Бывали ли у вас когда-нибудь такие недели, когда плохие новости обрушиваются на вас, как гром среди ясного неба, одна за другой? Большие проблемы, маленькие проблемы, серьёзные проблемы, незначительные проблемы. Внезапно они накапливаются, и кажется, что на вашу грудь давит вес борца сумо.
И теперь это вызывает у вас беспокойство. И, как сказано в Библии, “Тоска на сердце человека подавляет его” (Притч. 12:25).
Как христианин, вы знаете главный стих, который гласит: “Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Флп. 4:6-7). Но дело в том, что вы делали это, и... это по-прежнему с вами.
Вместо того, чтобы не беспокоиться по пустякам, вы начинаете беспокоиться по любому поводу. Если вы сейчас такой, не расстраивайтесь, вы не одиноки.
Текущие данные говорят нам о том, что тревожные расстройства являются наиболее распространёнными психическими заболеваниями в США и поражают более 40 миллионов взрослых, или 19,1% населения. Молодые люди чаще испытывают симптомы тревоги, чем пожилые люди, причём почти 50% людей в возрасте от 18 до 24 лет сообщают о депрессивных расстройствах или симптомах тревоги, а вероятность возникновения тревожных расстройств у женщин более чем в два раза выше, чем у мужчин.
Это чувство хорошо описал поэт У.Х. Оден в своём стихотворении “Эпоха беспокойства”, получившем Пулитцеровскую премию, - страх, сомнение, одиночество, дезориентация и, в крайнем случае, ужас и безнадёжность.
В условиях растущей атмосферы беспокойства и страха, как христианин может на практике справиться с угрозами и стрессами в жизни, которые вызывают беспокойство, и преодолеть их? Давайте рассмотрим на примере самого большого врага и вызывающего беспокойство и страх, с которым, если не произойдёт возвращения Господа, нам всем однажды придётся столкнуться.
ПСАЛОМ 101
Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.
Нет, смерть действительно стоит на первом месте
Вы, вероятно, слышали шутки о том, что публичные выступления - это страх №1, а смерть - страх №2. Держу пари, никто никогда не испытывал этого на себе. Постройте всех тех, кто боится публичных выступлений, и скажите им, что они должны выступить перед аудиторией прямо сейчас, иначе у них под ногами откроется люк, и они разобьются насмерть. Как вы думаете, какой страх они преодолеют?
Извините, но смерть - это действительно наш страх номер один, и он может вызвать сильную тревогу, когда мы сталкиваемся с ней лицом к лицу. Итак, давайте поговорим об этом.
Представьте, что ваш врач говорит вам, что у вас опасное для жизни заболевание, такое как рак или что-то подобное. Вас охватывает страх, но почему? Вы боитесь самой болезни?
Скорее всего, нет; вместо этого вы боитесь смерти. И это вполне нормально – как сказал философ Жан-Жак Руссо: “Тот, кто притворяется, что смотрит на смерть и не боится, лжёт”.
Но почему вы боитесь смерти? Я имею в виду, на самом деле? Вы просто перестаёте существовать? Это сомнительно. Греческий философ Эпикур однажды заметил: “Люди боятся не того, что смерть - это полное исчезновение, а того, что это не так”.
Эпикур от рождения знал, что существует нравственная Первопричина (Бог), которая привела нас к существованию. А после этой жизни наступит следующая, где мы предстанем перед святым Богом, и эта мысль может вызывать беспокойство.
Может быть, именно поэтому Давид написал: “сокрушаюсь о грехе моём” (Пс. 37:19), а автор Послания к Евреям говорит: “Страшно впасть в руки Бога живого” (Евр. 10:31).
Но вот и лекарство от этого и от всех тревог – истина, милосердие и любовь Божья.
Хотя Библия говорит нам, что “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23), она также сообщает нам Благую весть об Иисусе Христе и Его завершённой работе на кресте, которая спасает нас от Божьего суда и дарует нам вечную жизнь. Иисус подытожил это, сказав: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек” (Иоанна 11:25-26).
Павел подчёркивает эту великую новость, когда пишет: “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасёмся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его” (Рим. 5:8-10).
Эти обетования Божьи отражены в трёх частях того, что Павел называет “доспехами Божьими” в Ефесянам 6: броня праведности, обуви мира и поясе истины. Практически ежедневное “надевание” их помогает преодолеть любой страх и тревогу, которые мы можем испытывать по поводу смерти.
В то время как стоять перед Богом в своей собственной праведности было бы катастрофой, если бы на нас была возложена праведность Христа, это совершенно другая история. По этому поводу пастор Тим Келлер сказал: “Броня праведности Христа позволяет вам с уверенностью смотреть Богу в глаза”.
И хотя страх смерти или другие подобные переживания могут сбить вас с ног, обувь мира позволяет вам твёрдо стоять на ногах, потому что она олицетворяет мир с Богом, который наступил благодаря жертве Христа за нас. И вы должны обрести мир с Богом, прежде чем сможете обрести мир Божий в своей жизни. Вот почему Давид писал: “ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых" (Пс. 55:14).
”Хорошо“, - думаете вы, - "Отличная история. Звучит замечательно. Подпишите меня. Только один вопрос: почему я должен во всё это верить? Разве знаменитый физик Стивен Хокинг однажды не сказал: "Небеса - это сказка для тех, кто боится темноты"?
Вот тут-то и вступает в игру "пояс истины".
И давайте начнём с ключевой истины по этому вопросу: у нас не было бы веских оснований верить в эти вещи, если бы не тот факт, что более 2000 лет на Ближнем Востоке находится пустая гробница, свидетельствующая о реальности Христа и Его Евангелия. Воскресение Иисуса - вот почему мы можем смотреть смерти в лицо и сказать вместе с Павлом: “Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1 Кор. 15:55-57).
Эти стихи Павла иногда называют “христианским гневом”. Вы думаете, что обрекли меня на смерть? Подумайте ещё раз.
Так что нет, Стивен Хокинг ошибается, утверждая, что вечная жизнь - это сказка для тех, кто боится темноты, вот почему математик и христианский апологет Джон Леннокс ответил ему словами: “Атеизм - это сказка для тех, кто боится света”.
Итак, давайте вернёмся назад: благодаря труду Иисуса на кресте и Его воскресению мы обрели мир с Богом, стоим перед Ним в праведности Христа, а не в своей собственной, и, следовательно, наслаждаемся вечностью с Ним и, следовательно, не боимся смерти, потому что Иисус освобождает нас от этого. Как говорит автор Послания к Евреям, Иисус “[освободил] тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” (Евр. 2:14-15).
Ладно, давайте на минутку отвлечёмся от теологии и признаем кое-что важное: столкновение лицом к лицу со страхом смерти и чем-либо подобным вызывает у человека множество эмоций. Когда я пишу вышесказанное, меньше всего мне хотелось бы выглядеть легкомысленным, сталкиваясь с такими гигантами.
Но прочтите 101-й Псалом, который в большинстве Библий удачно озаглавлен “Молитва страждущего”, и вы впервые увидите, что в текст вплетено много эмоций. Но в конце вы увидите нечто замечательное: человека, спасённого хорошей теологией.
Хорошая теология сработала для него, и она сработает и для вас. Все эти советы о том, как противостоять тревоге, возникающей из-за осознания того, что вы смертны и однажды умрёте, можно применить к любому вашему страху.
Вы начинаете с того, что соединяете воедино отдельные части Божьей истины и обетований, затем постоянно размышляете над ними, а затем обращаетесь к Нему с молитвами, которые сводятся к тому, чтобы “возложить на Него все свои заботы, потому что Он заботится о вас” (1 Пет. 5:7).
О, и последнее. Несмотря ни на что, никогда не забывайте, что Бог любит вас и что Его “совершенная любовь изгоняет страх” (1 Иоанна 4:18).