Когда автор Второго Послания Петра утверждает, что в писаниях Павла есть некоторые отрывки, которые “неудобовразумительные” (2 Петра 3:16), легко предположить, что он имел в виду 1 Тимофею 2:13-15. Этот отрывок обсуждался и анализировался более интенсивно, чем почти любой другой текст в Библии.1 Вместо того чтобы рассматривать все предложения и возможности, я постараюсь сосредоточиться на центральных вопросах и попытаюсь понять суть отрывка в рамках ситуации, о которой говорит Павел.
Поскольку 1 Тимофею 2:13 начинается с соединительной частицы “ибо...”, ясно, что следующие предложения являются продолжением предыдущих. Таким образом, этот текст содержит библейские размышления Павла, которые дают обоснование его запрету на преподавание женщинам и узурпацию власти в церкви (1 Тим. 2:11-12), рассмотренному в предыдущей главе.
Результатом этой дискуссии стало то, что Павел обращался к проблемам ереси в церкви в Эфесе и что женщины в этом собрании были сильно увлечены этими лжеучениями или были их ярыми сторонницами. Их учение привело к тому, что они подвергли сомнению и отвержению общепринятых в культуре норм и ролей мужчин и женщин, что создало трудности для этой молодой общины в её социальном контексте. Павел обеспокоен тем, что это подрывает их свидетельство об истине Евангелия. Он заботится о “благочестии” (1 Тим. 2:9, 15), то есть о социально приемлемом поведении; с возможностью впасть в “нарекание” в глазах посторонних (1 Тим. 3:7); и не давать “никакого повода к злоречию” (1 Тим. 5:14; 6:1).
Ограничительные наставления Павла в отношении женщин следует понимать в контексте данной конкретной исторической ситуации. Поэтому их не следует понимать как божественные императивы, применимые повсеместно ко всем женщинам во всех культурных контекстах и исторических обстоятельствах. Ско
... Читать дальше »