Павел говорит о “жале в плоти” как о дисциплинарной мере, призванной удержать его от чрезмерной гордыни из-за того, что он пережил на небесах. Что именно это было за “жало”? Было ли это какое-то заболевание или что-то ещё?
На протяжении веков учёные не могли определить, что это за “жало”. В конце II века Тертуллиан определил его как боль в ухе или голове (De Pudicitia, 13.17). В ранневизантийский период великий Златоуст (Проповедь 26) утверждал, что это были противники (основываясь на значении слова “сатана” как “противник”). В средневековый период под этим понималось сексуальное искушение, в то время как реформаторы рассматривали его как духовное искушение. Некоторые современные комментаторы предпочитают говорить о физическом заболевании, особенно о тяжелой форме офтальмии (основываясь на Гал. 4:13-15) или малярийной лихорадке (так, Уильям М. Рамзи, "Святой Павел, путешественник и римский гражданин", стр. 94-97). Другие указывали на нервные расстройства (включая эпилепсию), страдания из-за неприятия Евангелия евреями или дефект речи.
Есть несколько вещей, которые мы можем определенно сказать о “жале”. Во-первых, это было зло. Его описывают как “посланника сатаны”, а не как ангела Божьего. Это означает, что оно исходит от Лукавого со злыми намерениями. Будь то враги или болезнь, “жало” было злом (а в Писании и враги, и болезнь происходят от зла). Во-вторых, Бог допускал это. Именно на это, по-видимому, указывает фраза “дано мне”. Это, безусловно, то, что подразумевается в следующем стихе, когда Павел трижды молится об устранении проблемы и получает в ответ "нет". В-третьих, “жало” вызывало некоторую слабость. На самом деле, после того, как Павел смирился с тем, что Бог не удалит его, он говорит: “Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в
... Читать дальше »