Вопрос: Наша семья недавно съездила в международный отпуск. Это было прекрасно, но я чувствовал укор вины. Нам понадобилось больше года, чтобы накопить на него, и мы были единственными, кто выиграл от этого. Я не могу себе представить, чтобы ученики когда-нибудь хорошо отдыхали на пляже. Должны ли христиане тратить деньги на такую роскошь?
Я считаю полезным поставить этот вопрос в историческом контексте. Современный мир оказывает на нас давление, которое наши предки не знали. Я уверен, что ученики никогда не мечтали бы, например, о 14-часовом рабочем дне. Будь то рыбалка или сельское хозяйство, у них был бы гораздо более сбалансированный ритм.
Только в Римской империи с её государственной службой подобное давление стало оказываться на граждан. Но у обычных людей в древнем мире, в Средние века и в период раннего Нового времени жизнь была гораздо более рефлексивной и ритмичной.
Люди всегда отмечали праздники, такие как Рождество, День всех святых или Пасху. Это были государственные праздники, когда люди опускали инструменты, часто ходили в церковь и, возможно, устраивали праздничную трапезу. Такие дни, как эти, с нетерпением ждут как время радости – время, чтобы сделать паузу и прославить благость Божью.
Если вы посмотрите на Ветхий Завет и его правила, касающиеся пиршества и поста, то увидите, что в эти сезоны устраивались целые недели пиршеств, включая поездку в Иерусалим и устраивание там большого праздника со всей семьей.
Если бы кто-нибудь спросил: «Должны ли мы тратить все эти деньги?» ответ был бы: «Да. Мы усердно работали в предыдущие месяцы, и теперь мы собираемся праздновать присутствие Бога и Его искупительную любовь к Своему народу».
Возможно, если бы мы действительно планировали свой отпуск с таким мышлением, это стало бы способом показать нашу признательность благому Богу, который даёт нам так много, чтобы мы могли сполна насладиться.
В Псалме 23:1 говорится: «Господня земля и что наполняет её» (KJV). Павел цитирует его в 1 Коринфянам 10:26, когда он решает споры о том, что христианам следует и что не следует есть. Он хотел передать ощущение Божьей щедрости.
В конечном счете вопрос о том, сколько мы тратим на праздничные мероприятия, является вопросом личной совести и молитвы. Да, есть время поститься, и есть время раздавать вещи. Если вам повезло, и вы можете позволить себе отпуск, вы также можете спросить, кого ещё вы можете благословить, если ваш располагаемый доход позволяет это.
Уильям Уилберфорс, великий борец за отмену работорговли, умер относительно бедным человеком, потому что отдавал всё, что мог. Это прекрасный пример. Я не думаю, что он попрошайничеством зарабатывал себе на жизнь — он, вероятно, был достаточно обеспечен, чтобы много отдавать и при этом иметь достаточно, чтобы прожить — но такие примеры должны заставить нас задуматься.
Жизнь не в том, чтобы иметь больше денег в банке, чем кто-либо другой. Щедрость – это то, что имеет значение – Божья щедрость к нам и наша щедрость к тем, кто нас окружает.
Адаптировано из подкаста Ask NT Wright Anything #98.
NT Wright — один из ведущих мировых исследователей Нового Завета и автор многих академических и непрофессиональных книг, в том числе «Удивлённый надеждой», «День, когда революция началась» и «Павел: биография».
|