Поделюсь еще некоторыми мыслями о хлебопреломлении. На самом деле хлебопреломление – это никак не ритуал, подтверждающий твое кабальное состояние, что ты был зачислен когда-то в крепостные списки. Суть данного таинства – это часть дружеской, равноправной вечери, где собравшиеся общались, ели и пили. Это четко и ясно отображено на прощальной пасхе Христа.
Матф.26:19-23 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня
Все-таки, в проведении вечери есть одно священное действо, которого нужно держаться благоговейно и трепетно. Также следует отметить само выполнение причастия, которое завещал Иисус Христос делать, и которое не делается.
Лук.22:19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Мар.14:22-24 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
Иисус на собственном примере показал, как нужно принимать хлебопреломление – преломлять хлеб, перед тем как вкусить. Также прозвучала заповедь: «сие творите в мое воспоминание». Это значит: делайте то же самое, - преломляйте, вспоминая мою смерть на кресте. Это напутствие написано во множественном числе, что означает обращение ко всем без исключения. Вывод: каждому надо во время вечери преломлять хлеб. Такой ход причастия подтверждается последующими священными писаниями. В деяниях.
Деян.2:42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Деян.2:46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца
И в послании Коринфянам.
1Кор.10:16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Первохристианское собрание без всякого профессионального налета, плановости и музыкальной мишуры четко описано в городе Троада, расположенного на полуострове Малая Азия, ранее языческого города, а значит, является точным образчиком раннего собрания христиан. Апостол Павел, например, прибыв в Троаду, остался там на семь дней? Зачем? с тем, чтобы посетить местное воскресное богослужение, и вследствие этого местным братиям припадать обильные наставления.
Деян.20:6 А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
По сложившемуся обыкновению, оставленным Господом Иисусом Христом и переданными апостолами, собравшиеся верующие сидели, как уже знаем, за вечерней трапезой. Сначала апостол беседовал, потом продолжил слово наставления аж до полуночи. Затем, после несчастного случая, воскресил мертвого юношу. Далее только, мы видим, преломил сам хлеб и вкусил – т. е. – совершил торжественный акт вечери – хлебопреломление. Следом опять беседовал довольно. Если честно – служение, которое ну никак не похоже на современные торжественные собрания.
Деян.20:7-12 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. 8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. 9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. 10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. 11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. 12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
Смысл причастия.
В самом начале этого стиха Коринфянам Павел указывает на то, что откровение о Христовой вечере апостол получил от самого Бога. И вправду, тогда будущий слуга Божий, учась, находился еще у ног Гамалиила, потом гнал последователей Христа, и в этом вопросе был несведущ.
1Кор.11:23-29 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Таким образом, когда мы преломляем хлеб, мы вспоминаем тело Христово, ломимое за грехи наши. Какова цель хлебопреломления? Этот вопрос полно раскрывается во второй части рассматриваемого стиха. Когда мы едим хлеб и пьем чашу, мы возвещаем смерть Господню, доколе Он придет. Господь умер, но он должен придти вновь. Как вновь? Вновь явиться в нас самих. Поэтому кто принимает вечерю недостойно– т.е. не выполняет этот посыл, тот виновен против Тела и Крови Христа. Случай в Троаде и послание Коринфянам доводят до нас известия, что сама процедура хлебопреломления не являлось каким-то ритуально-совместным действием, что в нем нет и быть не может никакого обряда, церемонии, распорядка или еще чего-то в этом духе. Павел преломил хлеб тогда, когда посчитал это сделать нужным, а в Коринфе во время вечери уж точно не наблюдалось никакого организационно-планового состояния.
1Кор.11:21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
Придем в результате к соразмерному заключению. Во время вечерней совместной трапезы первые христиане, преломляли хлеб, после чего пили вино, таким образом производили отличие от обычного приема пищи и пития и самого таинства. Продолжим дальше тему Божьего собрания и вечери.
Иуд.1:12-13 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
«Без страха утучняют себя» - принимают вечерю недостойно. Не будем вдаваться во все эти безобразия, которые апостол Иуда полно и наглядно приводит в послании. Отметим вместе с тем важный компонент истинной раннехристианской церкви и полностью утраченный в наше время– «вечери любви», что есть ничто иное как проводимое ранней церковью воскресные служения, служения вечери, хлебопреломления. Тогда я задаюсь вопросом: остались ли еще современные церкви, которые остались верны данному наследию? Или вечери любви оказались впоследствии вытиснуты разнообразными измышлениями? Для более полного рассмотрения вопроса хлебопреломления обратимся к самой ранней истории, к первым моментам новой жизни искупленного от греха мира, когда Христос умер мученической смертью, а Его ученики пребывали в страхе, в недоумении и бездействии. Как будущие апостолы себя вели? Что они приняли? Как и для чего собирались?
Лук.24:1-53 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2 но нашли камень отваленным от гроба. 3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5 И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 8 И вспомнили они слова Его; 9 и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. 10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. 11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им. 12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, 34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. 35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И, сказав это, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними. 44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50 И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Приведенная история рассказывает о том, как ученики в первый день недели шли на воскресное служение в селение Эммаус, чтобы принять участие в хлебопреломлении, как заповедовал Господь. Мы видим, что, несмотря на трагическую смерть своего учителя, на бессмысленность и апатичность сложившейся ситуации, последователи Иисуса Христа остались верны своему наставнику. Они шли на вечерю, собираясь на то, что определяло их как последователей Христа. Воскресший Господь явился им тогда именно для вечери. Там, на вечери, Иисус попросил пищи, и которую Ему дали - рыбу и мед, затем Господь ел. Этим самым Наставник подчеркнул важность принятого наставления, необходимого к исполнению.
И второй случай.
Иоан.20:19-31 В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
В этой истории рассказывается, как ученики собрались на воскресное богослужение – вечерю не только на один раз после воскресения Господнего, но и продолжили в дальнейшем собираться – через восемь дней опять были вместе. Иисус также опять является им в тот же день воскресный, подчеркивая тем самым важность собрания в данном виде.
Лук.24:30-35 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Во всех трех случая мы ясно видим, что ученики собирались вместе на хлебопреломление, и, таким образом, проходило их служение. Послушание вечери - это то, что их сплачивало, собирало, определяло как последователей Христа.
Следовательно, Господь закончил свое земное служение во плоти хлебопреломлением, и предварил свою воскресшую жизнь, встретившись с апостолами, хлебопреломлением. Таким образом, рассматривая мои статьи о Божьем собрании 1 и 2, мы не находим практически ничего общего между ранними общинами христиан и современными собраниями продвинутых в вере конфессий, различных горланящих реформаторов и подобных им духовных бойцов. Поклонение. Отсутствие на собрании первых христиан проповеди пастора в современном виде я рассмотрел в предыдущем обзорном артикуле. Сейчас постараюсь рассмотреть еще одну значительную часть нынешнего богослужения – поклонение, как таковое отсутствовавшая в первоапостольской церкви, и которое было впоследствии навязана необрезанными сердцем идеологами, и со временем ставшая твердыней - стереотипом. Если внимательно просмотреть все стихи из нового завета, выложенные мною в двух статьях о Божьем собрании, то мы нигде не найдем упоминание того, что поклонение в нынешнем виде определяло программу собрания святых. Проще говоря, не существовало в первых собраниях христиан прославления в том виде, которое есть сейчас: хор, музыка, пение, инструменты и другие профессиональные составляющие. Современное поклонение, как и доктрина о единоличном господстве в слове и учении пастора, не способствуют знанию Бога лично. Каким образом современное музыкальное прославление не способствует знанию Бога лично? Да например, устойчиво сложившееся понятие о том, что я сходил сегодня в церковь и здорово поклонился: была такая прекрасная музыка, песни со смыслом, отлично спланированный репертуар, да и сами певцы оказались на высоте. Таким образом человек тешит себя кажущейся иллюзией, что он поклонился Богу, обманывая самого себя. Что такое поклонение?
Иоан.4:23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Иоан.4:24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Настоящее поклонения в духе и истине. А дух и истина не имеют ничего общего с профессиональным поклонением, если исходить из человеческой точки зрения. Да, Бог может помазывать, давать таланты и дары в этой сфере, как в принципе и в любой другой. Тем не менее, профессионализм, вдохновение, шлягер не есть цель, и угодить Богу не могут. Можно быть талантом и находиться в полном непослушании к Богу. Не секрет, насколько успешна музыка, которую помазывает князь века сего. Там тоже есть свое наитие, композиции, звучащие через века и собирающие огромные стадионы. Господь также упрекал уже в старом завете весь этот профессионализм, с помощью которого хотели угодить Богу, пытаясь подвести себя, таким образом, под категорию поклонников, обманывая тем самым себя и других.
Ам.6:5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид
Следовательно, к поклонению в духе и истине нужно стремиться. Только через дух и истину можно войти во святая святых, вознеся курения угодные Богу, а все остальное - чуждый огонь.