Тот факт, что у пятидесятничества два основателя — один белый (Чарльз Пархэм), другой чёрный (Уильям Сеймур) — не остался незамеченным. Это прекрасно продемонстрировало межрасовое сотрудничество первых дней движения, как на Азуза-стрит, так и в новых деноминациях. Чёрные и белые не только молились вместе с представителями других рас и этнических групп, но и многие расисты изменились, а предрассудки были брошены вызов.
К сожалению, фанатичных наклонностей Пархэма среди них не было. Он изобразил "отвратительные" собрания Сеймура на Азуза-стрит как "собрания южной черноты". Недолговечные отношения между Сеймуром и Пархэмом предвещали неспособность пятидесятников поддерживать расовую гармонию в течение длительного времени. Однако в результате неудачного эксперимента возникло отдельное движение. Ни это движение, чернокожее пятидесятничество, ни более широкое движение, пятидесятничество, нельзя понять, не зная ранних взаимоотношений между черными и белыми пятидесятниками.
Журнал "Христианская история" попросил Дэвида Дэниелса из семинарии Маккормика (Чикаго) помочь нам разобраться в этих сложных взаимоотношениях.
Чернокожее пятидесятничество возникло из трёх движений обновления церкви чернокожих в девятнадцатом веке: "движения за святость" чернокожих, движения чёрных реставрационистов и движения за исцеление - и все три с самого начала стремились объединить чёрных и белых.
Движение черных за святость возникло за десятилетия до Гражданской войны, но сформировало свои институты только в 1869 году, когда была сформирована первая деноминация черной святости - Реформированная апостольская церко
... Читать дальше »