Известные своей верностью молитве и противостоянием духам местной религии, церкви Аладуры в Западной Африке выросли из радикальной веры группы дальновидных лидеров |
Вера двигает горами — и культурами. Для западноафриканских христиан церкви Аладура духовные явления — будь то святые или, в случае местной религии, враждебные — столь же осязаемо реальны, как ландшафт, и те, кто молится с верой, могут ожидать ощутимых, иногда поразительных результатов.
Название "Аладура", что на языке йоруба означает "Хозяева молитвы", с гордостью носит семья церквей, возникших из служений харизматических пророков в Йорубаленде (Нигерия) после Первой мировой войны. С тех пор эти церкви распространились далеко за пределы своих западноафриканских корней. После гражданской войны в Нигерии (1967-1970) в этой стране появились церкви Аладура, и благодаря западноафриканской диаспоре они прочно обосновались в Великобритании, Северной Америке и других частях мира.
Рвение и щедрость в жизни общины, сильная приверженность молитве и посту, открытость снам и видениям, частое использование молитвы для исцеления психических и физических заболеваний — все эти библейские черты Аладура разделяют с церквями Сиона в Южной Африки. Обе группы являются частью более многочисленной семьи пророческих африканских церквей, которые процветают в некоторых африканских странах, таких как Нигерия, Южная Африка, Зимбабве и Гана, но гораздо менее распространены в других.
Члены Аладуры и родственных групп часто носят отличительную одежду, такую как белые туники, чтобы символизировать их отделение от мира. Они бескомпромиссно враждебны к традиционной африканской религии, и это в значительной степени способствует их привлекательности: они предлагают своим последователям защиту от колдовства, которое до сих пор вселяет страх в сердца многих постколониальных африканцев.
Наиболее известными церквями Аладуры являются следующие:
Апостольская церковь Христа выросла из англиканской группы по изучению Библии, основанной в 1920 году, и была связана с Британской апостольской церковью с 1931 по 1941 год. Её отличительной чертой является неприятие как традиционной, так и западной медицины.
Общество херувимов и серафимов было основано двумя людьми, Моисеем Оримоладе и Кристианой Абиодун, в 1925 году. Хотя оно разделилась на множество отдельных церквей, почти все они со временем воссоединились. Её члены носят белые одежды и отправляются в длительные проповеднические туры.
Церковь Господня (Аладура) была основана другим служителем, Джосайя Осителу, в 1930 году.
Небесная церковь Христа, одна из самых популярных церквей Аладуры, была основана плотником из Порто-Ново Сэмюэлем Ошоффой в 1947 году. С 1960-х годов, после создания филиала в Лагосе, она превратилась в крупную церковь.
Церкви Аладуры первоначально были относительно небольшими, но во время Пробуждения 1930 года наблюдался большой приток, часто бедных и необразованных людей. Это пробуждение возглавил Джозеф Бабалола, водитель автогрейдера, который неохотно стал пророком и лидером после серии видений. Пробуждение Бабалолы было мощным, хотя и недолговечным; он призывал людей сжигать свои традиционные религиозные изображения, и тысячи откликнулись и присоединились либо к церквям Аладуры, либо к миссионерским церквям.
Ниже приведены истории четырёх наиболее влиятельных лидеров.
— Elizabeth Isichei
Хранитель имён
Джосайя Осителу (Josiah Ositelu, 1902-1966) был слишком мистичен для англиканцев или даже других лидеров Аладуры. Но после долгой карьеры евангелиста, борющегося с ведьмами, он основал обширную церковь Аладура.
"Я дам тебе ключ силы, как Моисею, и благословлю тебя, как Иова". Так гласило одно из тысяч Божественных посланий, которые, как верил Джосайя Осителу, он получил непосредственно от Бога — в комплекте со священными символами, именами и даже уникальной формой письма. В 1926 году, во время серии мучительных ночных сражений против власти колдунов, он воззвал к Богу, используя открытые имена, такие как Аномонолнолла-Хуха. В откровении, полученном в апреле 1927 года, он получил своё личное святое имя Аррабаблалхубаб, которое он использовал в течение следующих 20 лет в качестве личной подписи.
Осителу был сыном неграмотного фермера-язычника из Огере в Иджебуланде (Нигерия). Его отец и дед были людьми знатного происхождения. Несколько братьев и сестёр, родившихся до Джосайи, умерли в юном возрасте, предположительно из-за злых сил колдунов. На протяжении всей своей жизни Джосайя призывал Бога противостоять злым силам колдовства.
Мистик с детства, получивший начальное образование в англиканской школе в Огере, Джосайя пророчествовал, читал знамения на небе, выявлял колдовство и слышал ангельские голоса. Это вызвало беспокойство у его родителей и в конечном итоге привело к тому, что его выгнали из англиканской церкви, хотя не раньше, чем он много лет прослужил катехизатором. В 1928 году, через два года после того, как он получил свои первые откровения и был исключён из церкви, Джосайя Осителу вернулся в Огере проповедовать. Во время своих собраний он говорил на языках, используя святые имена, которым его научили. Вскоре он приобрел репутацию пророка и последователей, побудив лидеров признанных церквей Аладуры вступить с ним в союз.
Союз оказался недолговечным, когда Осителу попытался навязать своё учение о том, что Бога нужно называть определёнными тайными именами, прежде чем молитва может быть услышана.
Он воспринял свой отказ от этих других лидеров как исполнение другого пророческого видения, в котором он услышал: "Старейшины соберут совет, чтобы изменить твоё сердце, но ты победишь".
Вновь обретя независимость, Осителу вернулся в сельскую местность и начал возводить церкви под названием "Церковь Господня". Рост происходил медленно, но его начало в 1940-х и 1950-х годах было приливным. Вскоре его церковь распространилась по Нигерии, Либерии, Гане, Сьерра-Леоне, Европе и Северной Америке.
Осителу стал предстоятелем Церкви Господней (Аладура) и дожил до того, как новое поколение взяло бразды правления в свои руки, однако его церковь пережила не менее 18 расколов. Однако Джосайя Осителу подошёл к своей смерти в 1966 году довольным человеком, считая, что он исполнил слова, данные ему в юности: "Я построю в тебе Новый Иерусалим. Ты тот, кого Иисус Христос послал, подобно последнему Илии, исправить путь Господень и сделать Его путь прямым".
— Robert Schirmer
Старейшина и государственный деятель
Исаак Акиньеле (Isaac Akinyele, 1882-1955) был прежде всего святым человеком — человеком безупречного характера, который щедро делился своим богатством, судил беспристрастно и пользовался властью с любовью и заботой.
Исаак Акиньеле вырос в англиканской семье в городе Ибадан, где проживают преимущественно мусульмане йоруба, на западе Нигерии. Он был членом элиты йоруба своего времени. Некоторое время он работал государственным служащим, а затем стал успешным предпринимателем, основав плантации какао.
До 1924 года Акиньеле был набожным англиканским мирянином. Затем он присоединился к Апостольской церкви Христа (CAC, известной в то время как "Скиния веры"), группе Аладура, уходящей корнями в пятидесятничество, в которой особое внимание уделяется изучению Библии, и оставался верным членом до конца своей жизни.
Он воздерживался от использования как западной, так и традиционной медицины, как того требовала церковь, даже когда заболели его дети. Он также отказался от алкоголя и табака, сказав, что бросить курить было труднее, чем западную медицину! Некоторые церкви Аладуры — но не CAC — допускали многоженство. Исаак был женат и имел семерых детей, но с 1930-х годов решил, что Бог призывает его воздерживаться от секса, даже в браке.
Одна из проблем, с которой столкнулась Аладура, заключалась в том, что почти все средние школы находились в ведении миссионерских церквей. САС основало среднюю школу, в которую Исаак вносил щедрые пожертвования, при необходимости выплачивая зарплату учителю. Он анонимно отправлял значительные ежемесячные пожертвования и другим церквям. Только когда он умер и деньги иссякли, люди узнали, откуда они взялись. Он пожертвовал большую часть накоплений своей собственной церкви, вложив в неё мелкими монетами, чтобы источник был менее очевиден. В течение многих лет он работал неоплачиваемым старшим пастором и руководил серией пробуждений в городе в 1940-х и начале 1950-х годов, уча, что церковь всегда должна находиться в состоянии пробуждения, иначе она умрет духовно.
Исаак был глубоко вовлечён в общественные дела. Он был неподкупным судьей обычного суда, который настаивал на оплате даже самых незначительных подарков от тяжущихся сторон. Многие христиане считали, что им не следует носить титулы вождей, поскольку они часто были связаны с традиционной религией. Исаак был назначен на различные традиционные должности, которые он всегда занимал по-христиански. Например, он был назначен балогуном, что является одним из самых высоких титулов в городе. Предполагалось, что балогун будет держать посох, еженедельно смазываемый овечьей кровью. Считалось, что невыполнение этого требования влечет за собой смерть провинившегося. Исааку был изготовлен христианский посох с крестом, освященный членами церкви молитвой и постом
В 1955 году он стал олубаданом (ненаследственным традиционным правителем) Ибадана. Хотя некоторые возражали, из-за его полного неприятия традиционной религии, он был выбран подавляющим большинством. Затем он помолился за своих политических оппонентов.
Исаак был преуспевающим человеком, который использовал своё богатство для помощи христианам и благотворительным организациям, а также нуждающимся людям. Он занимал государственную должность, сохранив свою репутацию в неприкосновенности и не делая никаких уступок традиционной религии. Его старший брат Александр был святым и очень любимым англиканским епископом, и в старости эти двое, которые были очень близки, проводили много времени вместе.
— Elizabeth Isichei
Чудотворец
Как и у многих африканских церковных лидеров, служение Моисея Оримоладе (Moses Orimolade, 1879-1933) берёт своё начало в видении.
Снаружи миссионерской церкви CMS пастор мог видеть странное фосфоресцирующее свечение, освещающее интерьер. Пение, похожее на пение большого хора, разносилось в вечернем воздухе. Пастор отправился на разведку — и наткнулся на ребёнка, сидевшего посреди пустой церкви и спокойно смотревшего на него невозмутимыми глазами. Ребёнок, урождённый Оримоладе Окиджебу, отпрыск знатной семьи в Икаре, Западная Нигерия, вскоре будет известен как Моисей Оримоладе. Он продолжил легендарную карьеру евангелиста и чудотворца - в конце концов, став одним из основателей “Общества херувимов и серафимов”.
Как и у Павла, у Оримолада было своё жало. В молодости он был паралитиком, и над ним насмехались из-за его инвалидности. Он молился о том, чтобы Бог проявил силу, и ему был дан сон. Во сне ангел дал ему жезл — для победы, королевскую эмблему — для мощной молитвы и красноречия, а также корону — для почёта и уважения.
После видения он восстановил способность передвигаться на ногах (хотя и оставался частично хромым на протяжении всей своей жизни) и использовал их для распространения Евангелия по всей Нигерии. В одном городе он осудил некогда популярную практику человеческих жертвоприношений следующими словами: "Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Совершение человеческих жертвоприношений неоправданно, и, более того, это святотатство". Сотни обратились.
Говорят, что в другом городе он полностью процитировал по памяти Книгу Бытия и Исход и растолковал её стих за стихом ошеломлённой пастве.
В одном знаменитом случае, когда противник назвал Оримолада лжецом и попытался навредить ему с помощью чар, тот человек внезапно обнаружил, что не может стоять и рухнул без сознания. Моисей помолился, и человек ожил. С тех пор он был известен как Баба Аладура, или "молящийся отец".
Моисей отказался употреблять местоимение первого лица "я", сказав: "Только Бог есть великое "Я Есмь"". Отказываясь от подарков от обедневших поклонников, он хранил всё своё мирское богатство в тростниковой корзине и шкатулке и часто просил нуждающихся людей взять то, в чём они нуждались.
После его смерти “Общество херувимов и серафимов” назвало своего лидера святым, и сегодня возносятся молитвы "Богу Моисея Оримоладе".
— Robert Schirmer
Миссионерка и мать-наседка
Кристиана Олатунринле (Christianah Olatunrinle, 1855-1941) предприняла трудный шаг и уничтожила все изображения своих духов-покровителей. Затем она проповедовала по всей Нигерии, проповедуя о Боге, стоящем выше всех духов.
Как и Исаак Акиньеле, Кристиана Олатунринле была членом, а не основательницей церкви Аладура — в данном случае “Общества херувимов и серафимов”. Она выросла в семье вождя в восточном штате йоруба Ондо. У неё был несчастливый брак по расчёту, в результате которого родился один ребёнок, дочь, и через некоторое время она ушла от мужа. Как до, так и после замужества она была глубоко вовлечена в торговлю на большие расстояния и стала настолько богатой, что, например, вернула своё брачное приданое. Она была активной англиканкой, но не отказалась от традиционной религии; опасаясь, что её процветание вызовет зависть, она искала защиты в талисманах и традиционных ритуалах.
В 1926 году Олатунринле отправилась в Лагос в командировку. Если бы она действительно родилась в 1855 году, ей был бы 61 год, но вполне возможно, что её возраст был преувеличен, чтобы сделать её дальнейшую карьеру ещё более примечательной. В Лагосе она присутствовала на собрании недавно основанного “Общества херувимов и серафимов”.
Поначалу неохотно отказываясь от защиты традиционной религии, как того требовала группа, Олатунринле была обращена благодаря видению — одному из многих за всю её долгую жизнь. Вернувшись домой, она уничтожила все свои защитные талисманы. Вскоре после этого умерла её единственная дочь, ныне мать четверых детей, но эта трагедия не ослабила её веру. Позже одна из её внучек присоединилась к ней в её христианской работе.
В 1933 году видение побудило её отправиться в эпическое миссионерское путешествие пешком с двумя спутниками — она оплатила расходы. Поездка как в восточную, так и в северную Нигерию стала первым из нескольких подобных проповеднических туров для Олатунринле. В традиции “херувимов” она иногда бросала прямой вызов традиционной религии.
Как и Исаак Акиньеле, Кристиана Олатунринле была богата и щедра, а также прирожденным лидером. Она купила землю для церкви и содержала школу под названием "Слава Господня". Она воспитала много бедных детей, которые относились к ней как к своей матери. За девять дней до смерти у неё было последнее видение — курица со множеством цыплят, унесённых огромной птицей.
— Elizabeth Isichei
|