Признаки следующего великого возрождения становятся все более многочисленными и захватывающими. Второе пробуждение вспыхнуло в Университете Эсбери в Уилморе, штат Кентукки, спустя пятьдесят лет после предыдущего. Это быстро привлекло международное внимание. К концу первого дня начали прибывать автобусы со студентами из других колледжей и университетов, и в течение нескольких дней они приезжали со всего мира.
Пробуждения были большой частью Первого и Второго возрождения Америки и, по понятным причинам, привлекли много внимания. Однако они не являются главной целью возрождения. Пробуждения и движения подобны воспламенителям и носителям работы Святого Духа, вот почему их часто называют “волнами Духа”. Они важны, но возрождение больше похоже на прилив, чем на волну.
Волна может поднять многих на короткое время, но прилив может поднять всех на гораздо более длительное время. В период церкви было множество пробуждений и движений, но только два Великих Возрождения. Пробуждения недолговечны, поскольку большинство из них измеряются неделями, а некоторые - месяцами. Немногие из них длились больше года, как недавнее пробуждение в Браунсвилле в Пенсаколе, штат Флорида. Возрождения длятся десятилетиями и являются более глубокими и широкими. Они приносят трансформацию не только церквям, но и целым странам. Господь использует и то, и другое, потому что мы нуждаемся во всём.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
Я изучаю историю церкви более полувека и не могу припомнить, чтобы слышал какие-либо учения об “овечьих” и “козлиных" народах до последних двух десятилетий. Это явно по-библейски, но почему это не подчеркивалось раньше? Потому что сейчас самое время.
Только в последние несколько десятилетий был сделан такой акцент на Великом поручении “делать учениками все народы”, а не только отдельных людей. Детали того, как это выглядит, сейчас проясняются, и мы уже видим разнообразие применяемых и работающих методов. Разве не так Господь поступал в прошлом? Он дал нам направление, а затем оставил нам возможность постоянно обращаться к Нему за деталями, которые столь же разнообразны и креативны, как и остальные Его дела. Причиной такого разнообразия является разнообразие народов, которые Он создал.
Ранняя церковь, безусловно, оказала влияние на народы, и со временем большинство западных стран провозгласили себя “христианскими нациями”. Хотя они, возможно, и не оказались “христианскими народами”, они оставались таковыми благодаря своей праведности и правосудию, которые являются основой престола Господня. По крайней мере, они стремились к Богу и Его путям, но им потребовалось много времени, чтобы осознать важность личного спасения, ученичества и преданности Писанию, а не догме. Когда это произошло, родилась Реформация, сопровождавшаяся ещё большей трансформацией культур и народов.
Реформация была драматичной и потрясла большую часть мира. Это многое сделало для утверждения приверженности здравому библейскому учению, в котором отчаянно нуждались в то время и всё ещё отчаянно нуждаются в наше время. Многие могли цитировать Библию и доктрины, но, за редким исключением, не многие жили по ней. Как однажды посетовал Сперджен, “я ещё могу найти десять человек, готовых умереть за Библию, но навряд ли одного, кто действительно прочёл её”. Это остаётся проблемой. На протяжении всей Библии и истории всегда был остаток, обычно около десяти процентов, или десятина, которые ходили в истине, в то время как большинство других просто приветствовали это. Мы не должны обескураживаться этим, а скорее радоваться, потому что только два процента тех, кто увлечён, могут радикально изменить общество. Десять процентов могут радикально и глубоко изменить цивилизацию.
Закваска - это метафора из Библии, обозначающая как добро, так и зло. Добро и зло подобны закваске, потому что крошечная частичка может изменить природу большого куска теста. Немногие, кто предан личному ученичеству, могут стать могучей силой перемен в стране.
Таким образом, самые здоровые и преобразующие действия Бога - это те, которые поддерживают акцент на личном ученичестве и наставлении народов. Мы должны делать и то, и другое, чтобы добиться наилучших результатов. Каким бы масштабным или впечатляющим ни было пробуждение, оно не может быть устойчивым без людей, которые сосредоточены на возрастании в Господе. Это те, кто поддерживает огонь пробуждений и возжигает возрождения.
ЛУЧШЕЕ ВИНО
Сейчас мы живём во времена, которые Господь приберёг для Своего лучшего вина. Поскольку ангел сказал Даниилу запечатать пророчество до конца, похоже, что конец века уже настал, и эти пророчества сейчас распечатываются. В нескольких библейских пророчествах нам также сказано, что Его слава откроется в конце, что заставит народы обратиться к Нему (см. Исаия 60:1-5). Это самое великое и волнующее время в жизни. Давайте будем дорожить этой возможностью, решив максимально использовать её и делая всё для Него и ради Его Евангелия.
Также ясно, что ранее “запечатанное” откровение теперь раскрывается, потому что те, кто будет жить в конце века, будут нуждаться в нём. Вот почему нам сказано в Иоиля 2 и Деяниях 2: “В последние дни” Господь изольёт Свой Дух, и будут сны, видения и пророчества у старых и молодых, мужчин и женщин, что включают в себя всех. Причина этого пророческого откровения о снах, видениях и пророчествах последнего времени заключается в том, чтобы иметь конкретное руководство для этого откровения. Как всё это соотносится с этим новым акцентом на распределении народов на “овечьи” и “козлиные”? В притче Господа об овцах и козлах Он объясняет, что, когда Он вернётся во славе Своей, народы предстанут перед Ним на суд и разделятся на овец и козлов. Народы-“овцы” будут приглашены в Его царство; народам- “козлам” будет назначен тот же суд, что и дьяволу и его последователям. Это важно, потому что этот акцент был сделан на наше время.
Эта притча также учит важному принципу обращения с наименьшим из народа Господня так, как мы относились бы к Нему. Однако только недавно христиане поняли, что это говорилось о народах, а не только об отдельных людях. Теперь мы видим движения, направленные на то, чтобы помочь народам стать “народами-овцами”, чтобы эти народы могли войти в Его Царство. Опять же, это важно, потому что сейчас самое подходящее время для этого.
С начала Реформации мы усвоили истину о том, что спасение является личным, каждый должен родиться свыше, чтобы войти в Царство, и мы спасены не потому, что мы граждане “христианской нации” или члены церкви. Это в значительной степени помогло восстановить наши индивидуальные ценности и придало больший акцент личному ученичеству. Это также почти случайно способствовало рождению современной демократии. Фактически, реформатора Жана Кальвина называют “отцом современной демократии”.
Итак, этот акцент на ценности отдельных людей оказал влияние на целые народы. Поскольку эти истины были применены к народам, они оказали глубокое влияние на развитие цивилизации. Однако это новое учение об “овечьих” и “козлиных” народах привносит совершенно новый уровень акцента на корпоративном искуплении и спасении народов.
Из этого вышло много хорошего, но также и конфликта, которого следует ожидать всякий раз, когда появляются новые важные акценты. Каждое новое или заново открытое учение, которое существенным образом повлияло на тело Христово, некоторыми доводилось до нездоровых крайностей. Это один из них? Если да, то как мы можем сохранить эту важную истину на пути, ведущем к жизни, а не к путанице?
Осознание того, что “овцы” и “козлы” в притче Господа относятся к народам, привело к пониманию того, как Великое Поручение может “сделать учениками все народы”, а не только отдельных людей. Это осознание привело к ещё более глубокому осознанию важности быть солью и светом для народов, в которые поместил нас Бог, что уже принесло много хороших плодов, но это ещё не всё!
Точно так же, как любая доктрина может стать нецентрированной, любая форма ученичества - будь то для отдельных людей или для народов — может стать нецентрированной. Чтобы оставаться сбалансированными, мы не должны забывать обучать отдельных людей, сосредоточившись на народах, и мы не должны забывать о народах, обучая отдельных людей.
Как и любой великий принцип и учение веры, имеющие двойное применение, мы можем ожидать, что некоторые из них будут не сосредоточены на своём применении, чрезмерно подчеркивая некоторые аспекты, не уравновешивая истину. Если мы будем придавать чрезмерное значение личному, мы не достигнем мира так, как следовало бы. Если мы придаём чрезмерное значение достижению миру, мы не будем расти как личности.
Жизненный путь почти всегда находится в равновесии между двумя крайностями. Чтобы не стать нецентрированными, мы должны признавать все библейские учения. Как говорится в Псалме 118:160, “Сумма слов Твоих истинна” (ESV). Многие крайности и ереси возникли в результате чрезмерного придания значения одному библейскому учению без учёта других библейских учений.
Например, у нас есть библейское учение о том, что нужно жить одним днём за раз и смотреть в вечную перспективу. Путь здоровой христианской жизни требует и того, и другого. Подчеркивание одного без учёта другого делает нас неуравновешенными и нестабильными.
Другой пример - увещевание апостола Павла задуматься о “ благости и строгости Божьей” (см. Римлянам 11:22). Те, кто видит только доброту Господа без Его строгости, обмануты. Он - и то, и другое. Чтобы видеть и относиться к нему так, как Он есть, мы должны поддерживать и то, и другое в надлежащем равновесии. Одной из главных причин слабости христианства в наше время является чрезмерное подчеркивание доброты, благодати и милосердия Господа без понимания Его гнева и судов. И то, и другое - главные библейские темы.
Опять же, многие важные библейские истины, ради которых мы призваны жить, дуалистичны по своей природе. Мы должны видеть и применять и то, и другое, чтобы оставаться на жизненном пути. Они не противоречат друг другу, а уравновешивают друг друга. Самые здравые, самые плодотворные христиане - это те, кто видит и то, и другое, делает и то, и другое и сохраняет равновесие.
Когда я был молодым христианином, я чувствовал, что Великое поручение было изменено с “воспитания учеников” на обращение новообращённых, что ослабляло силу Евангелия. Я не изменил своего мнения на этот счёт. Помогать каждому новообращённому стать учеником в соответствии с определением Иисуса - это радикально и крайне важно для того, чтобы жить по-настоящему победоносной христианской жизнью. Это также крайне важно для того, чтобы быть христианином, способным влиять на наш мир. Как мы можем учить народы, если сами не являемся истинными учениками?
Истинным признаком зрелости является видение и применение обеих уравновешивающих истин. Одна из великих надежд на эти экстраординарные пробуждения и движения Бога, которые проявляются сейчас, заключается в том, что у Бога есть остаток, который не потратил своё время впустую на личный рост и стал одновременно глубокими колодцами и полноводными реками истины. Они никогда не составляют большинства, но это и не нужно, чтобы внести ясность и определённость и поддерживать то, что сейчас разворачивается, в нужном русле, чтобы это завершить работу, ради которой Господь послал это.