Недавние научные исследования показали, что до четверти человеческих беременностей заканчиваются выкидышем, причем многие выкидыши происходят ещё до того, как мать узнала о своей беременности.[1] Кроме того, многие дети умирают в течение первых недель или месяцев младенчества ещё до крещения. Поэтому многие опустошенные родители-христиане борются с вопросом о том, спасены ли их нерождённые или новорождённые дети, которые умерли, и находятся ли они на небесах. Вопросы этих родителей неизбежно относятся к проблеме одушевления, т.е. когда именно человеческое существо обретает душу, которая должна быть либо спасена, либо проклята. Поэтому, прежде чем обратиться к самому вопросу, давайте кратко рассмотрим христианскую доктрину одушевления.
Одушевление
Исторически в христианском богословии существовало три позиции в отношении происхождения души: предсуществование, креационизм и традуцианство. Я кратко объясню всё это, после чего приведу доводы в пользу позиции традуцианства и объясню, как это связано со спасением младенцев и недоношенных младенцев.
Предсуществование
Когда речь заходит о предсуществовании, необходимо проводить различие между доктринами вечного и временного предсуществования соответственно. Вечное предсуществование утверждает, что все человеческие души существуют от вечности и что душа соединена с телом либо до, либо в момент рождения. Эта языческая точка зрения никогда не отстаивалась ни одним известным мне богословом в истории христианской Церкви. Временное предсуществование, идея о том, что душа была создана Богом когда-то в прошлом, а затем соединена с телом во время (или после) зачатия, отстаивалась отцом церкви третьего века Оригеном, но его доктрина не имеет основы в Писании и также в значительной степени обязана языческой мысли — в первую очередь Платону.
... Читать дальше »