Одна из интересных особенностей Августина Гиппонского, знаменитого североафриканца, принявшего христианство в 386 году н.э., заключается в том, как и почему он изменил свои взгляды за 45 лет своей писательской карьеры христианина. Возможно, самое значительное изменение, внесённое им в "Град Божий", величайшее произведение Августина. На его написание (около тысячи страниц в современных переводах) у него ушло двенадцать лет.
Там, в книге 22, Августин излагает своё зрелое понимание “Тысячи лет” из Откровения 20:3-6. Его новая позиция, которую часто называют амилленарной, стала точкой зрения большинства христиан на Западе, включая реформаторов, почти на полтора тысячелетия.
Тысячелетие сейчас
Августин ранее придерживался взглядов большинства ранних христиан, которые были известны как хилиазм (от греческого слова "тысяча лет"). Он перевёл это на латынь как "милленаризм".
Итак, в “Граде Божьем” Августин рассматривал тысячелетие, описанное в Откровении 20, не как какое-то особое будущее время, а как "период, начинающийся с первого пришествия Христа", то есть эпоху христианской церкви. На протяжении всего этого века святые царствуют со Христом — не во всей полноте грядущего царства, уготованного для тех, кого благословил Бог Отец, но “каким-то другим и гораздо худшим образом”.
На самом деле, по словам Августина, если бы народ Божий сейчас не царствовал со Христом, церковь не была бы царством Христовым, царством небесным (хотя он и различает различные значения слова "царство" в Писании).
Так что же насчёт зла, с которым люди сталкиваются в царстве Христа? Августин сказал: “дьявол связан на протяжении всего периода, от первого пришествия Христа до конца света, который
... Читать дальше »