Не пробуждения или красноречивые проповедники больше всего повлияли на языческое общество, а обычные христиане, занимающиеся повседневной евангелизацией
Язычники и иудеи тысячами обращались в христианство, услышав проповедь апостолов. Апологеты, используя логические и страстные аргументы, убеждают элиту римлян поверить в христианство. Это образы, которые когда-то возникали в историях евангелизации ранней церкви.
Но типичные новообращенные на заре христианства, вероятно, не слышали о вере от апологета или на общественном собрании. Более вероятно, что их обращение произошло через "повседневный евангелизм" — через продолжающуюся жизнь в поместной церкви, свидетельство отдельных христиан и специализированные "внецерковные" служения.
Церкви, чувствительные к миссии
Организованные общины веры заслуживают главной заслуги в евангелизации Римской империи, как до, так и после Константина. Подражая образцу, созданному Павлом, ранние христиане насаждали церкви, лелеяли их и делали центрами привлечения новообращённых.
Церкви были основаны почти всеми возможными способами. Иногда епископа, пресвитеров или дьяконов посылали проповедовать евангелие и организовывать новую церковь. Например, в середине третьего века считалось, что Корнелий Римский отправил семь епископов в Галлию (современная Франция) для насаждения церквей. В других случаях церкви, которые спонтанно сформировались благодаря мирской евангелизации, просили епископа наставить их.
У большинства церквей была одна и та же цель: евангелизация.
"Просвети тех, кто во тьме", - звучит ранняя литургическая молитва из Египта. "Подними падших, укрепи слабых, исцели больных, наставь всех,
... Читать дальше »