Молитвенное собрание на Фултон-стрит, Harper's Weekly, 30 сентября 1871 года christianhistoryinstitute.org
На то первое полуденное молитвенное собрание на Фултон-стрит в Нижнем Манхэттене пришли шесть человек, и они опоздали. Это было нормально, поскольку лидер пригласил людей заходить, когда они могли, на пять-десять минут, если позволяло их расписание. Этот лидер, бывший бизнесмен по имени Иеремия Ланфир (1809-1898), не мог предположить, что полдюжины молящихся 23 сентября 1857 года положат начало широкомасштабному пробуждению.
Приглашающая община
Северо-Голландская реформатская церковь столкнулась с проблемой, которая часто преследовала городские церкви: прихожане разъезжались. Район становился активным деловым центром, но большинство работников жили в другом месте. Иммигранты, переехавшие в этот район, не имели никакого отношения к этой церкви. В результате посещаемость воскресных служб сократилась.
Церковь наняла Ланфье в качестве помощника. Он не был рукоположенным священником, но жил неподалёку, занимался бизнесом и стремился быть полезным. Приятный, энергичный человек, он посещал многоквартирные дома в этом районе, но испытывал трудности с привлечением иммигрантов в церковь. Затем он обратил внимание на представителей деловых кругов. Придут ли они на простое молитвенное собрание, которое состоится в полдень в будний день? Он забронировал помещение на третьем этаже церкви и напечатал рекламные листовки для представителей всех конфессий. Это была бы просто молитва и несколько гимнов — никакой проповеди.
На второй неделе молитвенного собрания Ланфье посетило 20 человек. На следующей неделе - более 30. А затем, выражаясь современным языком, это стало вирусным.
Кризис помог
14 октября 1857 года Соединённые Штаты столкнулись с самой серьёзной финансовой паникой за всю историю. События в Европе вызвали колебания цен по всему миру, которые больно ударили по американским фермерам. Железнодорожный бизнес пришёл в упадок, что привело к убыткам для многих, кто вложил значительные средства в этот сектор. Крупная страховая компания в Нью-Йорке обанкротилась, что привело к другим крахам. Экономический бум 1850-х годов быстро закончился, и это заставило многих бизнесменов Нью-Йорка молиться.
Внезапно количество приходящих помолиться людей от количества в 6, 20 или 30 человек увеличилось до сотен. Молитвенные собрания на Фултон-стрит стали проводиться ежедневно, в нескольких залах, чтобы вместить толпы людей. Вскоре для подобных дневных собраний открылись и другие церкви. К весне около 10 000 человек собрались по меньшей мере в 20 церквях и молодёжных клубах по всему Нью-Йорку, и идея быстро распространилась по Соединённым Штатам и Канаде.
В какой-то момент стало очевидно, что это была не просто тактика роста церкви, но и духовное движение — полномасштабное пробуждение. Руководители церкви в Филадельфии сообщили, что на молитву приходило более 3000 человек, и они построили для них огромную палатку. В отчёте из Гамильтона, Онтарио, указано, что более 300 человек обратились в веру на собраниях в этом городе. Когда в театре в Чикаго собралось 2000 человек для молитвы, местная газета сообщила о последствиях этого пробуждения:
их можно увидеть во всех сферах жизни, они ощущаются во всех слоях общества. Торговцы, фермеры, механики... стремятся к лучшему, к более упорядоченному и честному образу жизни.
Ажиотаж поутих с началом Гражданской войны в 1861 году, которая прервала и часто разрушала жизнь по всей территории Соединённых Штатов. Тем не менее, это Бизнесменское пробуждение оставило неизгладимый след, проложив путь для будущих движений, основанных на молитвах.