«Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
Со времён Мартина Лютера христиане изо всех сил пытались сопоставить Иакова 2:24 с такими утверждениями Павла, как “Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона” (Рим. 3:28). На первый взгляд кажется, что Иаков выступает за оправдание делами, а Павел - верой. Это впечатление усиливается, когда мы осознаём, что каждый приводит пример Авраама в подтверждение своих аргументов. Противостоят ли эти два автора друг другу? Должны ли мы выбирать между ними для нашей теологии? Был ли прав Лютер в том, что послание Иакова - это “соломенное послание”, которое противоречит основному пониманию Евангелия Павлом?
Ответ на все эти вопросы - "нет". Поверхностное прочтение Иакова и Павла склонно упускать из виду то, что говорили оба автора. Поэтому мы должны изучить каждый из важнейших терминов в стихе Иакова: вера, дела и оправдание.
Первое общее понятие, которое есть у Иакова и Павла, - это вера. В Иакова 2:19 автор даёт чёткое определение того, что он подразумевает под “одной верой”: “ Ты веруешь, что Бог един?” Это не только основное вероучение иудаизма (Втор. 6:4), но и истина о Боге, которую, как верили евреи, открыл Авраам. Это ортодоксия, но у Иакова это ортодоксия, полностью отделенная от послушания (“ты имеешь веру, а я имею дела”, Иакова 2:18), ортодоксия, которой обладают и бесы. В другом месте Иаков даёт другое определение веры. Вера Иакова 1:6 и 2:1 - это вера в личную преданность, которая включает доверие и послушание; напротив, вера, на которую, по мнению Иакова, претендуют его оппоненты в Иакова 2:14-26, - это ортодоксальность без действия.