Пошли бы вы на страдания и смерть ради Христа? Перенесли бы вы преследования, нищету и тюремное заключение ради Христа? Смогли бы вы снести жесточайшие пытки, когда ваше сознание и тело борются со смертью, но уход из этого мира неизбежен? Хватило бы в вас силы воли выдержать это? Держались бы вы исповедания упования неуклонно (Евреям 10:23)? Стояли бы вы без сомнений и без стыда на том, что Иисус - Господь, рискуя своей жизнью и даже жизнью всей семьи? Уже две тысячи лет верные Господу мужчины и женщины подвергаются пыткам и гибнут за исповедание Иисуса Христа своим Богом и Спасителем. "Книга мучеников" расскажет вам об их мужестве и всепревозмогающей вере, о любви ко Христу, о праведниках, перенесших преследования и принявших смерть за веру в Бога.
Джон Фокс родился в Бостоне, в графстве Линкольншир, в Англии в 1516 году, умер 18 апреля 1587 г. Книга, принесшая ему известность, была впервые опубликована в Англии в 1563 г. под названием "События и памятники наших последних и опасных дней". Но более известна она как "Книга мучеников". В течение многих лет ее переиздавали с дополнениями. Хотя популярность "Книги мучеников" в XIX веке снизилась, она имеет большое значение для нас сегодня (это отмечают даже нехристиане), так как содержит значительную информацию об Англии XVI столетия, которую невозможно получить ни из какого другого источника. Даже Уильям Шекспир при написании пьесы "Жизнь короля Генриха VIII" (о событиях 1613 г.) использовал труд Рафаэля Холиншеда "Летопись" (1577 г.) и "Книгу мучеников" Джона Фокса.
Джон Фокс, однако, не предназначал свою книгу для историков: он писал свидетельство о преследованиях Церкви Христа язычниками и теми, которые назывались христианами, но не были таковыми. Это книга о Божьей благодати и христианской верности. Это духовная книга высшей степени значимости, а историческая информация содержится в ней только для того, чтобы указать время, место, людей и обстоятельства. Более 400 лет книга Фокса является памятником мученикам, вдохновляющим наследием и ободрением для Церкви Христа.
"Бландина, молодая христианка хрупкого сложения, о которой думали, что она не сможет перенести пытки, обнаружила настолько великую стойкость, что ее мучители устали от своей диавольской работы. После этого ее с тремя другими христианками подвесили на столбе в амфитеатре, чтобы они стали пищей для диких львов. В ожидании смерти Бландина искренне молилась за своих друзей и ободряла их. Но ни один из львов не прикоснулся к ней, поэтому ее опять бросили в темницу, и так происходило дважды. Последний раз ее вывели вместе с пятнадцатилетним Понтиком. Твердость их веры привела толпу в такую ярость, что не были приняты во внимание ни его юный возраст, ни ее принадлежность к слабому полу, и они прошли через жесточайшие пытки. Бландину порвали львы, затем ее бичевали, после этого завернули в сеть и бросили быку, который бодал ее рогами, обнаженной сажали в раскаленный докрасна металлический стул. Когда Бландина могла говорить, она убеждала всех находящихся с ней рядом укрепиться в вере. Стойко держался до конца и Понтик. Когда палачи Бландины увидели, что не смогут заставить ее отречься от веры, они убили ее мечом."
"Слабый христианин Нихомач был приведен к Оптимусу и получил приказание принести жертву идолам. Нихомач ответил: "Я не могу засвидетельствовать свое почтение диаволу, его должно воздавать только Всемогущему". Он был немедленно подвержен пыткам и вскоре отрекся от Христа. Как только Нихомача освободили, он был охвачен величайшей агонией, упал на пол и умер. Наблюдая за происходящим страшным судом Божиим, Дениса, шестнадцатилетняя девушка из толпы, воскликнула: "О несчастный, ты покупал минутную свободу, а приобрел ужасную вечность!" Это услышал Оптимус и подозвал Денису к себе. Когда она исповедала свое христианство, то была обезглавлена."
"В Римской церкви был' также благочестивый человек по имени Лаврентий, служитель Евангелия, ответственный в церкви за ежедневное раздаяние потребностей (см. Деяния 6:3). Марсианий, стремясь в своей жадности заполучить церковные ценности, потребовал, чтобы Лаврентий рассказал ему, где они хранятся. Лаврентию дали три дня, в течение которых он должен был собрать и принести все ценное правителю. По прошествии трех дней Марсианий потребовал от Лаврентия исполнить обещанное. Тогда Лаврентий простер руки в сторону очень бедных христиан, которые пришли с ним, и сказал: "Вот драгоценные камни Церкви. Они являются сокровищем в Царствии Христа, в них самих обитает Христос. Может ли быть в Церкви что-то дороже людей, в которых обитает Христос?"
Услышав это, Марсианий пришел в сильнейшую ярость и в демоническом бешенстве воскликнул: "Разожгите огонь, не жалейте дров! Этот негодяй осмелился обмануть императора! Убирайтесь вместе с ним, убирайтесь вместе с ним! Бейте его хлыстами, рвите его крючьями, избейте его, размозжите ему голову дубиной! Может ли изменник шутить с императором? Щипайте его раскаленными щипцами, обложите его раскаленными пластинами, принесите самые крепкие цепи и разожгите огонь, принесите железную кровать. Поставьте кровать на огонь и, когда она раскалится докрасна, свяжите руки и ноги изменнику и зажарьте его, испеките его, положите его и переворачивайте. Мучьте его изо всех сил, как только можете, или вы будете замучены сами".
Не успел он закончить свою речь, как начались пытки. После всевозможных истязаний этого кроткого раба Христова положили на раскаленную кровать. Но по провиденью Божьему она была для благочестивого Лаврентия, как будто кровать с периной, он лежал на ней и умирал, словно наслаждался отдыхом."