Нагорная проповедь стоит особняком от других мест учения нашего Спасителя. Точно также как и в ветхом завете данное Богом через Моисея на горе Синае. Идентичность этих мест связана не только с тем что и то и другое было дано на горе или с горы что означает место возвышения, особого приближения к Богу. А также с тем что и то и другое закладывало определенное основание.
Новый завет учит нас о том что есть отличие между временами в которые из всех народов земли Бог имел особые отношения с Израильским народом и временами в которое живем мы, когда сняты преграды ограничивающие доступ к Богу для всех людей. Эти отличия утверждены и самими названиями разделов библии отмечающих два завета.
Сегодня многие бросаются в крайности, считая что раз мы живем по новому завету, то все что было дано в древности является пережитками прошлого и мы не нуждаемся в этом. Достаточно бегло прочесть послания апостолов чтобы стало очевидно что многое в новом завете связанно с древним, многие пророчества, обетования данные тогда имеют исполнение в новом завете. Другая крайность противоположная предыдущей это начать применять древнее вступая в противоречие с новым временем. Как это часто бывает между этими двумя крайностями, где то посередине, пролегает дорога жизни. Нам необходимо увидеть свое место и для того что было вверено Израильскому народу, чтобы правильно пользоваться им, для назидания и укрепления веры. А также необходимо возрастать в знаниях того что мы получили и имеем благодаря жертве на кресте и воскресению, что несет в себе большое отличие.
Основное отличие между новым заветом и ветхим это то что второй имел определенные ограничения в искуплении людей из под власти греха и его проявлений. Жертвы козлов и другие были не соразмерны с грехами людей и не позволяли Богу высвободить силы для полноты свободы которую мы имеем сегодня.
Закон стал последней чертой, конечным рубежом для удержания людей от рабства греха, но он некогда не был тем что было положено в основание отношений с Господом Богом. На основании закона тяжело построить отношение. Обычно люди прибегают к закону только тогда когда отношения не возможно направить по правильному, справедливому перед Богом руслу другим путем. Он используется для утверждения крайних границ, в рамках которых могут созидания отношений. Основанием для построения отношений с Господом была и остается вера. Как сам Господь говорит Моисею
так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; (Втор.18:16-19)
Конечно же Бог знал о тяжести закона и того что было заповедано, но так как для тех времен не было альтернативы Он предсказывает о приходе пророка такого как Моисей, через которого все будет приведено в более совершенное состояние. Если бы данное через Моисея было совершенно тогда и не понадобился бы еще один такой пророк. От Иисуса Навина и до Малахии не один из пророков не мог сравнится с Моисеем. Он вывел Божий народ из рабства, через него было утверждено законодательство , был учрежден институт священства, жертвоприношения, другими словами были созданы условия для пребывания Господа среди Своего народа и для приближения к Нему.
Господь Иисус сделал подобное только в значительно больших масштабах. Вывел Божий народ из рабства греха, было дано новое учение, благодаря Его жертве были созданы условия для нового уровня священства и для более близкого приближения к Богу и многое другое.
Новый завет не отменят ветхий. Церкви еще предстоит увидеть их зависимости и отличия в соответствии с новым временем. Мы начинаем видеть ветхий завет в правильном положении лишь тогда когда смотрим на него исходя из нового времени, потому что это был основной целью к которой двигалась человеческая история и главным Божьим планом по искуплению человечества. Попытка увидеть прошедшее с позиции древних, либо с современной позиции гуманизма, приведет к искажениям и заблуждению.
После Своего утверждения о законе в нагорной проповеди, рассмотренного нами в прошлый раз и в определенной мере в этот, Господь продолжает свое учение все больше и больше открывая ставшую доступной большую благодать, что мы изучим далее.