Почему принятие недостатков общины является ключом к развитию её сильных сторон
|
Церковь может быть такой разочаровывающей. Мы хотим, чтобы она была здоровой и энергичной, растущей и миссионерской, верной и щедрой, но мы часто видим больше проблем, чем побед, больше страха, чем мужества, и больше слабости, чем силы в наших поместных общинах. Мы не всегда привлекательны.
Когда мы выглядываем за стены нашей церкви, мы видим так много потребностей в наших регионах и по всему миру: мы хотим заботиться о бедных, проповедовать Евангелие, бороться с несправедливостью, поддерживать семьи, испытывающие трудности, — список бесконечен. Наше воображение возбуждается тем, чего могла бы достичь церковь, но затем мы часто чувствуем разочарование из-за того, насколько скудна наша работа на самом деле. Неужели нам суждено постоянно разочаровываться в наших церквях?
У каждой церкви есть ограничения и проблемы: физическое местоположение, финансы, узкие сети и история формируют каждую церковь. Длительная пандемия COVID-19 усилила трудности для многих общин, что привело к меньшему вовлечению церкви и большему количеству проблем с психическим здоровьем, снижению межличностных связей и усилению политической поляризации.
Если мы честны, это может заставить нас чувствовать себя безнадежными. Но что, если вместо того, чтобы смотреть на ограничения церкви как на простые препятствия, мы начнём видеть в них признаки Божьей работы и обетования? Что, если признание наших ограничений могло бы взрастить любовь, настоящую общность и здоровую миссию? Я бы подписался на это. Три принципа могут помочь нам избежать романтизма и освободить нас, чтобы увидеть более масштабную работу Бога, и укрепить нас в Божьих обетованиях.
Реальность или романтизм
Признание ограничений своей церкви закрепляет нас в окружающей нас реальности и предотвращает романтические иллюзии. Много лет назад кто-то рассказал мне историю о мужчине, который встречался со многими женщинами, но продолжал расставаться с ними. Одна женщина была великолепна, но не могла расслабиться. Другая была красива, но обладала раздражающим чувством юмора. Ещё у одной была потрясающая карьера, но она не разделяла его интеллектуальных интересов. Это продолжалось и продолжалось. У этого мужчины был мысленный образ идеальной женщины, но она была сверхчеловеком, а не настоящей женщиной. Каков был результат его размышлений? Он прошёл путь одиночества и разочарования вместо того, чтобы найти настоящую любовь с реальным человеком.
Точно так же мы часто создаём нереальный образ церкви. В некоторых церквях есть потрясающая музыка или впечатляющие программы, и мы хотим этого для нашей церкви. Другие церкви обучают детей, поддерживают приюты для бездомных или находят работу для безработных, и мы тоже этого хотим. Мы слышим об одарённых проповедниках, пасторах, которые знают, как общаться с больными и пожилыми людьми, и о собраниях, которые очень разнообразны, в то время как нашей собственной пастве не хватает чего-то или всего этого. Каждая поместная церковь имеет конкретную специфику определённых обстоятельств, а не других, и, следовательно, делает это, а не то — и, конечно, мы часто сосредотачиваемся на этом и чувствуем постоянное разочарование.
В 1930-х годах молодой немецкий богослов Дитрих Бонхёффер готовил пасторов к служению. Они тренировались, разделяя совместную жизнь, и в процессе он показал им, как социальные структуры влияют на жизнь церкви. Например, харизматичная фигура может побудить людей к действию, но злоупотребление этой привлекательностью может разрушить здоровую общественную жизнь.
Бонхёффер подчеркнул, что мало что может быть более смертоносным для сообщества верующих, чем романтический взгляд на совместную жизнь. Нереалистичные идеи легко отрывают нас от наших реальных сообществ. “Те, кто любит свою мечту о христианской общине больше, чем саму христианскую общину, становятся разрушителями этой христианской общины, даже если их личные намерения могут быть очень честными, искренними и жертвенными”, - замечает Бонхёффер в "Жить вместе".
Одно из самых исцеляющих и мощных действий, которые пасторы могут предпринять для своих паств, - это более полно оценить людей, которых Бог собрал там. Поскольку Бог - это тот, кто закладывает основание и объединяет Своё тело во Христе, Бонхёффер подчеркивает: “Мы вступаем в эту жизнь вместе с другими христианами, не как те, кто предъявляет требования, а как те, кто с благодарностью принимает”. Для некоторых строить впечатляющие планы и видения гораздо проще, чем призыв Павла расширить свои сердца перед раздражающими нас людьми вокруг нас — но мы должны расширять свои сердца (2 Кор. 6:11, 13). Бог посылает Свою благодать всем приходящим людям, и Он учит нас с интересом слушать истории друг друга, поддерживать друг друга в сердечных страданиях и открывать дары и чувства призвания друг друга.
Эти люди, собранные здесь и сейчас Богом, приходят не в силе или совершенстве, а в своей потребности поклоняться Христу. Это сообщество - то место, где вы можете выйти за рамки гипотетических моделей церкви к жизни, полной дарения и получения глубокой благодати, прощения и любви. Мы - странная и неуклюжая группа людей, которые не всегда сливаются друг с другом естественным образом, но сама эта странность и неловкость - дар Божий, и игнорирование этого вредит нам и нашим людям. Наши ограничения и наше единение в равной степени являются частью Божьего призвания служить этим людям в этом месте и являются неотъемлемой частью того, что Он даёт нам возможность делать это.
Уникально снаряжённый
Признание ограничений церкви освобождает нас, чтобы сосредоточиться на работе, которую Бог поручил выполнять, в то же время оценивая большую работу в Царстве Божьем, которую Бог выполняет за пределами церкви. Мы все видели детей, которые, получив подарки на Рождество, затем замечают игрушку, которую получил другой ребёнок, и решают, что эта игрушка - это именно то, что им нужно. Точно так же мы все можем представить, какой прекрасной была бы жизнь, если бы у нас были таланты или ресурсы других людей или церквей. Это относится к нам как к отдельным лицам, так и к группам. И когда ситуация особенно сложна для церковных лидеров, может быть трудно даже увидеть то хорошее, что было дано, потому что мы чувствуем себя подавленными трудностями и разочарованиями. Может быть, нам нужно ободрение, чтобы снова взглянуть с благодатью.
Будучи директором по инновациям в Центре Чалмерса, моя жена Табита работает с церквями и христианскими некоммерческими организациями, помогая им служить своим общинам и особенно бедным в материальном плане. Один из принципов, которым она учит, заключается в том, что вместо того, чтобы начинать проект служения с рассмотрения потребностей людей, мы часто должны начинать с рассмотрения даров, которые сообщество или человек привносят в ситуацию. Когда служением движет то, что, по мнению благотворителя, необходимо, а не искреннее осознание реальных преимуществ, которые они приносят, люди часто в конечном итоге скорее страдают, чем получают помощь.
У всех людей — богатых или бедных, образованных или нет, больших церквей или маленьких — у всех есть дары. Цель состоит в том, чтобы выяснить, что конкретно дал Бог и как он снабдил эту конкретную группу людей, а затем взрастить и использовать эти дары для служения в Божьем Царстве.
Например, одна церковь, с которой работала Табита, хотела положить конец голоду детей в своём городе — искреннее, богоугодное желание, - но внимательная оценка показала, что прихожане ещё не обладают навыками или знаниями, необходимыми для такого служения. Это может показаться разочаровывающим, но для этой церкви это не стало так. Оценка закончилась тем, что они освободились, чтобы в итоге заняться работой, более подходящей для их дарований и способностей: эффективным служением по уходу за детьми в дневное время. Это также освободило людей в общине от необходимости искать способы борьбы с голодом среди детей за пределами собственной структуры служения церкви. Некоторые из них вызвались сотрудничать с другими некоммерческими организациями в своей области, которые уже решали эту проблему.
Все церкви могут омывать своих членов в молитве и отправлять их на работу с группами и служениями, оснащенными так, как может не быть в конкретной поместной церкви. Любовь к церкви с её ограничениями, таким образом, распространяет эту любовь за её пределы. А как насчёт вашей поместной церкви? Прежде чем отчаиваться, попробуйте увидеть её преимущества, а также её ограничения. Научитесь процветать в пространстве, данном Богом, прежде чем пытаться создать новое пространство где-то в другом месте.
Бог знает все нужды своей церкви и мира. И Он знает, что ни один отдельный человек, ни одна местная община не может удовлетворить их всех. Бог не паникует и не разочарован этим фактом. Он создал каждого из нас, чтобы мы зависели от Него, других и земли. Только когда мы увидим своё место в гораздо более масштабном деле Божьем, мы сможем перейти от разочарования в наших поместных церквях к радости и благодарности за тот вклад, который мы вносим.
Игнорирование ограничений церкви может привести к попыткам развивать служения, которые не соответствуют ни нашим подлинным потребностям, ни нашим способностям, и мы упускаем из виду то, что делает Бог. Любовь к нашей церкви в её ограничениях, признание как её достоинств, так и слабостей позволяет её людям служить вместе, не испытывая разочарования из-за того, что они не могут быть всем для всех.
Это Божья церковь
Признание ограничений своей церкви напоминает нам о том, что Бог берёт на Себя ответственность за Свой народ. Особенно для тех из нас, кто занимается различными формами церковного руководства, легко почувствовать тяжесть собрания, лежащую на наших плечах. Хотя мы утверждаем, что Бог любит Свою церковь, наша жизнь часто демонстрирует, что мы чувствуем, что мы, а не Бог, несём ответственность за её выживание. Это ложное убеждение может возникнуть по многим причинам, например, в периоды, когда наши искренние молитвы бесконечно остаются без ответа, или когда мы видим всю работу, которую нужно сделать, и никто другой не подходит, чтобы сделать это. Мы продолжаем делать всё больше и больше, постепенно сокрушаясь под растущим весом.
В своём унынии мы можем молча задаваться вопросом, действительно ли Бог просто отстранился и равнодушен, появляясь лишь изредка для важных событий или чрезвычайных ситуаций, как если бы Он дал нам ключи от машины, а затем исчез. Наши инструкции? Не останавливайся, продолжай двигаться. Поначалу нам нравится удовольствие от вождения, но вскоре затраты на ремонт и топливо ошеломляют нас. Мы оглядываемся вокруг и не видим Бога, поэтому продолжаем пытаться починить машину сами, надеясь, что Он в конце концов вернётся, чтобы забрать её, и не будет слишком сильно кричать на нас.
Тем не менее, в конечном счёте, мы знаем, что это правда: церковь - это то, что делает Бог, а не то, что делаем мы. Да, Бог даёт нам дары и энергию, чтобы мы могли использовать их свободно и энергично. Бог призвал нас служить, и то, что мы делаем, имеет значение. Но, как указывает Бонхёффер, эта деятельность требует более глубокой основы: “Христианская община - это не идеал, который мы должны реализовать, а скорее реальность, созданная Богом во Христе, в которой мы можем участвовать”.
Бонхёффер здесь отверг искушение, с которым мы часто сталкиваемся: воображать, что мы одни несём ответственность за создание, развитие и сохранение церкви. Царство Божье - это дар (Луки 12:32). Церковь, собрание Божьего народа, поклоняющегося Царю Иисусу, - это Божий дар, в котором мы участвуем, а не движение, которое мы могли бы начать или поддерживать своими силами.
В отличие от спортивных клубов или клубов по садоводству, или любой другой организации, призванной привлекать схожие типы личности, церковь собирает людей, которые часто не подходят друг другу по природе. С социологической точки зрения это выглядит огромным недостатком, но с теологической точки зрения это прекрасный подарок. Бог собирает нас со всеми нашими различиями, объединённых только благодатью Господа Иисуса Христа, в общение Духа и любви Отца. Бог призывает Свой народ, заботится о нём и поддерживает его.
То, что связывает церковь вместе, - это не добрая воля верующих или общее видение, а Дух Христа. Мы не создаем церковь; скорее, мы освобождены, чтобы участвовать в ней с радостью. И всё же мы склонны забывать: это церковь Христа. Как бы сильно мы ни любили Божий народ, Он любит ещё больше. Он любит нас больше. Он более предан жизни и здоровью Своей церкви, чем мы когда-либо могли бы быть. Только когда мы глубоко испьём эту истину, наша совместная жизнь будет наполнена радостью и надеждой, а не разочарованием или манипуляциями.
Наша сила, решимость и видение не связывают нашу церковь воедино — это Божья работа. Божий Дух взращивает Свой плод среди Своего народа — плод, данный для наслаждения, особенно тем, кто жаждет любви, радости, мира, терпения, доброты, кротости, благости и истины. Учитывая руководимую Духом природу церкви, мы можем признать, когда Бог закрывает двери или напоминает нам, что мы можем сделать только так много, и это нормально. Иисус обещает встретиться с нами в Своём несовершенном народе и через Него.
Безграничная любовь
Любовь к своей поместной церкви с её ограничениями требует, чтобы мы сопротивлялись искушению идеализировать общину, но вместо этого принимали людей, которых Бог привёл к нам. Мы любим Иисуса в единоверцах и через них, а не вопреки им. И это позволяет нам видеть нашу собственную конкретную общину как небольшую часть гораздо более масштабной вселенской работы Бога. Таким образом, мы свободны рассматривать другие церкви и христианские группы не как угрозы или конкурентов, а как коллег, с которыми мы можем радоваться.
Бог любит Свою церковь и обещает любить мир через невпечатляющее собрание грешников, которые преклоняются перед воскресшим Царем. Наша уверенность заключается не в нашей верности, а в Его. Бог знает наши пределы лучше, чем мы сами, поэтому, хорошо любя других, ограничения и всё такое, мы участвуем в Божьей работе, не будучи раздавленными ею. Пусть Бог поможет нам любить настоящую поместную церковь, частью которой мы являемся, потому что она и мы принадлежим Ему.
Kelly M. Kapic - профессор богословских исследований в Ковенант-колледже и служит старейшиной в пресвитерианской церкви Лукаут-Маунтин в Джорджии. Он автор нескольких книг, в том числе "Ты всего лишь человек: как ваши ограничения отражают Божий замысел и почему это хорошая новость".
|