Предыдущая
ЭПИЛОГ (ОТКРОВЕНИЕ 22:12-21)
Как и введение, эпилог Откровения представляет собой прекрасное украшение содержания книги. Давайте кратко рассмотрим текст эпилога, чтобы увидеть, как он обрамляет остальную часть книги. Эпилог начинается с такого утверждения:
"Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний." (Откр.22:12,13)
И в начале, и в конце Откровения мы находим утверждения о скорых сроках наступления грядущих пророческих событий. Когда Наполеон предупреждал в письме, что скоро нападет, он не имел в виду наше время. Когда Авраам Линкольн писал о скором прекращении рабства, он не имел в виду наше время. Так почему же мы должны думать, что Иисус говорил о нашем времени, когда сказал "скоро"? Только пренебрегая текстом Библии, мы можем интерпретировать "скоро" как "не скоро". Для первоначальных читателей Откровения разрушение Иерусалима было уже скоро, и Иисус был совершенно прав, говоря, что это произойдет скоро. Затем Он продолжает напоминать читателям о двух вариантах:
"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду." (Откр.22:14,15)
В первом веке у людей было два варианта. У них было два Иерусалима на выбор (см. Гал. 4:24-26; Евр. 12:22; 13:14).
Если они принимали Иисуса как своего Господа и Мессию, они духовно проходили через ворота и входили в небесный Иерусалим, то есть в Невесту Христа, Церковь. Если же они не принимали небесный Иерусалим, то по умолчанию выбирали земной Иерусалим, который был полон зла и должен был быть осужден. Это краткое изложение всего послания книги. Затем Иисус заверяет Своих верных последователей, что их ожидание не было напрасным.
«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.» (Откр.22:16)
Церкви пережили почти сорок лет невероятных гонений с тех пор, как Иисус вознесся, и настало время для обновления с Небес. В то время, когда Иерусалим стоял в преддверии невероятной трагедии, Иисус сообщил Своим последователям на земле последние новости и ободрил их тем, что Он не забыл о Своем обещании прийти. В конце Откровения Он исполняет мощный гимн о Своем пришествии и предупреждает всех, кто захочет изменить Его пророчество:
«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.» (Откр.22:17-21)
Некоторые задаются вопросом, почему Иисус вставляет это предупреждение в стихи 18 и 19. Мысль такова: Если люди в первом веке изменили бы контекст и содержание этого пророчества о предстоящем разрушении Иерусалима (см. стих 20), то верующие могли неправильно истолковать и понять текст. А это привело бы к тому, что христиане оказались бы заперты в ловушке внутри Иерусалима во время разрушения. Необходимо было, чтобы все содержание Откровения осталось нетронутым, чтобы указания Иисуса церквям первого века для спасения от разрушения были исполнены.
По словам Альберта Барнса, "ни один христианин не погиб при разрушении этого города [Иерусалима]". Из этого ясно, что каждый христианин в первом веке понял Елеонскую речь Иисуса и Откровение. Поскольку они знали, что это касается их ближайшего будущего, они поняли, когда нужно бежать в близлежащие горы. Книга Откровения стала бесценным благословением в первом веке, но с течением времени, когда события 70 года отошли в далекое прошлое, люди перестали понимать предназначение Откровения для тех, кто жил непосредственно перед разрушением Храма. То, что нам кажется загадочной книгой, на самом деле было для них четким указанием. Когда мы осознаем это, то с благоговением оглядываемся на то, что Бог сделал для Своего народа, и с надеждой смотрим в будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОХРАНЯЕТ ЛИ ОТКРОВЕНИЕ СВОЮ АКТУАЛЬНОСТЬ?
Многие неподготовленные студенты стояли перед произведением искусства и спрашивали себя: "Действительно ли краска, размазанная по холсту, имеет какую-то непреходящую ценность или актуальность? Для неподготовленного человека – нет, напротив, представляя из себя беспорядочные мазки и тайны. То же самое можно сказать и о Книге Откровения. Но для студентов, подготовленных в области истории искусства, шедевр перед ними имеет неописуемую ценность, потому что художник, контекст, цель, место и временные рамки написания - все это рассказывает историю, которую стоит запечатлеть на холсте.
В ответ на то, что мы обсудили в этой книге, некоторые могут задаться вопросом, сохраняет ли Откровение ценность для современных читателей? Для многих эта мысль тревожна. На самом деле, Вочман Ни использовал этот вопрос в качестве аргумента против такого взгляда на Откровение:
«Датировка написания Откровения представляет собой серьезную проблему, отчасти потому, что некоторые рационалистические учителя выступают за более раннюю дату его написания - они утверждают, что, вероятно, оно было написано во времена правления римского императора Нерона. Они сформулировали эти конкретные временные рамки, чтобы утвердить теорию о том, что серьезные провозглашения, записанные в книге Откровения, исполнились после печально известного и разрушительного пожара, произошедшего в Риме во времена Нерона. Согласно этой теории, то, о чем пророчествовала книга, на самом деле указывало лишь на гонения на древних христиан и разрушение Иерусалима вместе с событиями, которые произошли именно в тот период римской истории. Пророчество о звере или антихристе просто относится к тирании и злым делам, которые совершил кесарь Нерон. Таким образом, содержание всей книги полностью исполнилось благодаря событиям, произошедшим во времена Нерона. Для этих сторонников Откровение теперь является лишь книгой уже исполнившихся пророчеств. И поэтому оно не имеет никакой будущей духовной ценности для нас, христиан. Оно просто составляет особую часть римской истории и/или истории древней церкви. Но если это так, то не будет ли Откровение совершенно бессмысленной книгой для нас, сегодняшних христиан?»
Здесь мы видим, что согласно точке зрения Вочмана Ни, понимать Откровение с нашей точки зрения - значит лишить его всякой непреходящей ценности и цели. Я с этим не согласен. Если бы я мог вести диалог с Вочманом, я бы сказал следующее:
Согласно вашей логике, каким образом тогда Ветхий Завет может иметь непреходящую ценность? Он был написан о событиях, которые уже произошли! Как история о Рождестве Господа Иисуса может иметь непреходящую ценность? Она была написана о событиях, которые уже произошли! Какую непреходящую ценность имеет Евангелие? Оно описывает события жизни Иисуса, которые уже произошли! Какую непреходящую ценность имеет история о распятии? Она была написана о событиях, которые уже произошли! Какую непреходящую ценность имеют письма Павла, Петра, Иакова и Иоанна? Они были написаны христианам, которые уже давно умерли!
Дело в том, что вся Библия имеет непреходящую ценность и актуальность, независимо от того, идет ли речь в отдельных отрывках о событиях прошлого! Тот факт, что Откровение не является загадочной головоломкой, над которой нужно корпеть в попытке разобраться каждому поколению верующих, не означает, что оно имеет меньшую актуальность.
Напротив, из Откровения мы узнаем много ценного. Вот пять наиболее важных уроков, которые мы можем извлечь из Откровения несмотря на то, что оно не пророчествует о событиях в нашем будущем:
1. Мы полностью утвердились в новом завете с нашим женихом, Царем Господом Иисусом Христом.
2. Весь гнев был излит на ветхозаветную систему закона и больше никогда не повторится.
3. Мы соработники с Царем, чтобы творить все новое.
4. Нет причин бояться будущего единого мирового правительства, управляемого зверем.
5. Иерусалим не должен быть идолом для современного христианина.
Теперь, когда мы ясно видим красоту Откровения - полное устранение ветхого завета и прекрасное описание нового завета, в котором мы теперь живем, - пришло время вернуться к работе и творить всё новое.
|