Поместная церковь невелика и это не просто так
|
Первый раз, когда пастор заставил меня плакать от разочарования, был, когда мне было 18 лет и я работала стажером в мегацеркви. Я предложила провести лето, сосредоточившись примерно на 10 девочках из средней школы, намеренно развивая с ними отношения.
“Всего 10?” - ответил пастор, ругая меня за то, что я трачу его время на маленькое виденье. Он хотел, чтобы его поразили цифры и показатели. Он хотел, чтобы не просто небольшая группа девочек глубже узнала Иисуса, а чтобы это было пробуждение, в котором крестились бы сотни людей.
Этот пастор, хотя я и не согласна с ним, не является однозначно злым. Он просто находился под влиянием плохо сформированных импульсов евангелизма к грандиозности и эффективности. Но мы, как церковь, должны заново открыть для себя доброту малости и особенности. Если мы этого не сделаем, нам грозит опасность обменять глубину на поверхностность, а ученичество - на зрелище.
Возможно, самым важным институтом сегодня является поместная церковь. И одно из её самых важных и пророческих призваний в наше время — оставаться, что характерно, поместной, то есть преданной определённым людям в определённом месте.
Уэнделл Берри сказал, что вещи, которые мы “любим, как правило, имеют собственные имена”. Мы не можем любить церковь или мир абстрактно. Вместо этого, когда мы проповедуем и служим другим, мы должны научиться делать это для людей с собственными именами в месте с собственным названием.
Служение Иисуса - это лучший пример принятия малости и особенности. “Слава христианства заключается в его утверждении, что мелочи действительно имеют значение и что небольшая компания, очень немногие, один мужчина, одна женщина, один ребёнок имеют бесконечную ценность для Бога”, - писал бывший архиепископ Кентерберийский Майкл Рэмси. “Наш Господь посвятил Себя маленькой стране, мелочам и отдельным мужчинам и женщинам, часто уделяя часы времени очень немногим или одному мужчине или женщине”.
Он продолжил: “Наш Господь даёт много часов одной женщине из Самарии, одному Никодиму, одной Марфе, одной Марии, одному Лазарю, одному Симону Петру, ибо бесконечная ценность одного является ключом к христианскому пониманию многих”.
Когда я читаю Евангелия, мне кажется, что если Иисус хотел быстро донести Своё послание до масс, Он потратил впустую много времени. Рэмси отмечает, что, как и мы, Иисус жил в “огромном мире с его огромными империями, огромными событиями и трагедиями”. Тем не менее, Он прожил большую часть Своей жизни в безвестности, и даже когда началось Его общественное служение, Он проводил большую часть Своего времени с небольшой группой людей или в одиночестве в молитве.
Хотя Он действительно проповедовал большим группам, с точки зрения стратегического роста — если учесть, сколько времени Иисус проводил, сидя с очень немногими, а не исцеляя, обличая, проповедуя, обучая или поражая толпы чудесами — служение нашего Господа кажется положительно неэффективным.
Одно из главных искушений нашего цифрового века - направлять наше служение на тех, кто находится за пределами церкви, и проповедовать тем, кто находится за пределами святилища. Я слышала от одной подруги, что их церковь начала транслировать онлайн-богослужения во время пандемии, но теперь планирует широко предлагать их для всех в ближайшие десятилетия. Выраженная причина для этого? Они обнаружили, что их услуги собрали “национальную аудиторию”.
Но ученики обычно не формируются в массовой “аудитории”. У них должны быть собственные имена.
Проповедь - это акт любви, а не учёности. Проповедь проистекает, в частности, из сидения напротив члена церкви за чашкой кофе, из пастырской заботы и консультирования, из посещения больницы и из прогулок по улицам определенного города и района.
В общем, ученичество возможно только в том случае, если мы знаем реальных людей, их трудности, потребности и пути роста. Искать национальную платформу — значит незаметно сосредоточить церковь на богослужебном опыте, который становится представлением, похожим на рок-концерт или выступление на TED, в противоположность тому, чтобы быть воплощённым местным сообществом, живущим вместе, собранным вокруг Слова и причастия.
Тихая, скромная и медленная работа поместных церквей и пасторов свидетельствует о другом образе жизни в мире, который часто включает в себя громкое, большое и эффективное. Эта терпеливая работа следует за Иисусом, видя и утверждая бесконечную ценность того, кого Он знает и называет по имени.
Tish Harrison Warren - священник англиканской церкви в Северной Америке и автор книг "Литургия обычного" и "Молитва ночью".
|