Джон Д. Рокфеллер и Дуайт Л. Муди, родившиеся с разницей всего в два года, оба были нетерпеливыми людьми. Рокфеллер не мог вынести хаоса, царящего в нефтяной отрасли, и её неустойчивых колебаний цен. Муди не мог смириться с мыслью о миллионах мужчин и женщин, живущих и умирающих без Иисуса Христа. Каждый из них направил своё нетерпение на активную предпринимательскую деятельность, направленную на поиск решений. Но на этом сходство заканчивалось. Метод Рокфеллера состоял в том, чтобы получить контроль над всем, что он мог, в то время как подход Муди заключался в том, чтобы вдохновлять других служить всем, кому можно.
Деловые магнаты конца 1800-х годов использовали коммерческие корпорации для создания промышленных империй, в то время как Муди и его последователи использовали некоммерческие корпорации для создания сети внеконфессиональных организаций. Теперь мы называем эти организации парацерковными. Они обходили стороной деноминации и конфессиональные различия, выполняли специализированное служение для специализированной целевой аудитории и нанимали мирян, которые, по выражению Муди, могли “занять промежуточное положение” между духовенством и мирянами.
К 1920 году возникла растущая сеть библейских институтов, иностранных миссионерских агентств и других организаций. Затем, в 1920-х годах, в результате разногласий между фундаменталистами и модернистами крупные северные протестантские деноминации оказались под контролем сторонников теологического плюрализма. В результате евангелисты вложили ещё больше энергии в сеть парацерквей. Парацерковные организации объединили как евангелистов, покинувших “основные” деноминации, так и тех, кто остался. Они также привлекли многих из иммигрантских церквей, таких как меннонитская и голландская реформатская.
К 1930-м годам многие талантливые молодые евангельски
... Читать дальше »