пренебрегали, поэтому обращайся и с другими точно так же. Слово Божье признает подобную заинтересованность в себе и себялюбие, которое существует в сердце каждого человека (Еф. 5:29). В то время как Библия опознает самость как всеобщую характеристику, она никогда не превозносит ее как что-то, что необходимо развивать. Наоборот, Библия воспринимает ее как своего рода сорняковую часть сада. Хотя и трудно, но возможно искоренить ее, но в любом случае не нужно позволять ей разрастаться.
Однако ученикам Своим Иисус сказал: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Матф. 16:24). Для некоторых это просто значит отречение от определенных вещей, которые нехороши для них. Другие даже уподобили это монастырской жизни - изоляции от мирских искушений. Но на самом деле это гораздо более радикально. Заповедь Иисуса Своим ученикам отвергнуться себя имеет в виду, чтобы они прекратили жить своими силами, своей собственной мудростью, своим собственным путем и в соответствии со своей собственной волей. Иисус был им примером: «Отче!.. Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42); «Я ничего не могу творить Сам от Себя... Ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). Им не нужно было глядеть на себя, но на Него ради «всего потребного для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3). Им нужно было иметь любовь, превосходящую золотое правило.
Иисус наставляет их: «Заповедь новую даю вам» да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин. 13:34). Он пообещал, что Его любовь будет течь через них. Его любовь, а не что-то порожденное нашей плотской природой. Апостол Иоанн пишет: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10). И еще: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). Сердцевина христианства - жертвенная любовь. Практически христианство - это то же самое. «Мужья! Любите свои жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).
В христианстве упор делается не на себя, но все направлено к другим. «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24); «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10); «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не себе угождал...» (Рим. 15:1-3). Иисус - это наш лучший пример. «Ибо в вас должны быть те же чувства, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим,.. уничижил Себя Самого, приняв образ раба,., смирил Себя... даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:5-8). Во Втором послании к коринфянам в 5 главе 15 стихе нам говорится, что Иисус за всех «умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Нам нужно обратиться от себя к Богу, любя Его всем сердцем своим, душою и разумом (то наша первая обязанность. Вторая - возлюбить ближнего своего (Матф. 22:36-40). Обе они направлены вовне, а не внутрь, к самому себе. Не отставая от мира Сегодня христианство обратилось к евангелию самоозабоченности. Самолюбие, самопочитание, самоодобрение, самолюбование, самоуверенность - все эти качества выдвигаются как библейские. Мы с этим согласны, однако мы рассматриваем это в свете пророчества и как исполнение предупреждения, данного Павлом Тимофею в отношении последних дней. Он пишет во Втором послании к Тимофею (3:1,2): «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы...». Многие не уделяли достаточно внимания этому месту в Писании как признаку, указывающему на то, что мы живем в последние дни перед возвращением нашего Господа. Но мы думаем, это один из самоочевидных признаков. Во-первых, вы можете тщательно и долго исследовать светские исторические книги, церковную историю и Библию, но не найдете такого поколения, как наше, которое подходит так близко к исполнению этого пророчества - мы имеем в виду сегодняшние стандарты. Почему мы говорим это? Потому что до середины 19 столетия считалось плохим быть себялюбивым, и хорошим - быть не себялюбивым. Несомненно, существовали люди в обществе, которые жили прямо противоположно этому, но разве было ли когда-нибудь обычным, что всемирно распространенные учения выдвигали самолюбие как важную основу психологического здоровья человечества?
Кому-то может не понравиться термин «самость». Но он очень точно описывает то, что происходит. Не мы выдумали понятие «поколение я». И не мы также предложили названия для популярных журналов, таких, как «Мы». И не нашей идеей является рекламный девиз: «Сделай это для самого себя, поскольку ты достоин этого». Психология является здесь источником всего этого, говоря нам почитать, любить, прощать, безусловно принимать самих себя. В соответствии с ее теориями, слишком долго человечество воспитывало и вынашивало в себе ненависть к самому себе, особенно в западном обществе. И это было главной ошибкой иудаизма и христианства, которые выдвигали идею, что человек грешен и лукав. Нам говорят, что подобное религиозное недопонимание человеческой врожденной доброй природы нанесло огромный ущерб множеству поколений. Не совсем вдохновлено с небес
Философ Фридрих Ницше, который выдвинул философию «Бог умер» и «человек есть Суперчеловек», рассматривал христианство как не заслуживающее даже презрения, а христиан - как безмозглых и бесхарактерных. Он извратил учение Писания о любви к ближнему как к самому себе и утверждал, что христиане не любят по-настоящему других потому, что в действительности они не любят себя в достаточной степени. Его вызов побудил церковь к тому, чтобы исправить эту «ошибку» и выкарабкаться из затруднения, хотя все это было извращением и проблемы как таковой не существовало.
Однако тем, кто думает, что у Ницше «было что-то», поскольку они знают людей, которые ненавидят себя и не могут любить других, мы зададим следующий вопрос: действительно ли они ненавидят себя... или обстоятельства, в которых находятся? За исключением некоторых случаев, о которых мы упомянем позже, все люди любят себя. Какая- нибудь женщина, которой кажется, что ее нос слишком большой, или, что у нее смешная фигура, или что она никому не нравится, может вести себя, как будто она ненавидит себя. Она может сердиться и быть подавленной, но истина состоит в том, что она ненавидит все эти обстоятельства. Причина, по которой она сердится, состоит в том, что она ненавидит не себя, а что-то болезненное в себе, что влияет на кого-то, кого она любит. Становятся ли обычно люди подавленными, когда что-то плохое происходит с теми, кого они ненавидят?
Обвинение Ницше в том, что христиане не любят себя самих в достаточной степени для того, чтобы в действительности любить других, встречает целый ряд других проблем.
Самолюбие ведет к самоозабоченности, а не к любви к другим или к стремлению к другим. То же самое делают другие «само». Здравый смысл говорит нам, что наши обычные выражения описывают то, что происходит с людьми, которые только и делают, что любят себя. О них говорят, что они влюблены в себя, зациклены на себе, занимаются самолюбованием. В самолюбии нет встроенного U-образного изгиба. Это невероятно узкая и бесконечная дорога по направлению к себе. Христианам нужно только лишь задуматься о тех возможностях, которые они сознательно обошли, возможностях достигнуть других или засвидетельствовать о любви Бога. Гораздо чаще, чем хотелось бы, это происходило по причине скованности или от смущения. Мы называет это «самососредоточением». С другой стороны, есть люди, которые забывают о самих себе, которые всегда делают что-то для других, - мы поистине можем назвать их самоотверженными. Евангелие от психологии
Не менее сильное влияние, которое исходило извне Церкви в отношении самолюбия, оказал психолог атеист Эрик Фромм, который был также гуманистом. Поразительно, что он, подобно Ницше, оказал такое влияние на либеральных, а затем и на евангельских профессоров семинарии и пасторов, что они приняли его толкование Библии по вопросу о самости. Это все равно что два волка объясняют пастухам, как содержать овец в безопасности. Фромм писал о том же отрывке из Писания, что и Ницше, и интерпретировал его, также настаивая на том, что в обществе действительно недостает самолюбия. Затем он обвинял христиан в неправильном понимании Писания. Он говорил, что поскольку мы должны любить ближнего, мы также должны любить и свое собственное «я», поскольку любовь к себе включает все другие «я». В этом явно была обольстительная логика.
Многие христианские лидеры ухватили это утверждение, немного подстроили его и даже привели в соответствие с последними достижениями наиболее популярных психологических теорий. Они приняли подсчет Фромма - 1) возлюби ближнего и 1) возлюби самого себя - и добавили ту часть соответственного библейского текста, против которой возражали Ницше и Фромм, то есть 1) возлюби Бога. Эти три заповеди затем посредством христианской психологии были приведены в соответствие с «иерархией нужд» отца-основателя гуманистической психологии Авраама Маслова. И теперь у нас среди христиан евангельского направления пропагандируется это популярное «библейское» учение о самолюбии. Нам нужно, во-первых, любить себя, во-вторых, любить нашего ближнего и затем мы можем, в-третьих, любить Бога.
Однако, обращаясь к самому тексту Библии, мы видим, что первая ошибка в интерпретации - это чистая арифметика. Были даны только две заповеди - возлюби Бога и возлюби своего ближнего. По словам Иисуса, «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:40). Ясное предназначение второй заповеди - после первой, любви к Богу, - обращать внимание на благосостояние других, так же, как ты уже обращаешь внимание на свое. Здесь стоит напоминание о нашей естественной склонности заботиться о себе как о черте, которая не требует воодушевления со стороны. Эта точка зрения пронизывает всю Библию, и существует множество увещеваний относительно этого, включая следующие: «Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил. 2:21); «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:4). Выправляя повествование
В пророческом утверждении Павла о людях, становящихся «самолюбивыми», это слово можно также с легкостью перевести как «самопривязанные», как мы привыкли слышать сегодня, «относящиеся к себе по-человечески». Именно таково значение греческого выражения. Но по личному опыту мы знаем, что когда это становится известным, некоторые люди немедленно реагируют на это с тревогой. Иногда вырывается восклицание: «Что же плохого в том, чтобы относиться к себе по-человечески?» Другие иногда добавляют: «Что же мне, относиться к себе не по-человечески?» Или в отношении того, о чем мы писали выше: «Если я не буду любить себя, тогда мне обязательно велят ненавидеть себя».
Нет, мы не говорим об этом. И не говорит об этом и Библия. Любить Бога и жить для Него, любить других, ставить их впереди себя - это заповедь. Если мы подчиняемся Богу, Он наполнит нас Своей радостью, Своей любовью в преизбытке. И мы будем все меньше и меньше озабочены собой. Он Сам позаботится о наших нуждах. Большинство из нас знают эти строки из Писания: «Ищите прежде Царство Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33). Озабоченные своими собственными планами, мы забываем о том, «Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем...» (Еф. 3:20). Относиться к себе по-человечески
На вопрос «Что плохого в том, чтобы относиться к себе по-человечески?», мы хотим ответить вопросом: «Возможно ли чувствовать себя хорошо, не относясь к себе по-человечески?» Предположим, кто-то, кого вы не знаете, или кто не знает вас, находит ваше имя в телефонном справочнике и посылает вам замечательный подарок. Разве это не заставит вас чувствовать себя хорошо? Но какая при этом связь с вами лично, с тем, как вы относитесь к самому себе? На каком основании вам хорошо? Что мы хотим сказать, так это то, что возможно пребывать в хорошем состоянии, даже быть невероятно счастливым, не заслуживая этого.
Но некоторые могут сказать: «Это замечательно - чувствовать себя хорошо, но что плохого в том, чтобы относиться к себе по-хорошему - в том, чтобы улучшать себя, делать себя все выше? На это отвечает Библия: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Самость - не тот фундамент. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). То же самое и с самомнением. Наше собственное мнение, наш образ - это тщеславие. Отражение Его образа - вот для чего мы были созданы. Но кого хвалить за все это? «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога...» (2 Кор. 3:5); «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?..». «Чтобы было, как написано: «хвалящийся, хвались Господом» (1 Кор. 4:7, 1:31).
Писание говорит, что каждый из нас подобен глиняному сосуду. Мы можем придавать ему угодную нам форму, украшать его, наполнять его собой и т.п., делая все, что нам угодно, в надежде, что мы сможем чувствовать себя хорошо по отношению к себе. Или мы можем делать это в соответствии с Божьим путем: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Мы можем быть дорогостоящим, почитаемым всем миром и вожделенным фарфоровым изделием - возможно, некоторое время. Или мы можем быть не озабоченным собой глиняным сосудом, наполненным славой Божьей.
В отношении самоненависти, которую мы упоминали выше, это невозможно для человека, который отвернулся от Бога к себе. Самость, свое «я» фактически является богом этого человека. И опять то, что психология толкует как самоненависть, - это реакция человека на затруднительные обстоятельства, которые раздражают и выводят из себя его самость, или его «я». Но действительность состоит в том, что свое «я» не может быть ненавидимо теми, кто отвернулся от Бога. Самость - это единственная надежда, которую они оставили, хотя это и ложная надежда. Поэтому психологический взгляд на то, что самоненависть широко распространена, является одновременно и иллюзией, и обманом.
В Библии даны редкие примеры самоненависти, и они происходили только лишь и могут происходить только лишь благодатью Божьей. Самоненависть происходит только тогда, когда Бог (ибо только Он может сделать это) отбрасывает завесу, покрывающую сердце человека, и открывает человеческие глаза на то, чтобы увидеть глубину его греховной природы в сравнении с праведностью Бога. Определенные люди в Библии получили подобное проникновение, наитие, и увидели всю степень собственной непокорности и упорства, мятежа против Бога и собственной порочности (Ис. 6:5; Рим. 7:24). Иов, которого Бог называл праведным человеком, также углядел это и сказал: «Поэтому я отрекаюсь от себя и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Отвержение себя: жуткое предложение
Библейское учение о себе, особенно сегодня, для многих является трудным для восприятия. Это происходит не только из-за ошибочных поощрений самого себя, которые, кажется, существуют везде. Они не были бы популярными, если бы не представляли какого-либо интереса для человеческого сердца. Говоря простым языком, представление о себе заключается в том, что мы получаем то, что мы затратили для того, чтобы получить желаемое. Это привлекает. Это также кажется удобным. Вам не нужно ни от чего отказываться. Вы можете взять свое пирожное и можете также съесть его. По крайней мере, к вере в это многих ведут... или многие хотят в это верить.
Отвержение себя, с другой стороны, не обладает естественной привлекательностью. Оно означает отказ от чего-то. Упование на Бога. Для нехристиан, христиан только по названию и даже для тех верующих христиан, которые одной ногой стоят на пути самости, это предложение ужасно. Но это Божий путь. Для любого, кто желает быть истинным последователем Иисуса, это единственный путь. Иисус говорит нашим страхам: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:28-30). Причина, по которой бремя Его легко, состоит в том, что Он делает нас способными нести его. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). И Его благоволение является и нашим самым лучшим из всех возможных желаний.
17. САМОПОЧИТАНИЕ И ТЯЖКИЕ ВРЕМЕНА
Когда Павел писал Тимофею о «тяжких временах», «последних днях», первым его утверждением было то, что люди станут самолюбивы. Как мы сказали в последней главе, этим он подразумевал, что люди будут концентрировать свои привязанности на самих себе. Будут воспринимать в хорошем свете себя и почитать самих себя....
Иисус дал заповедь ГАРМОНИИ . " Возлюби ближнего своего как самого себя ...." Он не сказал :" только ВОЗЛЮБИ ближнего " Он не сказал : " ВОЗЛЮБИ только СЕБЯ " ОН не сказал : " возлюби ближнего И ПРОКЛЯНИ себя..." и всё такое прочие и подобное . Но , ОН , Иисус сказал то что сказал . А по другому бесовские крайности , либо садизм либо мазахизм ......