Вот десять признаков того, что можно назвать «харизманией».
Как верующий с пятидесятническим опытом, начиная с 1978 года, я видел не только много истинных проявлений Господа, но и плотские подделки под них. К сожалению, многие христиане не видят различий между тем, что истинно приходит от Господа, и тем, что от человека.
Моя бабушка более 50 лет была пастором классической пятидесятнической испаноязычной церкви. Благодаря этому опыту я могу понять некоторые пятидесятнические истоки и практики. В целом, классические церкви Пятидесятников (в каждой этнической группе, которую я встречал: итальянцы, испанцы, афроамериканцы, русские и другие) были очень строги в том, что касалось внешних проявлений святости. До такой степени, что многие из нас назвали бы их законниками. (Например, женщинам не разрешается носить брюки, делать макияж и стричь волосы. Нельзя ходить в кино, танцевать и развлекаться. Даже у мужчин есть строгий дресс-код, который предписывает носить галстук и костюм.)
Из пятидесятнического движения в 1960х – 1970 годах родилось харизматическое движение. Через него традиционные церковные деноминации получили второе благословение (крещение Святым Духом), подтверждающееся говорением на иных языках.
По причине законничества, с которым ассоциировалось слово «пятидесятник», многие евангельские церкви, относящиеся к этой деноминации, стали называть себя «харизматами» для того, чтобы описать свой опыт Пятидесятницы, который включает говорение на языках, веру в чудесные исцеления и освобождение от власти демонов.
В то же время в последние 10 лет я был свидетелем столь многих крайностей в некоторых харизматических кругах, что иногда сам также чувствую себя некомфортно, используя этот термин для описания своей склонности к Пятидесятничеству. Вследствие этого я чаще использую термин «евангельский», описывая собственное выражение христианства, поскольку и термин «пятидесятнический», и «харизматический» влекут за собой цепочку определенных ассоциаций.
Классический харизмат и/или пятидесятник, согласно моему определению, — это человек, который принял Христа как Господа и Спасителя, который опирается на Слово Божие как на окончательный авторитет и который верит в проявления Духа Божия так, как это описано в 1 послании Коринфянам 12:4-8, а также в дар говорения на языках (1 Кор. 12:2,4).
Харизматы и пятидесятники также должны регулярно прислушиваться к голосу Господа внутри своего духа, который дает им мудрость (в противоположность некоторым евангельским фундаменталистам, которые верят, что Бог говорит только через написанное в Библии).
Есть и другие черты классических харизматов или пятидесятников, которые я мог бы описать при наличии времени.
С течением времени некоторые из представителей этого движения в своем харизматическом опыте стали настолько субъективны, что приняли чуждый огонь и создали плохую репутацию всему движению. Я понимаю, почему известный евангелист Джон МакАртур проводит своеобразную конференцию, посвященную теме «чуждого огня» и связанную с харизматическим движением. Но я скептически настроен к критике, которую высказывает человек, изначально настроенный против движения Пятидесятников. (Я также скорее предпочту иметь «чуждый огонь», чем не иметь огня вовсе!) Я лучше послушаю практикующего харизматика или пятидесятника. Следовательно, тема моей сегодняшней статьи – 10 ошибочных убеждений или практик харизматического движения.
10 признаков того, что вы вовлечены в харизманию, или иными словами являетесь харизманьяком.
(Большинство знакомых мне харизматов не верят и не практикуют ни одно из этих утверждений).
1. Вы ставите пророчества и дополнительные учения о Библии на тот же уровень, что и написанное Слово Божие.
Исаия 8:20 говорит, что если то, что мы говорим, не соответствует Слову Божию, то в нас нет света. Второе послание к Тимофею (3:16) учит нас, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Писание – это правило нашей жизни и наивысший стандарт для выявления истины.
К сожалению, некоторые из движения харизматов скорее слушаются личных пророчеств и сверхъестественных видений, чем Писания. Я знал людей, которые записывали пророчества, сделанные «известными» пророками и – не помолившись об этом и не сравнив их с Писанием или не спросив совета у более опытных лидеров – сразу применяли их в жизнь, как будто эти пророчества они получили из Библии.
Есть и другие, которые, кажется, ежедневно получают видения и сны от Господа, ведущие их. Я верю в то, что Бог может говорить через видения и сны. В то же время мы должны быть осторожны, потому что Сатана может прийти в обличии ангела света (2 Кор. 11:14) и обмануть наивных, которые думают, что пережили встречу с Богом только потому, что у них был сверхъестественный опыт. Павел говорит, что даже если с небес явится ангел и будет проповедовать иное евангелие — да будет ему анафема (Гал. 1:8).
Самое верное пророческое слово исходит из боговдохновенных писаний канонических книг Ветхого и Нового Заветов. Именно они должны быть нашим маяком в жизни (2 Петр. 1:19-20). И именно их надо использовать для проверки всех других пророчеств. Если же пророчество или сверхъестественное видение не противоречит Писанию, мы все равно должны молиться и получить личное свидетельство от Господа нашему духу, а также совет от зрелых лидеров церкви в том, действительно ли полученное нами пророческое слово или видение — особенное водительство от Господа (Мы не всегда можем получить непосредственное водительство из Писания, а скорее главные принципы и установки).
Дабы не давать повода позлорадствовать моим нехаризматичным друзьям, позвольте мне сказать, что полностью объективных людей на свете не бывает и быть не может. Все мы субъективны, даже не-харизматы, которые верят что Господь говорит с нами исключительно через Библию. Во всей Вселенной лишь один Бог поистине объективен, поскольку лишь Он один неподвластен влиянию времени, пространства и окружения. Даже фундаменталисты-кессационисты (те, кто верят, что дары Духа и говорение на языках прекратились после церкви первого века) тоже субъективны, поскольку верят в то, что они спасены потому, что в них есть «свидетельство Духа» о том, что они дети Божии (Рим. 8:16).
Так как мы не можем избежать субъективности, как же тогда нам определять библейскую истину? Есть только один способ знать истину — верить, что Святой Дух ведет нас и наших лидеров к явлению всякой истины, в то время, когда мы исследуем Писания, а также тот факт, что мы должны читать о том, как в течение прошлых времен церковь исторически толковала Слово. И тогда, если мы видим согласие евангельской церкви в толковании Писания или библейской истины, мы можем быть уверены в том, что Святой Дух открыл эту истину Своему народу.
2. Вы вслепую следуете за харизматическими лидерами.
Это утверждение может касаться как харизматов, так и не-харизматов. Но я буду говорить о харизматическом движении, поскольку сам являюсь его членом.
Я видел слишком много верующих, вовлеченных в следование учению харизматических лидеров, даже если эти лидеры вели аморальный образ жизни. Некоторые из них поддерживали политиков, выдвигавших анти-библейские законы. И верующие не только слушали их, но и голосовали, как они! Были и такие, которые совершенно не по-библейски разводились и снова вступали в брак или жили расточительной, роскошной жизнью без подотчетности кому-либо.
Но поскольку у них есть «харизма», они движутся дарами Духа и обладают помазанием как проповедники, люди следуют за ними, не задавая вопросов! Многие церкви переродились в культ личности, и ими руководят харизматичные лидеры, которые могут проповедовать откровенную ересь, а большая часть церкви будет продолжать восклицать аминь и аллилуйя.
В Судный день каждый из нас ответит перед Господом за свою жизнь, свою семью и свое призвание. И мы не сможем оправдаться тем, что нас увлекли ложные лидеры. Ведь это мы сами не уделили время изучению Писания и поиску Бога.
3. Вы приходите в церковь и ищете чего-то, помимо Иисуса.
Многие в харизматических церквях приходят на служения, чтобы «почувствовать» присутствие Бога, потому что им это очень нравится. Все это хорошо и вполне нормально для недавно уверовавших. Но для того, чтобы попасть туда, куда мы желаем, нам надо узнать личность Бога, а не просто чувствовать Его присутствие. (Например, если я хочу узнать сердце моей жены, то мне недостаточно ощущать запах ее духов или чувствовать ее объятия). Только когда мы знаем Бога (Иоанн 17:3), мы можем рассказать о Нем.
4. Вы полагаете, что странные движения и проявления — неотъемлемая часть проявлений Духа.
В некоторых общинах пятидесятников и харизматов (в том числе и классических церквях Пятидесятников) имели место так называемые движения пробуждения или обновления, участники которых полагают, что на человека сошел Святой Дух, потому что он начинает кричать, дергаться в конвульсиях, лаять, как собака, квохтать как курица, танцевать в Духе, бегать, кружиться и т.п. Когда я впервые проповедовал в классической церкви Пятидесятников, то подумал, что с кем-то случился эпилептический припадок. Но мне объяснили, что на этих людей сошел Святой Дух.
Я уверен, что Святой Дух иногда сходит на нас так, что наше тело, эмоции и физиология очень сильно реагируют на непосредственное присутствие Господа (со мной это случалось несколько раз). Но я также убежден, что многие просто стараются изобразить движение Божье. И это не более чем пятидесятнические штучки и дела плоти.
Бог не обязан действовать таким лишь образом для того, чтобы говорить с нами и сходить на нас. Самые яркие мои переживания присутствия Христа происходили, когда Он говорил со мной тихим, нежным голосом (3 Царств 19:11-13) во время личной молитвы или поклонения Ему в течение дня.
Мне кажется, что иногда неокрепшие люди, в своем рвении по Богу, поддаются своим эмоциям и демонстрируют странности во имя Господа, хотя это не более, чем дела плоти (которые, в некоторых случаях, могут быть и демоническими). Более того, я видел, как целые церкви праздновали эти странные явления как сошествие Господа. В результате они только привлекали людей, склонных к таким харизматическим крайностям, из других церквей, но практически не имели плода в виде покаявшихся неверующих.
5. Для вас важно погрузиться в Дух, а не наполниться Духом, чтобы свидетельствовать.
Согласно Деяниям 1:8, главное значения крещения Духом — стать способным свидетельствовать о Воскресении Христа. То есть сила Духа направлена на служение, а не на самого себя. Многие харизматы полагают, что Дух сходит на них, чтобы они почувствовали себя хорошо, и всё, чего они хотят, — прийти в церковь, чтобы «погрузиться в присутствие Бога». Но моя Библия учит меня, что каждый раз, когда человек встречается с Богом, Бог отправляет этого человека на служение для Своего царства. (Например, Моисей и горящий куст в книге Исхода 3; Исайя 6; Иезекииль 2:1-3; Павел в Деяниях 22:14-15).
Книга Деяний также может быть названа книгой Святого Духа, поскольку Дух активно действует в каждом аспекте церковного служения. Фокус книги Деяний — на делах, а не на чувствах и даже не на учении! Ее называют не книгой теорий, но книгой Деяний по вполне определенной причине! Даже когда церковь Антиохии совокупно прославляла Господа, Святой Дух отправил двух лучших её лидеров проповедовать Евангелие (Деяния 13:1-2).
Харизманьяки сосредоточены на себе, на том, чтобы погрузиться в Дух, а не на том, чтобы быть посланными Богом на служение!
6. Вы — мистики, и не практики.
Библия — самая практическая книга на свете, рассказывающая о служении на земле. Это не книга о небесах или мистическом опыте. Когда мы думаем о небесном, мы стоим на земле (Кол. 3.1-3).
В жизни же у харизманьяков — постоянные переживания и ощущения, интерпретации чисел, закономерностей, снов и видений. Они спиритуализируют все до такой степени, что уже почти ничего не делают на земле! Любой духовный или мистический опыт, который не приводит меня к лучшему познанию Бога или не готовит меня для того, чтобы служить Ему лучше в этом мире, — пустая трата времени и не достоин моего внимания.
7. Вы заявляете, что общаетесь со святыми на небесах.
Я слышал о некоторых церковных лидерах, которые заявляли, что беседовали с ветхозаветним патриархом Авраамом и апостолом Павлом, и другими святыми древних времен. Это очень опасно и может привести к еретической традиции поклонения святым, принятой в Римско-католической церкви. 1 послание к Тимофею 2:5 говорит, что есть только один посредник между человеком и Богом: человек Иисус Христос. Мне не надо говорить с Павлом, Марией, Авраамом и другими святыми из прошлого. Иисус помазан Святым Духом, чтобы вести нас ко всякой правде и открыть ее нам (Ин 14:26; 16:14). Даже апостол Павел не может быть лучше Святого Духа.
8. Вы постоянно говорите о явлениях ангелов.
Однажды меня попросили провести телевизионное интервью с женщиной, которая называла себя «Ангельская Леди». Я отказался, поскольку не хотел, чтобы мое имя ассоциировалось с этой чушью. Помимо этого, я не смог бы играть роль радушного хозяина, а наоборот, стал бы задавать ей много неудобных вопросов, чтобы проверить ее взгляды и выставить ее пред публикой в неудобном виде.
Меня не надо учить, как связаться с моим «ангелом-хранителем». Единственный ангел, которого я хочу знать, — это Ангел Господень, который ополчается вокруг боящихся Его (Пс.34:7), о котором многие толкователи говорят, что это — никто иной, как сам Иисус Христос.
Хотя я знаю, что ангелы идут впереди меня, когда я делаю работу для царства Божия, — не моя это задача, знать их или давать им приказания. Слово Божие учит меня возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр 3:18) и никогда не наставляет меня в том, что я должен узнать моего ангела-хранителя. Это заблуждение может привести к поклонению ангелам, которое нас дисквалифицирует, как говорит апостол Павел (Кол. 2:18)! Хотя в послании к Евреям (1:4) говорится, что ангелы посланы, чтобы служить верующим, Псалом 91:11 учит нас, что ангелами повелевает только Господь, но не я. Давая приказания ангелам, я нарушаю порядок молитвы, который учит нас во всякой нужде обращаться к Отцу во имя Иисуса (Ин. 16:23-24). Библия ничего не говорит о верующих, которые разговаривают или дают указания ангелам. Господь — Бог Вседержитель и Он лучше знает, как командовать Своей армией ангелов!
9. Вам недостает библейской глубины и доктринальной прочности.
Только немногие подобны святым из церкви в Верее, которые исследовали Писание, чтобы удостовериться, действительно ли апостол Павел говорил правду (Деяния 17:11).
Харизманьяками управляют эмоции, субъективные чувства и очень редко — серьезное изучение Библии! Чем меньше ваши познания Слова Божьего, тем менее вы способны распознать, от Господа или от дьявола приходящие вам мысли и образы (2 Кор. 10:3-5). Соответственно, харизманьяки крайне восприимчивы влиянию лжеучений и лжепророков, которые могут увлечь их ложными знамениями, чудесами и небиблейскими учениями (2 Кор. 11:13-15).
Иисус сказал религиозным лидерам Своего времени, что они заблуждаются, поскольку они не знают ни Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29). Я думаю, что Иисус первым упомянул Писание, поскольку Писание обрамляет наши, подчас очень мощные, духовные переживания и мы можем иметь верное различение! Нет Писания — нет различения, а если нет различения — значит есть потенциальное обольщение.
10. Вы независимы от Тела Христова, поскольку вас «ведет Дух».
Я знал некоторых харизманьяков, которые не связаны ни с одной из местных церквей, а просто переходят из одной церкви в другую, поскольку, как они сами говорили мне, «их ведет Дух». Такие люди никогда не достигнут зрелости в Господе, потому что, подобно семенам, мы должны быть посажены в земле, чтобы достигнуть зрелости (Пс. 91:14 говорит, что тот, кто посажен в доме Господнем, будет процветать!). Даже Иисусу было необходимо тело для того, чтобы осуществить Его миссию (Еф. 1:22-23). Те, кто не входят в поместную церковь, подобны человеку, который отрезает себе руки и надеется, что они будут действовать сами по себе.
В заключении хочу добавить, что большинство верующих харизматов/пятидесятников, которых я знаю, любят Господа. Это именно те церкви, которые расширяют всемирное Христианство. Без харизматически-пятидесятнического лагеря церковь была бы мертва и находилась бы сейчас на пути к исчезновению.
Моя задача, в написании этой статьи, не «выплеснуть с водой и ребенка», но призвать церкви принять истинное назначение Пятидесятницы (Деяния 1:8) и отвергнуть безрассудство, которое только препятствует приближению Царства.
Джозеф Маттера посвятил свою жизнь церковному служению в 1980 году. В настоящее время он является председательствующим епископом Коалиции Завета Христа (Christ Covenant Coalition) и наблюдающим епископом в Церкви Воскресения в Нью-Йорке, мультинациональной конгрегации, в которую входят верующие более 40 национальностей. Эта церковь успешно вырастила много лидеров и служителей в Нью-Йорке и за его пределами.
Автор — Joseph Mattera / charismanews.com
Перевод — Нана Рубина для ieshua.org
|