Только тогда, когда сходит огонь, когда Святой Дух властно изменяет ситуацию, поглощая все, что может гореть, города и страны падут на свои лица и воскликнут: "Господь есть Бог". Прежде, чем мы сможем надеяться на то, что призовем такой небесный огонь, который обратит сердца мужчин и женщин к Господу, подобный огонь должен сперва загореться в наших собственных жизнях. Все плотские качества Божьего народа должны быть рассечены и положены на жертвенник Святого Духа: наша гордость, страх, амбиции, эгоизм, похоть — все это должно быть принесено в жертву, облито слезами и быть готово для сожжения. У меня нет пристрастия к огню, но я убежден, что остаток времени, которое проживет человечество на земле, будет отмечено либо одним огнем, либо другим. Во времена Ноя Бог судил всю землю потопом, "но" Петр говорит нам:
"А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков". (2 Петра 3:7).
Эли Визель, великий писатель, в своей книге "Ночь" изображает последние сцены фашистского Холокоста в центральной Европе. Хотя сам автор и не является верующим, Господу есть много чему научить нас через его откровенное описание тех реальных событий. Сам Визель насильно лишен его семьи, убитой немцами во время той демонической ярости. Они жили в маленьком городе Сигнете в Трансильвании и, поначалу, все на поверхности жизни казалось довольно мирным. Все шло своим чередом.
Целые еврейские общины в Польше, Германии, Авст рии и других местах уже были уничтожены, но эта маленькая деревушка, которая, как казалось, была расположена в безопасном месте высоко в горах, еще не была затронута нацистами. Люди заверяли друг друга, что все нормализуется и нико-гда не дойдет до того, чтобы с ними случилось что-то ужасное. Евреи являются закоренелыми оптимистами; у нас есть вера во что угодно, кроме Бога и Его Мессии Иисуса.
Будучи юношей, автор книги изучал и практиковал Каббалу, древнюю еврейскую мистическую систему, учения которой часто противоположны Божьим заповедям в Писании. Однажды все иностранные евреи были высланы из Сигнета; среди них был эксцентричный наставник Визеля по имени Моше, учивший его тем запрещенным искусствам. Он оказался в плену у гестапо, и в лесах Галиции, в Польше, он стал свидетелем беспредельного беззакония угнетателей. Из-за ранения в ногу его оставили как мертвого, и ему чудом удалось убежать и вернуться в Сигнет.
Он рассказывал каждому то, что сам видел. Он был уже другим человеком. Он больше не делился весело своими кабаллистическими концепциями о Боге со своими старыми друзьями, которые раньше так внимательно его слушали, он больше не мог петь. Его глаза открылись на тайну беззакония, и он мог лишь предупреждать всех остальных о надвигающейся гибели.
Но люди отказались не только верить его историям, но даже слушать их.
"Он просто пытается вызвать к себе чувство жалости. Ну и воображение же у него!" — говорили они. Или даже: "Несчастный человек. Он сошел с ума".
Что же касается Моше, он плакал.
Молодой парень жалел его, и задал этому изгнаннику вопрос, которого может ожидать любой верующий:
"Почему ты так заботишься о том, чтобы люди поверили твоим словам? На твоем месте я не заботился бы о том, поверят мне или нет...".
Моше закрыл глаза, как будто хотел убежать от времени.
"Ты не понимаешь," — сказал он в отчаянии.
"Ты не понимаешь. Я чудом остался жив. Мне удалось добраться до этого поселка. Откуда у меня взялись для этого силы? Я хотел вернуться в Сигет и рассказать вам историю своей смерти, чтобы вы могли приготовить себя, пока у вас есть еще время. Жить? Я больше не придаю никакой важности своей жизни. Я один. Нет, я только хотел вернуться ипредупредить вас. Но смотри что получается, никто не слушает меня...".
Признаки продвижения немецкой армии становились все ощутимее, но никто не признавался себе в этой реальности. Звучало множество блестящих успокоительных фраз: "Немцы не доберутся до нашего поселка. Они останутся в Будапеште. Для этого есть стратегические и политические причины...". Но вскоре на улицах этой деревушки появились немецкие военные машины. Вид солдат в стальных касках с эмблемой в форме черепа вызвал у жителей огромное смятение, но прошло немного времени, и их оптимизм вновь ожил.
"Фашисты уже были в деревне, они уже были у власти, приговор евреям уже был провозглашен, однако евреи Сигнета продолжали улыбаться." (цитата из книги Визеля, стр. 19)
Есть реалистичный оптимизм, исходящий из личного знания милосердного действия любящего Бога, и особенно во времена великих испытаний. Однако оптимизм, присутствующий у евреев Сигнета происходил из-за их отказа признать ужасную опасность, нависшую над ними как в физическом, так и в духовном отношении. Традиция, Каббала и все положительное мышление мира не может занять место Того, Кто единственный, Кто может примирить отчужденных с их Творцом.
Каждый еврей Сигнета был помечен желтой шестиугольной звездой и приведен в гетто. Затем, в одну ночь было произнесено ужасное слово: депортация. Каждый человек должен был собраться на улице утром, имея при себе лишь вещь-мешок с личными принадлежностями. Все остальное было приказано оставить. Всевозможные унаследованные фамильные вещи, ценности и украшения были торопливо закопаны в землю, чтобы потом их можно было отыскать, и многие старинные владения были просто оставлены на улице. Внезапно они потеряли всякую ценность.
Под ударами дубинок венгерской полиции эта несчастная группа людей была отведена в гетто меньшего размера. Над пропастью глубокого горя и страха продолжали звучать оптимистические возгласы.
И вот что видел Визель:
"Эти оптимистические речи, в которые никто не верил, помогали убить время. Несколько дней, которые мы прожили здесь, прошли довольно спокойно. Люди были лучше расположены друг к другу. Больше не возникали вопро-
сы, связанные с богатством, социальным различием и важностью, были только люди, приговоренные к одинаковому року — пока что неизвестному нам".В субботу эта утомленная группа людей шла на железнодорожную станцию. Дети крепко прижимались к уставшим ногам своих родителей. На станции их ожидал состав
из вагонов, в которых обычно перевозят животных и, подобно животным, их затолкали, по восемьдесят человек в каждый вагон. За закрытыми дверями вагонов практически не было ни воздуха, ни воды, ни пищи, жара была невыносимой. Тела людей были прижаты друг к другу, в вагонах было настолько тесно, что никто из людей не мог даже упасть на пол. Поезд качаясь шел через различную местность, и в течение трех дней эти люди пытались глотать воздух в кромешной тьме вагонов.
Автор пишет: '
"Не обращая внимания ни на какие социальные ограничения, люди открыто отдались инстинкту; воспользовавшись темнотой, они начали спариваться, не заботясь ни о ком другом, как будто они были одни на целом свете. Остальные притворялись, что ничего не замечают.
Картина этого конкретного исторического события является наиболее точным духовным описанием текущего состояния человечества, которое мне когда-либо доводилось видеть. Весь мир закрыт в темных коровьих вагонах, и занимается безумным неудержимым блудодейством, мчась по рельсам к своей собственной погибели, будучи полностью слепым к тому' факту, что он идет к погибели из-за своего отказа видеть.
В этом вагоне для животных была пятидесятилетняя женщина по имени мадам Шактер. Непроизвольно она упала на маленькое решетчатое окно и вдруг среди монотонного стука колес раздался ее пронзительный жуткий крик: "Огонь! Я вижу огонь! Я вижу огонь!" Никто не хотел слышать эти слова. Ей закрывали рот и били в тишине, но каждый раз, она вновь оживала и кричала: "Смотрите, огонь! Повсюду пламя, пламя!" Мужчины выглядывали через окошко, но ничего не видели кроме темноты. Эта мучавшаяся женщина погружалась в состояние, напоминавшее кому, ивсе остальные пытались заснуть, когда вдруг, вновь: "Огонь! Печь! Посмотрите туда!" И вновь они смотрели в окошко, но ничего не видели кроме ночной темноты.
В то время, как этот поезд въезжал в Аушвиц, мадам Шактер тихо сидела в углу. Все остальные решили, что она безнадежно сошла с ума. Вдруг, те, кто смотрели через окошко, в ужасе закричали: "Евреи, смотрите! Посмотрите через окно! Пламя! Смотрите!"
Из высокой башни исходили языки пламени, и черное ночное небо пропиталось ужасным запахом горящей плоти.
Мое сердце сильно сопереживало Визелю после того, как я прочел эту мощную книгу. До сего дня меня не оставляют ее живые образы, и я делился ими со многими собраниями людей. Зимой 1975 года я посетил презентацию, которую автор дал в синагоге в Нью Джерси; это было событие, которое я так сильно ждал в течение нескольких месяцев.
Я получил огромное впечатление. Он был очаровательным, красноречивым, простым и образованным; говоря вкратце, он был самым прекрасным выражением того, что еврейская жизнь и культура может гуманистически произвести в человеке. Сидя за столом на сцене, он не произносил какой-либо формальной запланированной лекции, но на протяжении всего вечера он отвечал на вопросы с находчивостью и обаянием, которые были целым пиром как для ума, так и для духа.
В своей речи, он упоминал о своей любви к Писанию, которое он читает ежедневно. Он добавил, что несколько раз в неделю он также ходит на занятия по изучению Талмуда к одному ортодоксальному раввину. Господь не дал мне возможности задать ему вопрос публично, но в конце собрания я все же подошел к нему и спросил: "В какой степени ваше изучение Писаний дало вам понимание причины Хо-локоста, с которым вы напрямую связаны как ведущий еврейский литературный персонаж? Особенно я имею в виду суд, о котором Бог говорит в последних главах книг Левит и Второзаконие ".Он вкратце ответил: "Я не связываю холокост с судом Божьим".
Услышав этот ответ, во мгновении ока, я увидел в нем откровение полного провала гуманизма в его лучшем проявлении справиться с самой большой трагедией нашего века (аследовательно и со всеми трагедиями, касающимися человеческой жизни). Поэтому подход этого автора к Холокосту 2-й мировой войны, описанному в прекрасной литературной форме, делается еще более сентиментальным и уродливым.Визель не показал хоть сколько-нибудь больше способности определить истинное и полное значение этого уничтожения евреев, чем любой другой человек, бравшийся за это дело до него. Я увидел трагедию моего народа, воплощенную в этом человеке; его открытость и честность как повествователя-очевидца не дали ему способность получить полное откровение Божьего суда и, следовательно, Самого Бога таким,каким Он в действительности является! В свете того факта,что мы отказываемся смотреть на Бога во всей Его полноте
наша самая великая литература становится эксплуатацией наших страданий и "вся наша праведность как запачканная
одежда" (Исайя 64:).
Подобно самому Визелю, Моше и мадам Шактер были пассажирами, которым было дано ужасное откровение зла, но которые не знали Христа и Его победы над злом. Их послание было истинным, но оно было невыносимо неполным и незавершенным. Не было никакого реального основания для надежды. В буквальном смысле, их жуткие пророчеств» о неминуемой гибели были противоположностью огромной части современных евангелизаций. Мы проповедуем дешевое спасение, полное чудесных наград, но мы не полностью правдивы, когда упускаем реальность ада, горящего неугасимым огнем, реальность вечного горения души.
Нас предупреждали такие люди как Чарльз Финей, что если мы лишимся истинного понимания ада, Божьего суда, церковь станет безнадежно немощной в своем свидетельстве этому миру. Если народ Божий относится к этим реальностям как к обыкновенным "доктринам" и сам не имеет благоговейного ощущения того огромного огня, который сойдет на землю и вечного горения и мучения человеческой души, тогда люди коллективно становятся бесплодной, бескровной тусклой церковью — позором на поверхности земли. Проповедование чего-либо меньшего, чем полная истина Бога, не может дать жизни.Говорить о грядущем вскоре Божьем суде не является чем-то вежливым. Насколько это является оскорбительным и безыскусственным.
Будучи самоуверенным атеистом, я смело смеялся над плакатами, на которых было написано: "Покайтесь! Ибо день Господа при дверях!" После моего обращения, все поменялось местами. То, над чем я раньше смеялся с таким презрением, я принимаю сейчас очень близко к сердцу, и то, что я раньше считал таким глубоким и весомым, кажется мне сейчас старыми бабьими баснями.
Меня уже тошнит от всех наших разговоров о "принятии" Иисуса.
"Эй, почему бы тебе не принять Иисуса? Почему бы не быть вежливым и не оказать Ему этой небольшой услуге? Польза от этого очень велика. У тебя будет хороший приятель. Он найдет для тебя подругу и поможет тебе в бизнесе. Почему же тебе не принять Его сейчас? Он же так долго ждал тебя со шляпой в руке".
Из-за того, что мы исключили огонь из наших проповедей, мы обессилили благодать, о которой мы так легко говорим. Жизни людей не изменились. Многие "спасены", но очень немногие "обращены" от своего эгоцентрического существования!
«И сказал им Илия: схватите пророков Павловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их. И отвел их Илия к потоку Киссону, и заколол их там ".
(3-я Царств 18:40).
Невидимый огонь, произведший очищение в сердце Илии дал ему способность призвать огонь на землю с небес. Не может оставаться никаких сомнений о связи между этим пожирающим пламенем и Всемогущим Богом. Сердце народа действительно было обращено к Господу. Однако пророки Ваала не пали на лица перед славою Божьей, но продолжали стоять в своем упрямом упорстве. Небесный огонь, действовавший как спасение по благодати в сердцах покаявшихся Изралитян, был в то же самое время окончательным пробным камнем суда тех, кто утвердился в своем беззаконии.
Когда такие люди как Финей выходили на исполнение своего небесного задания, целые города спасались и поворачивали в противоположную сторону. Люди хватались за колонны церковного здания из страха, что упадут сквозь пол прямо в преисподнюю, и ощущали как языки адского огня лизали их ноги, когда в силе Святого Духа проповедовались намерения Божий. В свете этого вечного горения, огромная необходимость в Божьем милосердном прощении становилась очевидной. В сердцах людей горел один всегда актуальный вопрос:
"Как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении?"(Евреям 2:3).
Люди корчились и падали со своих мест, и Финей не спешил подымать их, утешать и отсылать домой с нежными словами. Он позволял им корчиться от боли там, и их уносили с собрания в таком состоянии, в котором они продолжали оставаться днями, пока не пробивались к Богу и не вкушали благость, ведущую к покаянию. Те люди понимали безграничную благость Его спасения, получали богатства Его совершенной любви, и обращались к неизреченной святости Его путей.
Насколько отличается от этого картина нашего обычного положения в современном христианстве! Некоторые евангельские "отчаянные" проповедники прилетают из другого города, их встречают в аэропорту, и мигом везут в гостиницу. Там им дают время, достаточное лишь для того, чтобы умыть свое лицо, а затем сразу же выводят на сцену в церкви. Он пожимает руку служителя, его представляют в течении пяти минут, он делает свое дело, получает за это деньги, едет домой — а мы надеемся на то, что некоторые люди могли "принять" Иисуса.
Мы призваны, не в меньшей мере чем Илия, к тому, чтобы во всем быть покорными Духу Господнему, дабы сердца людей были обращены к Божьему святому пути. Подобно ему, мы не можем упускать из нашей проповеди огонь, ибо идти на компромисс с Божьей истиной во всей ее полноте значит сделать подделку под Божью любовь.
Любовь не избегает своего долга предупреждать погибающий мир обо всем, что Бог ясно утвердил в Своем Слове. Полуистины Моше и мадам Шактер не имели силы обратить душу, то же самое касается и того подслащенного товара, который продается современной религией. Достаточной будет только полная истина:
"Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не останется у них ни корня, ни ветвей.
А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; И будете попирать нечестивых , ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступле ниям дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием". (Малахия 4:1-6).