На дворе 1530 год. Протестантская мысль, подобно торнадо, проносится по европейской территории, которая мало изменилась за тысячу лет. Застигнутый бурей, влиятельный город Страсбург (ныне во Франции) охвачен теми же страхами, что бушуют в Германии и Нидерландах. Всё готово для революции. Меховщик Мельхиор Хоффман поднимается на кафедру, чтобы произнести очередную из своих пламенных апокалиптических проповедей. Вот-вот явится "Новое Откровение".
Ранее в том же году этот популярный проповедник спонтанно начал перекрещивать взрослых. Его независимое мышление выходило далеко за рамки того, что предполагал Мартин Лютер, но оно быстро собрало множество последователей в Нидерландах.
Хотя историкам трудно точно определить истоки анабаптистского движения из-за его одновременного возникновения в нескольких местах, большинство сходится во мнении, что проповедь Мельхиора Хоффмана была наиболее значительным фактором в становлении радикального крыла Реформации. Его акцент на буквальном Тысячелетнем правлении Иисуса Христа на земле поразил воображение анабаптистского движения.
Лютеране, кальвинисты и англиканские реформаторы отвергали миллениализм как “невежественную” и “злонамеренную” спекуляцию. В Тридцати девяти статьях, Аугсбургском и Вестминстерском исповеданиях не упоминалось о буквальном Тысячелетнем царствовании Христа. Однако в Страсбурге всё было иначе, поскольку воображение Хоффмана было захвачено двадцатой главой Откровения и ожиданием буквального, неминуемого наступления физического Царства Божьего.
Со всем пылом и яростью проповедника пограничного возрождения Хоффман провозглашал свои вдохновенные образы и видения. Прихожане уже знали, что эпоха подходит к концу; он убедил их, что Конец близок. Личная харизматическая аура Хоффмана придавала ему неукротимую силу. Вершиной его новаторских заявлений было т
...
Читать дальше »