Мы открываем 3 главу Евангелия от Иоанна и сразу же обнаруживаем первую из величайших божественных истин: царство Божье.
Иисус говорит Никодиму: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия" (Иоан. 3,3).
Вся беседа Иисуса и Никодима ведется о Божьем царстве.
Апостолы были призваны возвестить эту истину. Проповеди этой истины Павел до конца посвятил свою жизнь.
В 28 главе книги Деяний, мы видим его в последние дни его земной жизни пленником Нерона, "проповедующим царствие Божие".
Наш первый вопрос таков: в чем заключается Царство Божье?
Будем действовать методом исключения и определим вначале, чем оно не является, царство Божье не является какой-то сферой, системой; это - определенное состояние. Это не только проявление определенных внешних явлений, видимый порядок; это совокупность живых отношений, регулируемых изнутри. "Царствие Божие внутрь вас есть". - "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе".
Это не система, которая может быть навязана человеку извне. Это небесное свойство, переданное нашей жизни, как Божий дар. царство Божье - это такое состояние, при котором власть по полному праву сосредоточена в руках Божьих, и при котором совсем нет места чему бы то ни было, чуждому Ему. Другими словами, царство Божье - это Бог.
Может быть, мы сможем лучше понять вышесказанное, рассмотрев законы Божьего царства. В третьей главе Евангелия от Иоанна, царство Божье явно находится на первом плане. А великий вопрос заключается в следующем: как человек может войти в царство Божье? Другими словами, какой закон определяет это? Наш Господь Иисус Христос объявляет, что этот закон - возрождение, рождение свыше. "Если кто не родится свыше (или не возродится - оба слова точны), не может увидеть Царствия Божия". Греческое слово, переведенное как "родиться", в сущности обозначает "достичь жизни". Мы должны получить жизнь свыше.
По поводу рождения свыше следует отметить три факта. Во-первых, существующее различие между жизнью свыше и обычной жизнью. Во-вторых, особый характер, особую природу жизни свыше. Третий факт касается предварительного условия, лежащего в основе вхождения в царство Божье.
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан. 3,6).
Жизнь Духа, которую мы получаем при новом рождении, является самой великой реальностью, каковую Божье дитя сознает в своей практической жизни. Рожденный от Бога знает, что в нем есть нечто, чего у него не было при физическом рождении. Его природный характер заставил бы его в данной ситуации думать определенным образом, принять определенное решение. Но новая жизнь, пребывающая в нем, предписывает совсем другой путь.
Жизнь свыше - это нечто совершенно отличное от нас самих; она имеет свой порядок, свое осуществление, и, тем не менее, она в нас. Верно, существует ветхий человек, продолжающий думать и желать. Он не уничтожен и не истреблен. Но верно также, что в нем пребывает и новый человек, такой же реальный, как и ветхий. Эти два человека никогда не могут примириться. Это две личности, абсолютно разделенные, совершенно отличные одна от другой; настолько отличны, что мы имеем в себе явное ощущение пребывания их обеих.
Этот совершенно исключительный и своеобразный характер нового человека можно сравнить с разнообразием, обнаруживаемым иногда в лицах различных национальностей, у каждого из которых имеется свой образ жизни. Если вы приедете в Англию и в Шотландию, вы наверное, заметите в образе жизни людей нечто такое, чего вы сами никогда бы не сделали, но что для них совершенно естественно. Вы, вероятно, будете удивлены тем или иным обычаем. И наоборот, когда мы, англичане, приезжаем к вам, мы видим здесь такое, что нам и в голову не пришло бы сделать даже во сне! Это вопрос устройства; мы устроены не одинаково.
Точно так же обстоит дело и с рождением свыше. Оно создает совершенно новых людей; существ, "небывалых" во всех отношениях. Новый человек даже не думает делать того или иного, что постоянно делает ветхий человек. Это для него нечто бессмысленное, ничего не говорящее ему. А что касается ветхого человека, он не понимает этого безразличия нового человека по отношению к некоторым вещам, которые ему кажутся предметом первостепенной важности.
Возрожденный человек учится усваивать новые ценности. Он приобретает собственную оценку всего; его шкала ценностей становится совсем другой. Он должен всему учиться, как маленький ребенок. Так постепенно законы небесной жизни записываются в наших сердцах и становятся частью нашего внутреннего человека. Они являются естественными последствиями нового рождения. На чем же они, в целом, основываются?
Они основываются на том факте, что Бог - Существо совершенно отличное от нас. Он совершенно иной. Наши мысли - не Его мысли, и Его пути - не наши пути. Различие между плотским человеком и Богом можно сравнить только с различием, существующим между рождением свыше и обычным физическим рождением.
В отношениях между человеком и Богом существует разрыв. Связь между ними нарушена. Плотского человека больше ничто не связывает с Богом.
В наше время много говорят о том, что в человеке есть еще "божественное". Нас пытаются убедить, что человек содержит в себе, в той или иной форме, нечто божественное, и что при помощи религии он незамедлительно снова станет подобным Богу. Неправда все это!
Не существует никакого естественного звена, связывающего человека с Богом. Отношения между ними прерваны. Полное разделение.
Когда на кресте у Господа вырвался тот крик: "Боже Мой, Боже Мой! длячего Ты Меня оставил?" (Марк. 15,34), Он был по отношению к Богу в таком же положении, как и мы все. Зная об этом и желая этого, Он занял место покинутого Богом человека, которое занимаем мы, даже не сознавая этого. Между плотским человеком и Богом лежит пропасть. Это так. Можно отрицать это, но пропасть все равно останется.
Что происходит, когда человек начинает сознавать свою греховность? Он попадает в ужасное состояние, вызванное чувством обреченности. Происходит следующее: пропасть, разделявшая его с Богом, которой он не видел раньше, теперь становится видимой для него. Его охватывает смертельная тоска, которая вскоре становится невыносимой.
Только Святой Дух может нам открыть причину нашей обреченности. Этот кризис, хорошо известный нам на личном опыте, а также на опыте других людей, свидетелями которого мы были, имеет большее значение; он предоставляет нам самое неопровержимое доказательство того, что так называемая непрерывная связь Бога с родом человеческим - чисто человеческий вымысел.
Именно из-за этого принципа Никодим не может понять сказанное Иисусом, несмотря на все свои познания, несмотря на все то, что, с человеческой точки зрения, подготовило его к пониманию божественных истин.
Рассмотрим этот вопрос более подробно. Никодим говорит: "Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Иоан. 3,2).
Иисус не дает ему продолжить свою речь. Он начинает руководить беседой таким образом, что "учитель Израилев" вынужден замолчать. Иисус не говорит ему: "Я очень счастлив тебя видеть и готов ответить на твои вопросы..."
Нет. Он говорит ему: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоан. 3,3).
Другими словами: "Твой плотский человек не в состоянии понять духовных истин. Ты можешь быть фарисеем; ты можешь быть "учителем Израилевым"; ты можешь носить в себе самый замечательный отпечаток достоинства, какой только религия может наложить на человека; ты можешь быть в интеллектуальном и в нравственном отношении превосходной личностью, и, тем не менее, несмотря на все это, ты непригоден для Божьего Царства."
Вам когда-нибудь доводилось ловить рыбу удочкой? Вам когда-нибудь удавалось поймать рыбу? Замечали ли вы, как она, лежа на песке, открывала рот, как смотрела перед собой выпученными глазами? Если бы она могла говорить, то сказала бы: "О, это не моя стихия. Если меня еще оставят здесь на 1-2 минуты, я умру!" Возможно, тогда бы вы сжалились над ней и бросили ее обратно в воду со словами:
- Ты права. Возвращайся обратно!
Как бы возрадовалось ее сердце, снова ощутив под плавниками воду!
Это относится и к нам, возлюбленные. Пока мы остаемся такими, как мы есть, жизнь в Небесном Царстве невозможна для нас. Небесные истины нам не доступны. Мы не можем их понять (по крайней мере, до тех пор, пока не получим небесной природы).
Некоторые из вас, может быть, следили за сообщениями, в прессе по поводу восхождения на Эверест. Каждый мог прочесть, что, когда отважные альпинисты поднялись на определенную высоту, они вынуждены были остановиться. Почему? Потому что у них не было оборудования, необходимого для продолжения восхождения. Чтобы выжить в разреженном воздухе больших высот, им необходимы были особые аппараты, но у альпинистов их не было.
Если человек желает жить на небесах, в Небесном Царстве, ему следует быть возрожденным. Если кто-то понял великую истину Божьего Царства, но закон возрождения не проявил в нем своего действия, такой человек пребывает в заблуждении. Ему нужны баллоны с духовным кислородом, и, боясь остаться без них, он вынужден соглашаться на любые условия и давать наполнять свои баллоны всем детям Божьим, встречающимся на его пути. В его христианской жизни есть нечто искусственное. Ему недостает той чудной непосредственности, присущей обладателям небесного снаряжения. Этого и желает Бог. Мы должны суметь жить в Царстве Божьем и передвигаться там, как в природной среде. Именно для этого необходимо родиться свыше. Мы должны иметь в себе небесное снаряжение, позволяющее нам выносить небесную атмосферу.
Итак, между плотским человеком и новым существует большая разница. Посмотрим теперь, в чем именно заключается рождение свыше. Рождение свыше заключается в том, что Бог в Лице Иисуса Христа, при помощи Святого Духа, творит Себе жилище в нас.
Только что мы выяснили, что в человеке, таком, каков он есть от рождения, Бог отсутствует. Для того, чтобы человек мог соединиться с Богом, совершенно необходимо, чтобы у них было что-то общее. Нужно, чтобы Бог сотворил Себе жилище в человеке. Именно это Он и делает в Лице Своего Сына, Иисуса Христа, а действующей силой является Святой Дух.
Некоторым из вас, вероятно, попадалась в руки одна из современных работ, пытающихся заставить нас поверить в так называемое пребывание Христа в человеке. Но можно пролистать все страницы подобного труда и не найти нигде никакого упоминания о рождении свыше, о примирении с Богом, предоставленном нам Иисусом Христом посредством Своей Крови. Авторы подобных книг, представляющие влиятельное современное движение, воображают, что каждый человек носит в себе что-то, очень хорошее, что они, не колеблясь, называют Христом. Снова обман! Христос может пребывать в человеке только, если этот человек возрожден. Говорить о "Христе в нас" вне рождения свыше, значит представлять Христа, как совершенно безличное существо.
Нет, истина совсем другая. Речь идет не о том, чтобы постараться пробудить или оживить то, что мы носим в себе. Речь идет о рождении, о новом рождении, т. е. о том, что в нас не существовало до него.
Цель проповеди Евангелия не в том, чтобы пробудить в человеке Бога, как будто в нас уже был Христос, и Его можно оживить. Цель проповеди Евангелия - приход Христа и предоставление человеку возможности принять Его.
Великое учение Павла: "Христос в вас, упование славы" - представляет не только действительность, которой наполнены наши сердца; оно - совершенная необходимость для тех, кто желает принадлежать Богу. Человек не может жить в общении с Богом, не имея этого основания - Христа в себе.
Посредством нового рождения событие, исторически происшедшее в Вифлееме, повторяется, происходит в нас. Христос входит в нас Духом Святом, и начинается новая жизнь. Она развивается в нас точно так же, как физическая жизнь у новорожденного.
В заключение скажем еще несколько слов об основном принципе рождения свыше. Новая жизнь не может в нас начаться, если мы, со своей стороны, не усвоили, что ветхая природа (или просто природа) исчерпала себя в нас и истощила свои последние источники. Поэтому в беседе с Никодимом Господь обращается к образу змея, которого Моисей вознес в пустыне. "Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Иоан. 3,14). Этот пример ужасен. Змей всегда символизирует проклятие. Этот змей, вознесенный и пригвожденный ко древу - проклятие; это распятое проклятие; проклятие, обреченное на смерть. Сказанное Иисусом сводится к следующему: "Я вскоре возьму на Себя грех всего рода человеческого. Я, незнающий греха, стану грехом. Более того, Я стану проклятием. В проклятии Я умру."
Вот что Бог думает о человеке: "Он достоин только осуждения и смерти". Нужно избавиться от этого проклятого творения, чтобы освободить место для нового творения - совершенного, во всем подобного Самому Богу. Желающий войти в Царство Божье должен быть готов полностью освободиться от своей ветхой природы.
Согласно этому принципу, новому рождению в большинстве случаев предшествует период острого и чрезвычайного мучительного кризиса. Нужно, чтобы человек начал сознавать существование пропасти, которую грех образовал между им и Богом, а следовательно, и невозможность для Бога принять его в том состоянии, в котором он находится. Именно поэтому дети Божьи не могут обладать полнотой божественных благословений до тех пор, пока не осознают глубокого значения креста. Мы никогда не достигнем полноты небесной жизни, пока мы не признаем раз и навсегда, что Бог покончил с нашей плотской жизнью и Сам желает быть для нас всем.
Только то, что от Бога, может войти в Его Царство.
Мы говорим и повторяем, что новая жизнь полностью основывается, с нашей стороны, на твердом отказе от своей ветхой природы, от своего ветхого человека. Это - необходимое условие, которое, осуществившись однажды, позволит божественной природе развиваться в нас в полную меру. Именно поэтому Иисус сказал Никодиму:
"Должно вам родиться свыше". Мы живем в двух различных мирах. Мы не понимаем друг друга. Я многое хочу сказать тебе, но ты сможешь понять Меня только тогда, когда будешь жить той же жизнью, что и Я, и когда ты будешь как и Я - "от вышних".
Такова великая истина Божьего царства, а рождение свыше - это закон управляющий вхождением в него.
"ОНИ СЛЕДУЮТ ЗА АГНЦЕМ, КУДА БЫ ОН НИ ПОШЕЛ" (Откр. 14,4)
Чтобы жить нужно возродиться духовно, то есть родиться свыше, иначе ни о какой жизни не может быть речи. Вне Христа нет жизни, одна смерть и разрушение.
Вот только есть одна загвоздка; что нужно - умереть чтобы начать жить или начать жить чтобы умереть? Многие всю жизнь умирают и не могут начать жить. Если мы сосредотачиваемся на том чтобы умереть, то никогда не начнём жить, но если мы почитаем себя мёртвыми для греха и живыми для Бога, то начинаем жить новой жизнью во Христе Иисусе и творить дела Божьи, тогда старая природа не получает пищи и не может действовать.
Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. (Иак.1:18) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, (1Пет.1:3) [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. (1Пет.1:23)