В последнее время у меня был шквал претензий из-за Бога.
Самое последнее произошло на похоронах. Человек, присутствовавший там, разразился пространной тирадой, которая распространялась во всех направлениях и включала в себя то, что меня засыпали таким количеством вопросов: “Как ты можешь в это поверить?” что я сбился со счёта.
Затем есть ещё девушка за 30, которая отказалась от веры после ужасного, неудачного брака с человеком из служения (который оказался моральным неудачником), что включало в себя дополнительный груз вины, сваленный на неё “любящими” членами церкви, которую она посещала.
И последнее, но не менее важное - это другая женщина, воспитанная в вере, которая теперь считает христианство репрессивным и отбросила его на обочину из-за своих сексуальных и других моральных предпочтений.
Должен сказать, это была потрясающая сцена.
Пару лет назад я написал статью о трёх причинах, по которым люди отвергают веру, и все они присутствовали в этих последних встречах, наряду с вездесущей неприязнью к Божьему моральному закону.
У первого человека в жизни произошли плохие события, которые в значительной степени разрушили всё. Хотя они и не осознавали этого, они боролись с проблемой теодицеи, которая в какой-то момент затрагивает всех нас.
Теперь он кивал, соглашаясь с атеистом Ричардом Докинзом, который писал: “Во вселенной электронов и эгоистичных генов, слепых физических сил и генетической репликации некоторым людям будет больно, другим повезёт, и вы не найдёте в этом ни рифмы, ни причины, ни какой-либо другой справедливости. Вселенная, которую мы наблюдаем, обладает именно теми свойствами, которых мы должны ожидать, если в основе её нет ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра, ничего, кроме слепого безжалостного безразличия”.
У второго человека в жизни появились плохие люди. Она была заодно с Ганди, который сказал: “Мне нравится ваш Христос, мне не нравятся ваши христиане. Ваши христиане так непохожи на вашего Христа”.
У третьего человека в её жизни были плохие моральные устои. Она заняла позицию, хорошо сформулированную Олдосом Хаксли в книге “Цели и средства": "У меня были мотивы не желать, чтобы мир имел смысл … Для меня, как, без сомнения, и для большинства моих друзей, философия бессмысленности была, по сути, инструментом освобождения от определенной системы морали. Мы возражали против морали, потому что она ущемляла нашу сексуальную свободу”.
Когда вы разговариваете с этими тремя людьми — и другими людьми на их месте — достаточно долго, вы обнаруживаете, что у них могут быть разные причины для того, чтобы сурово относиться к Богу, но у всех них есть одна общая черта.
Бога нет. И я ненавижу Его
Пока парень на похоронах рассуждал о том, почему Бог не может существовать, я заметил в нём кое-что интересное: он был в ярости. То же самое и с двумя женщинами, которых я описал.
Это странное чувство - испытывать чувства по отношению к чему-то/кому-то, что/кто, как вам кажется, не существует. Никто так не злится на Санта-Клауса из-за того, что он не получает на Рождество того, чего хочет.
Пастор Дуг Уилсон, который неоднократно дискутировал с покойным атеистом Кристофером Хитченсом, сказал, что у многих атеистов есть два заявления: (1) Бога нет; (2) я ненавижу Его.
С одной стороны, Библия говорит о том, что разум неверующего “враждебен Богу” (Рим. 8:7) и “восстание” направлено на Творца (Пс. 2:1-3). Но здесь происходит нечто большее.
Мышление таково, что мы не получаем того, чего хотим и заслуживаем, и злимся из-за этого.
В своём послании "Милость, а не жертва" Тим Келлер рассказывает о двух знакомых ему атеистах, которые не состоят в браке и злятся из-за своего одиночества. Они не просто расстроены, они безумны.
Они сказали ему, что у других, которые не так хороши, добры, вдумчивы и т.д., как они, есть супруги, и они чувствуют, что это так... несправедливо.
Несправедливо? Как можно говорить о несправедливости в жизни, если ты атеист? Вернитесь к цитате Докинза и скажите мне, где в этом справедливость.
Факт в том, что люди на их месте в глубине души знают, что за жизнью стоит сила/власть, и они злятся, потому что (а) эта сила/власть не принесла им пользы или (б) их мучает чувство вины за своё поведение из-за встроенного в нас морального закона от Творца (Рим. 2:14-15).
По этому последнему поводу К.С. Льюис говорит в книге “Просто христианство": "Чем больше вы повинуетесь своей совести, тем большего ваша совесть будет требовать от вас. И ваше естественное ”я", которое, таким образом, страдает от голода, помех и беспокойства на каждом шагу, будет становиться все злее и злее".
Итак, что же должен делать человек, находящийся в таком разгневанном состоянии по отношению к Богу?
Первый шаг — и он может быть трудным — это стремиться к осознанию того, что нет никакого экзистенциального несоответствия между трудностями и моральными искушениями, которые мы испытываем в жизни, и всемогущим, любящим и всемогущественным Богом. Просмотрите Библию, и вы увидите плохие события, людей и моральную борьбу повсюду на её страницах.
И всё же Библия не стесняется демонстрировать всё это и провозглашать суверенного Творца. Тот же самый Иисус, который сказал: “На каждый день хватает своих забот” (Мф. 6:34), также обещает: “Я победил мир” (Иоанна 16:33).
Вот почему Павел перечисляет всевозможные ужасы, которые могут привести нас в замешательство, и продолжает словами: “Но всё сиё преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37).
Говорят, всё происходит по-тройному, так что, возможно, на моём пути есть ещё один разгневанный человек, у которого были проблемы с Богом. Но если это так, я сделаю то, что делал с другими, с кем разговаривал в последнее время, — наберусь терпения и выслушаю, зная, что все мы время от времени разочаровываемся в Боге.
Самое замечательное, что Бог терпелив по отношению к нам точно так же, как Он был терпелив по отношению к ветхозаветному пророку Аввакуму, который однажды позволил своей ярости устремиться к Небесам. После того, как он получил озарение свыше, он восстановился и закончил свою книгу заявлением о надежде и доверии, которое, я надеюсь, мы все сможем заявить, когда наша жизнь будет похожа на заграждение из колючей проволоки: “Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя” (Авв. 3:17-19).
|